Установление обязательных экономических нормативов

Центральный банк РФ регламентирует деятельность коммерческих банков посредством установления для них обязательных экономических нормативов, определения правил ведения учета и предоставления отчетности, контроля за деятельностью кредитных организаций.

Деятельность коммерческих банков должна соответствовать определенным экономическим нормативам, что является необходимым условием их безопасности. Особенностями устанавливаемых Центробанком нормативов являются:

· возможность их изменения в зависимости от экономических условий. О предстоящих изменениях нормативов ЦБ РФ обязан объявить не позднее, чем за месяц до их введения; об изменениях отдельных из них – раньше (например, об изменении минимального размера собственного капитала – не менее чем за 3 месяца до момента его введения);

· устанавливаются с учетом международных стандартов и на базе консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами;

· имеют особый национальный характер (отличны, например, от европейских по перечню, количественным параметрам);

· фиксируются в специальных методиках ЦБ РФ;

· достаточно стабильны (некоторые не меняются в течение ряда лет);

· могут дифференцироваться по видам банков.

В соответствии с действующим законодательством Банк России может устанавливать для коммерческих банков следующие нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности;

6) нормативы достаточности капитала;

7) размеры валютного, процентного и иных рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам).

Порядок отчетности и ее публикация в печати. В соответствии с законом банки обязаны составлять и публиковать в открытой печати бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом, если банк имеет в собственности более 50% голосующих акций (долей) другой кредитной организации, то он должен представить в ЦБ РФ консолидированную отчетность, включая консолидированные бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Данная отчетность может быть опубликована в открытой печати только после подтверждения ее достоверности аудиторской организацией.

Контроль за деятельностью банков. Как орган банковского надзора и регулирования Банк России:

· взаимодействует с банками, их союзами и ассоциациями;

· имеет право для изучения отдельных вопросов банковского дела создавать комитеты и рабочие группы;

· проводит с банками консультации перед принятием наиболее важных решений нормативного характера;

· дает разъяснения по вопросам регулирования банковской деятельности;

· осуществляет анализ деятельности банков для выявления ситуации, угрожающей интересам вкладчиков, банковской системы в целом.

При этом, будучи контролером, ЦБ РФ:

· не может участвовать в капиталах кредитных учреждений, если иное не установлено федеральным законом (например, в настоящее время он является учредителем Сбербанка РФ);

· не несет ответственности по обязательствам кредитных учреждений (за исключением тех случаев, когда ЦБ РФ принимает на себя такие обязательства), а кредитные учреждения не несут ответственности по обязательствам ЦБ РФ (за исключением случае принятия кредитным учреждением на себя таких обязательств);

· не имеет права требовать от банков выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц – клиентов (на практике данное требование зачастую нарушается).

Объектом контроля за деятельностью банков являются:

· соблюдение федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;

· полнота и достоверность информации, представляемой Банку России.

Порядок проверки кредитного учреждения устанавливается Советом директоров ЦБ РФ. При выявлении тех или иных нарушений ЦБ РФ вправе:

· потребовать от коммерческого банка устранения выявленных нарушений;

· взыскать штраф в размере до 0.1% от размера минимального УК;

· ограничить проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае, если коммерческий банк не устранил в установленные сроки выявленные нарушения, а также если эти нарушения создали реальную опасность для интересов вкладчиков, санкции Банка России усиливаются, ему дано право:

1) взыскать штраф в размере до 1% от оплаченного уставного фонда, но не более 1% от минимального размера УК;

2) потребовать от коммерческого банка осуществления: мер по финансовому оздоровлению, включая реструктуризацию активов; замены своего руководителя; реорганизации банка;

3) ввести для данного банка иные обязательные экономические нормативы на срок до шести месяцев;

4) запретить банку на срок до года открывать филиалы и осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные лицензией;

5) на срок до 18 месяцев ввести временную администрацию;

6) отозвать лицензию на выполнение банковских операций.

Согласно законодательству ЦБ РФ устанавливает контроль за акционерами коммерческого банка, может потребовать информацию об их финансовом положении, деловой репутации, требует уведомления о приобретении другими юридическими или физическими лицами, либо их группой более 5% долей (акций) кредитной организации, предварительного согласования в отношении тех, кто приобретает более 20% долей (акций) данного банка.

Наши рекомендации