Организация управления рисками в коммерческом банке ОАО «Банк Москвы» и оценка соблюдения обязательных нормативов на предмет величины риска

Пруденциальный надзор за деятельностью коммерческих банков означает надзор за их деятельностью через систему обязательных нормативов, контроль за соблюдением которых позволяет оценивать финансовое состояние банка и его устойчивость на постоянной основе. Количество нормативов, порядок их расчёта и значения определяет Банк России. В настоящее время действуют следующие нормативы:

1) Достаточность собственных средств банка (Н1);

2) Мгновенной ликвидности банка (Н2);

3) Текущей ликвидности банка (Н3);

4) Долгосрочной ликвидности банка (Н4);

5) Максимального размера риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков (Н6);

6) Максимального размера крупных кредитных рисков (Н7);

7) Максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (Н9.1);

8) Совокупной величины риска по инсайдерам банка (10.1);

9) Использования собственных средств банков для приобретения акций других юридических лиц (Н12);

Предполагается, что соблюдение банками нормативов снижает принимаемый ими уровень риска и предохраняет от потери ликвидности и вероятности банкротства. Безусловно, соблюдение нормативов снижает риски, но отнюдь не гарантирует от банкротства. Основное назначение нормативов пруденциального надзора – выявление проблем банка на ранне стадии, с тем чтобы предпринять необходимые меры по восстановлению его нормальной деятельности.

Номер строки Наименование показателя Нормативное значение Изменения
Норматив максимального размера риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков (Н6) 25,00 максимальное 18,30 максимальное 22,5 +4,2
минимальное 0,30 минимальное 0,20 -0,1
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) 800,00 231,30 218,70 -12,6
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н 10.1) 3,00 0,10 0,20 +0,1

Таблица 2.7 – Оценка соблюдения обязательных нормативов на предмет величины риска.

Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) обязана соблюдать установленные Банком России требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, включая требования к деятельности руководителя службы внутреннего контроля и руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, в банковских группах.

Лицо при назначении на должность руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита или руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям должно соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям и установленным статьей 16 настоящего Федерального закона требованиям к деловой репутации.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России о назначении на должность руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должности руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.


Проведём динамику отношения резервов на возможные потери к ссудной и приравненной к ним задолженности, которая изображена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Отношение резервов на возможные потери к ссудной и приравненной к ним задолженности

Таблица 2.8 - Формирование резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности в отчетном периоде (тыс.руб.)

Всего резервов, в том числе: 161 908 555
1.1 выдачи ссуд 45 629 706
1.2 изменения качества ссуд 38 951 613
1.3 изменения официального курса иностранной валюты по отношению к рублю, установленного Банком России 24 303 945
1.4 иных причин 53 023 291

Таблица 2.3.3 - Восстановление резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности в отчетном периоде (тыс.руб)

2. Всего резервов, в том числе: 147 748 961
2.1 списания безнадежных ссуд     2 686 231
2.2 погашения ссуд 47 500 546  
2.3 изменения качества ссуд 29 437 950  
2.4 изменения официального курса иностранной валюты по отношению к рублю, установленного Банком России 20 056 384
2.5 иных причин 48 067 850

Процесс управления рисками в ОАО «Банк Москвы» осуществляется на основе организационной структуры Банка и органов аппарата управления, представленных ниже:

1) Совет директоров Банка;

2) Президент-Председатель Правления Банка;

3) Правление Банка;

4) Кредитные комитеты Банка;

5) Комитет по розничным рискам Банка;

6) Комитет по управлению активами и пассивами Банка (далее – КУАП);

7) Комиссия по управлению операционными рисками и непрерывностью деятельности Банка;

8) Должностные лица.

