Метод финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц.
Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности.
1. Аудитором Счетной палаты РФ А.А. Кузьмицким было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ факторов, влияющих на эффективность и результативность использования средств займов международных финансовых организаций, привлекаемых в рамках Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в 2008-2011 годах». В результате было выявлено, что ведомственные правовые акты Минэкономразвития России и Минфина России, регламентирующие процедуры рассмотрения финансируемых за счет иностранных займов проектов, порядок их отбора, контроля за реализацией, не разработаны; концепции финансируемых проектов имеют низкое качество подготовки: составляются в свободной форме, носят описательный характер, не имеют достаточных экономических обоснований; ответственность лиц, участвующих в реализации проектов не определена и пр.Однако, экспертный анализ, произведенный аудитором, не был направлен на выявление фактов нарушения действующего законодательства и привлечение виновных лиц к ответственности.
Входит ли в число задач и функций Счетной палаты РФ оценка эффективности исполнения уполномоченными органами и должностными лицами возложенных на них полномочий, либо Счетная палата РФ имеет право оценивать лишь законность действий подконтрольных субъектов? Осуществляет ли Счетная палата РФ контроль состояния и использования внешних заимствований РФ (государственного долга)? Перечислите полномочия Счетной палаты РФ.
2. Приведите примеры предварительного, текущего и последующего финансового контроля (по три примера).
3. В ходе проведения Контрольным управлением Президента РФ мероприятий по контролю исполнения распоряжений Президента РФ был выявлен ряд нарушений. В результате Контрольным управлением было принято решение об увольнении федерального государственного служащего А., возбуждено уголовное дело в отношении федерального государственного служащего Б., направлено предложение губернатору С-кой области о привлечении к дисциплинарной ответственности государственного служащего С-кой области В. Правомерны ли действия Контрольного управления Президента РФ?