Преимущества лизинговых операций

Лизинг в России - тенденции и перспективы

ЛИЗИНГ(англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.

Виды лизинга

На сегодняшний день в хозяйственной практике существует различные виды лизинга, каждые из которых имеют свои специфические особенности. Наиболее распространенными из них являются:

оперативный лизинг (операционный лизинг, сервисный);

финансовый лизинг (капитальный);

возвратный лизинг;

долевой лизинг (участвует третья сторона);

прямой лизинг;

сублизинг.

Преимущества и недостатки лизинга

Как и у любой другой финансовой деятельности, у лизинговых операций существуют свои сильные и слабые стороны. Лизинг, с экономической точки зрения, органично сочетает в себе элементы инвестиций, аренды и кредита. Что же касается правовой точки зрения, то лизинг построен на разграничении права на использование (владение) лизингового объекта и права собственности на него. Чем выгоден лизинг? Данный ответ можно получить, изучив все преимущества и недостатки лизинга.

Преимущества лизинговых операций

Многие специалисты считают, что преимущества лизинга перед кредитом, а также другими формами кредитного финансирования, очевидны. В действительности же только некоторые из них действительно очевидны, другие являются весьма спорными. Плюсы и минусы лизинга могут заключаться для участников отношений в прямо диаметральном соотношении. Например, то, что является для одного субъекта (лизингодателя) плюсом, для другого субъекта (лизингополучателя) будет явным минусом.

Преимущества лизинга для лизингодателя:

Право собственности на лизинговое имущество принадлежит лизингодателю (это является дополнительной гарантией возврата заемных средств лизингополучателем);

Применение ускоренной амортизации на объект лизинга отличается высокой ликвидационной стоимостью, благодаря чему при возврате имущества по окончанию срока лизингового договора объект лизинга может принести лизингодателю немалую прибыль;

Владение правом собственности на объект лизинга гарантирует значительные налоговые льготы;

Доход генерируется вложенными в производственное оборудование инвестициями;

Единоличный контроль целевого применения кредитных сделок (финансовые ресурсы направляются на непосредственное приобретение основных средств);

Минимальный риск невозврата кредита обеспечивается за счет имущественного инвестирования;

Дополнительная возможность привлечения финансов через передаваемое в лизинг имущество.

Преимущества лизинга для лизингополучателя:

Стопроцентное финансирование приобретения необходимых основных фондов, не требующее быстрого возврата заемных средств;

Лизинг выгоден как мелким, так и крупным лизингополучателям, так как финансирование займа происходит с точным соответствием стоимости необходимых активов;

Договор лизинга оформляется с учетом особенностей и специфических требований лизингополучателя;

Лизинговые операции способствуют производству и реализации произведенной продукции, что в свою очередь содействует наполняемости государственного бюджета, именно поэтому политика государства направлена на расширение и поощрение лизинговой деятельности в России;

Финансовые планы лизингополучателя более стабильны и поэтому способствуют увеличению прибыли;

Лизинг позволяет лизингополучателю реализовывать крупные проекты без вложения первоначальных значительных денежных ресурсов;

Процедура оформления лизинга намного проще и быстрее, чем процедура оформления банковского потребительского кредита;

Лизинговые платежи способствуют уменьшению налогооблагаемой прибыли предприятия лизингополучателя и т,д.

Основные недостатки лизинга:

Лизингополучатель несет полную материальную ответственность за техническое состояние лизингового имущества;

Итоговая стоимость лизинговых платежей значительно превышает в цене стоимость объекта лизинга и некоторые виды кредитных программ банка;

Лизингополучатель не имеет права собственности на приобретенное лизинговое имущества до момента полного погашения его стоимости кредитными платежами, поэтому не может их использовать в качестве залогового обеспечения при получении кредитного займа;

Колебания процентных ставок по лизинговым операциям увеличивают стоимость лизингового займа, тем самым негативно отражаясь на платежеспособности лизингополучателя;

Лизинговые операции усложняются количеством участников лизинговых отношений;

Быстрое развитие научно-технического прогресса делает приобретаемое оборудование в лизинг морально устаревшим, при этом лизинговые платежи не прекращаются до окончания срока действия договора;

При осуществлении международного лизинга лизингополучатель не застрахован от колебаний валютного курса;

При преждевременном выходе из строя лизингового имущества лизингополучатель продолжает выплату начисленных лизинговых платежей.

Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно.

Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2005 года, по-видимому, уже войдет в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

Новые тенденции на рынке лизинга

Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2005 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг

Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Па-рекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными.

У новых компаний амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долл. США, «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд долл. США уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн долл. США. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.

На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.

Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей - у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.

Перспективы лизингового рынка

Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.

Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.

Развитие лизинга в России является одной из главных задач государства, поэтому его поддержка направлена на формирование, развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов субъектов лизинговой деятельности.

Российское государство активно проводит поддержку лизинга в области отечественной экономики и образования. Основам успешной лизинговой деятельности обучают студентов, повышают квалификацию преподавательскому составу, осуществляют подготовку (переподготовку) федеральных служащих, непосредственно занимающихся вопросами лизинговой деятельности.

Государственная поддержка обеспечивает развитие лизинга в России путем разработки и реализации федеральной программы, направленной на среднесрочное и долгосрочное социально-экономическое развитие как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее регионов.

Развитие лизинга в России глазами специалистов

Как утверждают специалисты кредитного сектора, в 2012 году ожидается рост лизинговых показателей более чем в два раза, особенно это коснется сегмента дорожно-строительной и строительной техники. Данный вид лизинга динамично развивается за счет активизации жилищного строительства, реализации долгосрочных инфраструктурных проектов, а также развития конъюнктуры рынка по финансовой аренде спецтехники.

Помимо крупных застройщиков, клиентами лизинговых компаний все чаще становятся небольшие предприятия, которые специализируются на сублизинге (передаче арендованной техники в субаренду). Кредитные специалисты отмечают, что наблюдается стабильная положительная динамика в сегменте лизинга оборудования, транспорта и техники для средних и малых предприятий.

На сегодняшний день значительного ухудшения ситуации и понижения спроса на лизинговые услуги специализированных компаний со стороны потребителей не наблюдается. Лизинговый рынок едва замедлил свое динамичное развитие, однако это может быть связано с пониженным влиянием отложенного спроса.

Хотя, развитие лизинга в России довольно скоро может стать непопулярным финансовым инструментом в России. Это связано с намерением Минфина отменить ускоренную амортизацию в лизинге. Подкомитет ТПП РФ по лизингу подсчитал, что реализую данную инициативу, лизинг утратит суть инвестиционного механизма, что приведет к семидесяти процентному падению лизингового рынка и превращения его в обычный рынок аренды или купли-продажи имущества в рассрочку.

Лизинг в Омске

На сегодняшний день рынок лизинга в Омске динамично развивается, представители малого и среднего бизнеса для приобретения необходимого им оборудования и техники (в лизинг можно получить и автотранспорт, и коммерческую недвижимость) предпочитают воспользоваться именно лизингом, а не банковским кредитованием.
Причин для этого немало, одна из самых главных состоит в том, что для получения посредством лизинга в Омске нужного имущества отсутствует необходимость иметь какое-либо залоговое обеспечение, так как получаемое имущество и будет служить залогом.
В большинстве случаев договор лизинга в Омске заключается на срок до 3 лет, однако когда приобретается дорогостоящее оборудование (недвижимость) лизинг может быть продлен до 5 лет, а в некоторых случаях еще больше; при этом размер ежегодного удорожания обычно находится в интервале от 7 до 12%.
В частности, для предпринимателей Омска лизинговые услуги предоставляют компании CARCADE, ГЛАВЛИЗИНГ, ДельтаЛизинг, КМБ-ЛИЗИНГ, Лизинг Консалт, Югорская лизинговая компания и НОМОС-Лизинг, предлагая различные варианты лизинга.

Наши рекомендации