Полномочия органов управления рисками Совет директоров Банка:

1. утверждает Политику управления рисками, политики в области управления отдельными видами рисков; стратегию управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по Банку, так и по отдельным направлениям его деятельности;

2. проводит оценку эффективности функционирования системы управления рисками и реализации стратегии ее развития;

3. контролирует деятельность исполнительных органов Банка по управлению рисками;

4. утверждает порядок применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов тестирования;

5. осуществляет контроль за достаточностью капитала Банка, организацией разработки и утверждения в Банке внутренних процедур оценки достаточности капитала, контроль за эффективностью их применения и соответствием данных процедур стратегии развития кредитной организации, характеру и масштабу деятельности Банка, а также за последовательностью их применения в кредитной организации;

6. утверждает планы восстановления финансовой устойчивости Банка;

7. утверждает предельно допустимый совокупный уровень и структуру принимаемых Банком рисков (риск-аппетит).

Президент-Председатель Правления Банка:

1. распределяет полномочия и ответственность по управлению рисками между руководителями подразделений;

2. утверждает внутренние документы, определяющие подходы к управлению отдельными видами рисков;

3. определяет полномочия должностных лиц.

Правление Банка:

1. определяет основные направления управление рисками;

2. принимает решения по вопросам формирования функционирования и совершенствования системы управления рисками;

3. одобряет планы действий в кризисных ситуациях;

4. устанавливает целевые значения уровня принимаемых рисков на среднесрочный и долгосрочный период в соответствии с принимаемым бизнес-планом;

5. производит оценку эффективности управления рисками.

Кредитный комитет Банка:

1. принимает решения для обеспечения эффективного процесса кредитования и достижения целевых значений уровня принимаемого Банком кредитного риска;

2. принимает решения о проведении операций, связанных с принятием кредитного риска, в рамках своих полномочий в соответствии с положением о Кредитном комитете;

3. утверждает методологические документы, определяющие порядок анализа финансового состояния и оценки кредитоспособности заемщика, расчета лимитов кредитования, определения платы за кредитный риск, оценки обеспечения и другие вопросы управления кредитным риском;

4. рассматривает и принимает решения в рамках полномочий, установленных положением о Кредитном комитете Банка, по проектам нормативных актов,

5. определяющих параметры кредитных сделок и регламентирующих порядок их проведения и другие;

6. малый кредитный комитет Банка и кредитные комитеты сетевых подразделений Банка принимают решения о проведении операций в рамках своих полномочий, установленных положениями о данных кредитных комитетах.

Комитет по розничным рискам Банка:

1. принимает решения для обеспечения эффективного функционирования розничного бизнеса в части оптимальной степени кредитного риска;

2. определяет параметры и принципы реализации кредитной политики Банка в части управления розничными кредитными рисками;

3. обеспечивает эффективную координацию работ и взаимодействия между подразделениями Банка, участвующими в управлении рисками розничного бизнеса.

Комитет по управлению активами и пассивами Банка:

1. утверждает структуру портфелей финансовых инструментов;

2. утверждает нормативные документы, относящиеся к управлению рыночным и балансовым рисками, в том числе риском ликвидности;

3. устанавливает лимиты, относящиеся к системе управления рыночными и балансовым рисками, в том числе риском ликвидности;

4. определяет основные параметры операций по соотношению риска и доходности;

5. определяет ценообразование по всем продуктам

Банка и является единственным коллегиальным органом (за исключением Правления, СД и Общего собрания акционеров) обладающим полномочиями устанавливать ставки привлечения и размещения.

Комиссия по управлению операционными рисками и непрерывностью деятельности Банка:

1. контролирует соблюдение утвержденных принципов управления операционными рисками и организации непрерывности деятельности;

2. координирует деятельность структурных подразделений в целях своевременного реагирования на изменение (увеличение) уровня операционного риска в деятельности Банка;

3. координирует деятельность структурных подразделений в целях создания комплексной системы мер по обеспечению непрерывности и/или восстановления деятельности Банка в случае возникновения угрозы режиму повседневного функционирования Банка в целом или отдельных бизнес-процессов.

По мере развития системы управления рисками, изменения структуры принимаемых Банком рисков, изменения уровня отдельных видов рисков в Банке могут создаваться иные органы управления рисками.

Должностные лица в рамках делегированных им Председателем Правления и/или органами управления рисками полномочий принимают решения о проведении стандартных операций, осуществляемых в пределах лимитов, установленных Председателем Правления Банка и уполномоченными органами управления рисками.

