Метод финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осу­ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда фак­торов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: реви­зии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докла­дов, информации должностных лиц.

Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наибо­лее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, организаций, учреждений с целью про­верки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансо­вые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетент­ных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предус­мотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплано­выми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), ком­плексными (проводимыми совместно несколькими контролирую­щими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, пла­тежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, ор­ганизации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны фи­нансово-хозяйственной деятельности (например, проверка коман­дировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизи­онной группы, руководителем проверяемой организации и ее глав­ным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению вы­явленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предло­жения по предупреждению нарушений государственной дисцип­лины; виновные привлекаются к ответственности.

1. Аудитором Счетной палаты РФ А.А. Кузьмицким было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ факторов, влияющих на эффективность и результативность использования средств займов международных финансовых организаций, привлекаемых в рамках Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в 2008-2011 годах». В результате было выявлено, что ведомственные правовые акты Минэкономразвития России и Минфина России, регламентирующие процедуры рассмотрения финансируемых за счет иностранных займов проектов, порядок их отбора, контроля за реализацией, не разработаны; концепции финансируемых проектов имеют низкое качество подготовки: составляются в свободной форме, носят описательный характер, не имеют достаточных экономических обоснований; ответственность лиц, участвующих в реализации проектов не определена и пр.Однако, экспертный анализ, произведенный аудитором, не был направлен на выявление фактов нарушения действующего законодательства и привлечение виновных лиц к ответственности.

Входит ли в число задач и функций Счетной палаты РФ оценка эффективности исполнения уполномоченными органами и должностными лицами возложенных на них полномочий, либо Счетная палата РФ имеет право оценивать лишь законность действий подконтрольных субъектов? Осуществляет ли Счетная палата РФ контроль состояния и использования внешних заимствований РФ (государственного долга)? Перечислите полномочия Счетной палаты РФ.

2. Приведите примеры предварительного, текущего и последующего финансового контроля (по три примера).

3. В ходе проведения Контрольным управлением Президента РФ мероприятий по контролю исполнения распоряжений Президента РФ был выявлен ряд нарушений. В результате Контрольным управлением было принято решение об увольнении федерального государственного служащего А., возбуждено уголовное дело в отношении федерального государственного служащего Б., направлено предложение губернатору С-кой области о привлечении к дисциплинарной ответственности государственного служащего С-кой области В. Правомерны ли действия Контрольного управления Президента РФ?

Наши рекомендации