Методы и масштабы легализации нелегальных финансовых потоков

Основная проблема отмывания денег сводится к переводу больших незаконно полученных наличных сумм или иного имущества в легко управляемые финансовые инструменты или другие виды имущества. Для легализации нелегальных финансовых потоков преступники используют различные финансовые организации путем:

¨ превращения наличных денег в финансовые инструменты (смерфинг);

¨ обмена денег на купюры иного достоинства или другую валюту (обменные сделки);

¨ структурирования операций с наличными деньгами (техника дробления вкладов);

¨ установления контроля над финансовыми учреждениями;

¨ незаконного использования исключений из закона;

¨ использования корреспондентских отношений между банками;

¨ создания ложного бумажного следа;

¨ слияния законных и незаконных фондов;

¨ перевода преступно полученных денег за рубеж;

¨ использования «коллективных» счетов;

¨ использования транзитных счетов и др.

Обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту (обменные сделки) ¾ один из наиболее распространенных методов отмывания денег. По мнению полиции Техаса (США), именно обменные пункты валюты стали основными проводниками наркоденег в Мексику и обратно. Таких примеров можно привести множество.

Превращение наличных денег в финансовые инструменты создает условия для более легкой транспортировки незаконных доходов и их размещения на финансовых счетах без заполнения отчетности. Организации, выпускающие денежные ордера и дорожные чеки, могут быть задействованы в отмывании средств как непосредственно, так и косвенно.

Структурирование операций с наличными деньгами ¾ один из наиболее часто используемых методов. При нем масштабы финансовых операций (вкладов, покупки денежных инструментов, обмена купюр мелкого достоинства на более крупные купюры) ограничиваются, чтобы избежать заполнения специальных форм отчетности: крупная сумма делится на ряд небольших (менее 10 000 дол. для США и большинства стран, принявших законодательство о контроле над отмыванием денег), деньги переводятся на другой счет, часто в другой стране.

Установление контроля над финансовыми учреждениями (их персоналом) упрощает размещение незаконных денег, их распределение и интеграцию. Криминальные структуры проникают в мелкие банки и небанковские финансовые учреждения, усиливают контроль над расположенными в зоне их действия предприятиями через руководителей и служащих банков, согласившихся оказывать содействие в дроблении и использовании банковских счетов для отмывания денег. «Работа» ведется несколько месяцев, затем операции прекращают, оставляя на счете незначительную сумму.

Примером использования легальных финансовых учреждений для отмывания доходов, полученных преступным путем, может служить деятельность британского Международного кредитного и коммерческого банка (Bank of Credit and Commerce International, BCCI), крупнейшего в Великобритании и шестого в мире. МБРР и МВФ проводили с ним операции и предоставляли ему кредиты. BCCI имел 425 отделений в 73 странах, выплачивал своим клиентам в Великобритании более высокие проценты, чем его конкуренты. Клиентами банка являлось свыше 1 млн граждан, в том числе высшие должностные лица и даже террористы. В отмывании грязных денег участвовало около 10% служащих. За 12 лет при их содействии были отмыты около 20 млрд дол. Незаконную деятельность BCCI власти пресекли 5 июля 1991 г. Особую роль в этом сыграл Международный расчетный банк в Базеле и созданный им в 1975 г. Базельский комитет по регулированию банковской деятельности и контролю над ней. Одной из причин столь длительной преступной деятельности BCCI стала перегруженность финансовой системы: в 1970-1990-е гг. контрольные меры не поспевали за ростом объема международных денежных потоков.

Отмывание денег с использованием контролируемых иностранных банков ¾ вершина уголовного мастерства. Раскрыть такие преступления чрезвычайно сложно. Иностранные банки имеют возможность скрыть значительную часть своей активности по переводу денег. Используя банковских служащих, отмыватель денег может получить кредит, имеющий видимость законного. Помощь иностранного банка часто ограждена от чрезмерного вмешательства правоохранительных органов действующими в данной стране банковскими законами.

Незаконное использование исключений из закона имеет место в странах, принявших законодательство об отмывании денег. Согласно такому законодательству от заполнения форм отчетности об операциях с наличными освобождены:

¨ клиенты банков, действующие в тех сферах бизнеса, где проведение операций с наличными, превышающими установленный предел, является нормальной практикой;

¨ представители этнических и иных групп, члены которых не привыкли использовать механизмы платежа, основанные на использовании документов.