В соответствии со стоящими перед Банком задачами по управлению рисками, на работников Банка возлагаются функции управления рисками в рамках выполнения своих должностных обязанностей, закрепленных в должностных инструкциях и/или внутренних документах Банка по управлению рисками.

Организация, совершенствование, обеспечение функционирования системы управления рисками, возникающими в результате деятельности Банка, регулирование уровня принимаемых Банком рисков, возлагаются на Департамент рисков; в части рисков, возникающих в результате возможности вовлечения Банка в проведение операций, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также нарушением режима международных санкций – на Департамент финансового контроля; в части стратегического риска на Департамент стратегии и корпоративного развития; управление рисками потери деловой репутации осуществляется структурными подразделениями Банка, в рамках предоставленных им полномочий.

Общая направленность политики Банка в области снижения рисков отражена в основных задачах Политики по управлению рисками Банка:

1. формирование принципов и подходов, способствующих созданию качественного портфеля активов;

2. формирование портфеля активов и пассивов с учётом достаточности капитала Банка для покрытия присущих им рисков;

3. своевременная идентификация новых видов риска, проведение количественной оценки, создание системы регулярного мониторинга уровня рисков;

4. обеспечение осведомленности руководства Банка об уровне принимаемых рисков;

5. сохранение приемлемого уровня риска при росте объема операций;

6. развитие системы управления рисками. Совершенствование действующих и разработка новых подходов к управлению рисками;

7. развитие культуры риск-менеджмента в Банке.

В качестве стратегических направлений развития системы управления рисками Банк выделяет:

1. Дальнейшее совершенствование системы управления рисками с использованием лучших мировых практик и требований/рекомендаций группы ВТБ с учетом специфики операций и целевых клиентских сегментов Банка:

- развитие методик анализа и оценки уровня рисков;

- развитие системы контроля и отчетности текущего уровня рисков;

- развитие и совершенствование подходов к определению стоимости риска операций с целью совершенствования системы ценообразования и формирования конкурентной позиции Банка на рынке с учетом того, что премия за риск должна быть включена в стоимость операции;

2. повышение технологичности процессов и уровня автоматизации анализа, оценки и управления рисками;

3. развитие процесса стресс-тестирования портфелей активов Банка, в том числе разработки вероятных стрессовых сценариев, использования результатов стресс-тестирования для принятия управленческих решений;

4. совершенствование системы ограничений потенциальных потерь при помощи системы лимитов, дальнейшее совершенствование системы лимитов с целью ее соответствия операциям, проводимым Банком;

5. оптимизацию процессов взаимодействия подразделений, совершенствование системы мониторинга бизнес-процессов;

6. развитие системы мотивации персонала, с учетом уровня принимаемого риска и возможности влияния каждого работника на итоговый уровень риска;

7. развитие системы бизнес-планирования в части всестороннего использования информации о планируемых рисках и их уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебники, монографии, брошюры

1. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2013. - 448 с.

2. Жуков Е.В. Менеджмент и маркетинг в банках. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2011. - 191 с.

3. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: учеб. пос. М.: Новое издание, 2012. – 105 с.

4. Крахмалев С. В. Банковское дело. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 130 с.

5. Питер Роуз. Банковский менеджмент. М.: Дело ЛТД, 2013. - 504 с.

6. Ниддекер Г.Л. Анализ эффективности валютно-обменных операций банка. М.: Русская Деловая литература, 2013. - 256 с.

7. Синки мл. Д.Ф. Управление финансами в КБ. 2012. – 54с.

8. Типенко Н.Г., Соловьев Ю.П., Панич В.Б. Оценка лимитов риска при кредитовании корпоративных клиентов // Банковское дело. 2012. № 10.

С. 19-28.

9. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник / под ред. Л.Г. Батракова М.: Финансы и статистика, 2012. – 107 с.

Электронные ресурсы

10. bankir.ru

11. www.cbr.ru

12. www.banki.ru

13. Официальный сайт ОАО «Банк Москвы» - www.bm.ru

14. Годовой отчёт ОАО «Банк Москвы» за 2013 г.

Наши рекомендации