Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика
В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.
Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на следующие группы:
1) высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью:
· Президент РФ;
· Государственная Дума РФ;
· Правительство РФ.
2) государственные органы специальнойкомпетенции:
· Минфин России;
· ЦБ РФ.
3) федеральные органы исполнительной власти (их финансовые департаменты и другие финансовые подразделения);
4) органы государственной власти субъектов РФ;
5) органы местного самоуправления.
Высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью
Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.
Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ1 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Государственные органы специальной компетенции
Для государственных органов специальной компетенции финансовая деятельность является основной.
Минфин России относится к числу федеральных ведомств, в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
Основные функции Минфина России:
· составляет проект федерального бюджета;
· утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
· доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
· открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
· осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
· запрашивает и получает в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.
Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, особую роль в осуществлении финансовой деятельности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.
Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.
Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти
Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.