Использование корреспондентских отношений между банками связано с пересылкой незаконных сумм в банки-корреспонденты и созданием видимости законного перемещения средств с помощью межбанковского перевода. Данный метод позволяет преступникам перемещать особо крупные суммы путем образования документов, маскирующих истинную суть операций.

Создание ложного бумажного следа ¾ это преднамеренное использование документов, маскирующих истинные источники, собственников и места расположения незаконно полученных доходов (ложных форм отчетности о движении наличных, полученных внутри страны и отмытых).

Путем слияния законных и незаконных фондов отмывание денег производится через предприятия, где значительные суммы наличных денег представляют собой обычное явление: рестораны, бары, гостиницы, компании, владеющие торговыми автоматами и др. При этом используются две схемы:

1) сокрытие незаконных доходов в массе законных операций (слияние);

2) создание фиктивной компании, не осуществляющей реальной экономической деятельности и показывающей в финансовой отчетности в качестве дохода легализуемые деньги.

Фонды денежных средств, имеющие преступное происхождение, могут быть представлены также как законно полученные путем придания им видимости заемных средств. Кредитором в этом случае выступает формально независимая, но фактически контролируемая преступником реально существующая или фиктивная компания, образованная в стране, где законы охраняют интересы корпораций. Побочный результат такой схемы ¾ уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения суммы процентов на издержки.

Использование банковских счетов иностранной или совместной фирмы дает возможность манипулировать деньгами в виде ссуд, оплаты аккредитивов, выплат гонорара за консультации и чтение лекций, платежей по фальшивым договорам или за фиктивные услуги, выплат зарплаты или комиссионных отдельным лицам или компаниям.

Перевод преступно полученных денег за рубеж осуществляется посредством физического вывоза и вывоза через финансовые сделки.

Отсутствие во многих европейских странах пограничного контроля над движением наличных средств позволяет преступникам перевозить значительные объемы денег с помощью курьеров. Еще большие суммы можно спрятать в тайниках в транспортных средствах или грузах. Объем одной перевозки наличности обычно составляет не более 300 000 дол., что позволяет преступникам ограничить потери в случае воровства или успешной работы соответствующих государственных служб.

Валютными операциями занимаются отделы валютных операций крупных индустриальных банков, крупные валютно-торговые компании, работающие с множеством валют, и мелкие валютно-торговые компании, расположенные вблизи границ. Их основная функция ¾ обмен одной валюты на другую, но обычно они предоставляют и ряд других услуг: продажа денежных ордеров и чеков, перевод денег по телеграфу, обмен валюты на чеки, платежи для клиентов со счетов валютных компаний. Даже следуя существующим законам и правилам, названные категории организаций могут обеспечить эффективную защиту незаконных операций при вывозе валюты из страны.

Возможности для отмывания средств есть и в учреждениях, занятых переводами денежных средств. Их деятельность регламентируется законодательством в гораздо меньшей степени, чем деятельность банков.

Методом использования «коллективных» счетов часто пользуются выходцы из Африки и Азии. Иммигранты вносят многочисленные мелкие суммы на один счет, а затем переводят эти вклады за границу. На иностранный счет могут поступать средства с нескольких счетов, на первый взгляд не связанных между собой в стране происхождения.

Использование транзитных счетов предполагает следующее. Иностранный банк или компания переводят все вклады и чеки своей клиентуры (индивидуальных вкладчиков или предприятий, расположенных за пределами страны) на единый счет, открытый им в финансовом учреждении какой-либо страны. Иностранные клиенты имеют право подписи и могут осуществлять международные банковские операции.

В арсенале отмывателей денег не последнее место занимает приобретение за наличные имущества: машин, яхт, самолетов, предметов роскоши, недвижимости.

Крупные покупки за наличные не считаются подозрительными в фирмах по торговле драгоценными металлами, камнями и произведениями искусства, которые служат легко перевозимым расчетным инструментом. Продажа и покупка драгоценных металлов нередко проходят через брокера, сам предмет при этом физически не переходит из рук в руки. Брокер в таких операциях часто указывается в финансовой базе казначейства США как собственник денег.

