Стратегия улучшения качества продукции

Улучшение каче­ства становится одним из наиболее ключевых факторов, влияющих на стратегию компаний. В настоящее время в иностранных компани­ях происходит всеобщее движение к тотальному контролю качества. Поэтому для достижения конкурентоспособности продукции отече­ственных фирм необходимо также внедрять у себя «всеобщее управ­ление качеством». Предпосылки этого процесса были заложены в комплексной системе управления качеством продукции (КСУКП) в 1980-е гг

Стратегия структурной перестройки предприятия.Для реа­лизации данной стратегии можно рассмотреть следующие меры: вы­деление отдельных производств в самостоятельные предприятия, передачу на баланс местных органов власти некоторых объектов соц-культбыта, консервацию убыточных производств, закрытие бесперс­пективных производственных линий, реорганизацию производства, модернизацию цеховой структуры, сосредоточение оборудования на меньших площадях. Конечная цель такой реорганизации — оптими­зация величины мультипликатора «Выручка / Активы» для достиже­ния желаемой величины рентабельности активов.

Стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продук­ции.Большинство российских предприятий ориентировано на узко­специализированное крупносерийное производство. Более широкий спектр удовлетворения запросов клиентов позволит дифференциро­вать сбыт и повысить маневренность управления прибылью за счет оптимизации ассортиментной политики.

Стратегия повышения экономической эффективности произ­водства.

Все производственные операции исследуются с разных сто­рон. Анализируются доходы и издержки, уровень стандартизации и унификации и др. Рассматривается возможность внедрения новых эле­ментов в технологический процесс, новых видов материалов. Для повышения эффективности производства оборудование, вероятно, придется заменить, модернизировать или по меньшей мере отремон­тировать. Эти меры могут существенно повлиять на достижение оп­ределенной структуры издержек и стандартов качества, особенно при высокой конкуренции на рынке.

Энергозатратные процессы в настоящее время присущи практи­чески всем промышленным предприятиям, у которых ранее энергия была относительно дешевой, а поставки сырья — бесперебойными. Сегодня технологические процессы необходимо приспособить таким образом, чтобы более совершенная технология компенсировала рост затрат сокращением длительности производственного цикла, мате­риалоемкости, энергоемкости и трудоемкости.

3. Антикризисная кадровая/ управленческая стратегия

Улучшение кадрового потенциала. Если финансовые прогнозы показывают убытки от основной деятельности, то продолжение функ­ционирования бизнеса связано, как правило, со сменой управленче­ской команды. Управление персоналом предприятий анализируется в функциональных срезах: маркетинг, производство, финансы и кад­ры. Ответственность и полномочия делегируются руководителям структурных подразделений, выделяются центры ответственности учета затрат и прибылей. Коллектив активно включается в реоргани­зацию структуры предприятия.

На управление персоналом кризисного предприятия также влияют внешние (законодательное регулирование трудовых отношений, ситуа­ция на рынке труда, активность профессиональных и общественных объединений) и внутренние (цели фирмы, организационная структура, стиль управления, условия труда, потенциал коллектива) факторы.

Антикризисная политика управления персоналом неплатежеспо­собного предприятия концентрируется на разработке главных прин­ципов и приоритетов кадровой политики, планировании структуры и штата по назначению, резервам и перемещению, создании и поддер­жке информационной базы о движении кадров, мотивации труда, формировании программы адаптации кизменениям, профориентации и переподготовки, методов оценки соответствия кадровой политики долгосрочной стратегии фирмы.

Для восстановления платежеспособности и выхода предприятия на нормальный режим работы, характерный для рентабельного и ра­стущего бизнеса, закрепления позиции предприятия на рынке руко­водитель должен располагать командой, способной подходить к ра­боте творчески, профессионально, преломить негативную ситуацию за счет победы конструктивных сил над деструктивными силами.

Недооценка роли человеческого фактора в условиях экономиче­ского кризиса предприятий привела к потере высококвалифицирован­ных кадров, «разбазариванию» стратегически важного имущества. По мере накопления капитала и опыта грамотными предпринимателями кризисные предприятия постепенно переходят в руки эффективных собственников, которые формируют молодые управленческие коман­ды, владеющие современными рыночными инструментами принятия продуктивных решений.

Стратегия усиления кадрового потенциала предприятия.

Пер­вым действием, касающимся всех отделов, в особенности отделов мар­кетинга и сбыта, бухгалтерии и финансов, является подбор на вакан­тные должности специалистов, отвечающих требованиям времени. Смена руководства также необходима, если реализуются неадекват­ные текущим условиям и долгосрочной стратегии методы.

Повышение квалификации персонала, устранение дублирования, налаживание взаимодействия между подразделениями и цели оздо­ровления — главные звенья кадровой политики кризисного предпри­ятия. Чтобы эффективно двигаться навстречу поставленной цели, ру­ководитель должен координировать работу и побуждать людей ее выполнять.

В большинстве случаев наблюдаемый избыток персонала на кри­зисных предприятиях — одна из причин высоких издержек произ­водства и непродуктивного управления кадрами.

Наши рекомендации