Сущность налогов и принципы налогообложения
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Выплаты эти принудительны и безвозмездны.
Различают 2 вида налогов:
А) прямые (взимаются непосредственно с доходов и имущества);
Б) косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу). НДС, акцизы.
Налог содержит обязательные элементы:
1) субъект (плательщик);
2) объект (доход, имущество, товар);
3) источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд);
4) величина налоговой ставки (квота);
5) порядок и сроки уплаты налога;
6) налоговые льготы.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.
Взимание налогов производится властью государства при наличии соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений.
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Налоги выполняют следующие функции — распределительную и контрольную.
Посредством распределительной (фискальной) функции осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций (хозяйственно-организаторской, социальной, обороны страны и др.). В процессе осуществления этой функции реализуется стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее) воздействие на производственную и непроизводственную сферу общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений.
Путем контрольной функции оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. Контрольная функция налогов проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов находятся в тесной взаимосвязи и единстве, в конечном счете они определяют эффективность налоговых отношений.
Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):
• принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
• принцип экономии - расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.
Российская современность. Принципы налогообложения РФ закреплены в Налоговом кодексе.
К основным принципам налогообложения относятся:
1. Принцип законности налогообложения; Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права).
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения; «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»
3. Принцип справедливости налогообложения; равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов
4. Принцип публичности налогообложения;
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; запрет на установление налогов иначе как законом
6. Принцип экономической обоснованности налогообложения; Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными).
7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности налоговой обязанности; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Функции налогов
Налоги – обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физ лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва или муницип образований (ст. 8 НК РФ).
В настоящее время нет единой точки зрения на количество выполняемых налогом функций - одни ученые называют только две – фискальную и регулирующую, по мнению других налоги выполняют по меньшей мере еще три функции: контрольную, распределительную и социальную. Рассмотрим все:
1. Фискальная функция - заключается в обеспечении гос-ва финансовыми ресурсами. Она реализует основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Но ее реализация имеет ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним займам, что приводит к образованию государственного долга. Здесь формируется взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем.
2. Регулирующая функция - заключ в воздействии на общественные отношения в государстве, в 1ю очередь на производственные процессы. При этом выделяют подфункции:
- стимулирующего назначения - реализуется через систему налоговых льгот (напр, скидки, налоговый кредит – это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы).
- воспроизводственного назначения - реализуется через систему налоговых платежей и сборов, \предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных) (напр, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог).
3. Контрольная функция. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Это не налоговый контроль – контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.
4. Распределительная функция выражается а распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством о целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.
5. Социальная функция. Ее предназначение – обеспечение и защита конституционных прав граждан и достижение соц справедливости.
Формула – объем денег в бюджете = налоговой базе (напр, прибыль) * %