Недвижимость может приобретаться через подставную корпорацию, использующую незаконные деньги; выручка от последующей продажи этой недвижимости считается законно заработанным доходом. Достаточно часто покупается находящийся в упадке бизнес (для создания видимости того, что его доход ¾ результат активной работы).

Одним из способов отмывания денег стала покупка страховых полисов, дающих право на получение одноразовой премии. Указанные полисы предъявляются к досрочному погашению в обмен на «чистый» чек страховой компании либо используются в качестве гарантийного обеспечения банковских займов.

При совершении сделок (особенно внешнеторговых) нередко искажаются цены путем завышения в документах:

¨ ввозимых в страну денежных сумм (с целью оправдать их вложение в банки);

¨ объема экспорта (с целью обосновать получение соответствующих сумм из-за рубежа).

В качестве примера сделок с занижением цены приведем операции с недвижимостью: приобретается дом по заниженной цене, разница доплачивается грязными деньгами, имитируется ремонт, объект продается по более высокой цене, формируется внешне легальный доход. Подобные же сделки проводятся с акциями по условиям рыночных цен; они распространены в биржевом обороте, в операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость которых можно определить лишь оценочно, продаются по высокой цене, в результате образуется высокий реальный доход.

В связи с ужесточением законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег, преступники используют положение и возможности адвокатов, бухгалтеров, финансовых советников, специализированных организаций и служб. Известны случаи использования счетов адвокатов и поверенных в делах для проведения отдельных фаз операций по отмыванию грязных денег. В связи с конфиденциальным характером отношений с клиентурой в таких случаях доказать незаконность происхождения денег и проводимых операций крайне сложно.

Отмыватели денег прибегают к новым технологиям, в том числе интернет-банкингу. При проведении банковских транзакций через Интернет нет прямого контакта клиента и банка, установить доподлинно личность и местоположение клиента во многих случаях невозможно, услуги часто предоставляются вне зависимости от гражданства клиента.

В России наиболее часто используются следующие методы отмывания денег:

¨ перечисление наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм;

¨ вывоз наличных из страны курьерами, сокрытие их в перевозимых грузах с целью дальнейшей репатриации через иностранные банки;

¨ сокрытие происхождения денег (счета в иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т. п.);

¨ заключение фиктивных арендных договоров и фиктивных контрактов на поставку несуществующих товаров;

¨ заключение контрактов с иностранными фирмами на оказание услуг информационно-справочного характера.

Маршруты легализуемых финансовых потоков планируются очень тщательно, для чего создаются фиктивные компании со всеми атрибутами реальных.

Оценить масштабы легализации грязных денег непросто, но не вызывает сомнений, что это крупномасштабный бизнес. По мнению директора-распорядителя МВФ М. Камдессю, объем легализации незаконно полученных денежных средств достигает 2-5% мирового ВВП, в незаконном обороте находится от 590 млрд до 1,5 трлн дол. По оценке ООН, в процесс отмывания денег в 80-х гг. ХХ в. вовлекалось примерно 300 млрд дол. в год, в 90-е гг. ¾ 350 млрд дол. Ежедневно по крайней мере 1 млрд криминальных долларов вливается в оборот мировых финансовых рынков.

В России под контролем теневых структур в середине 90-х гг. ХХ в. находилось более 40 000 хозяйственных субъектов, в том числе 47 бирж, около 400 банков и 15 000 предприятий государственного сектора, 42% товарооборота потребительского рынка приходилось на незарегистрированных хозяйствующих субъектов. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ России) 8-10% проводимых в стране финансовых сделок могут быть признаны сомнительными, объем отмываемых денег оценивается в 60-80 млрд дол. в год. По оценкам Банка России, незаконный вывоз капитала за рубеж превышает 1 млрд дол. в месяц, по другим оценкам ¾ 100-300 млрд дол. в год. В 1996 г. отток капитала по объему в 10 раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику.

Примерно 70% денег, полученных от торговли наркотиками в США, попадает в финансовую стиральную машину. Легализованная таким образом прибыль от продажи наркотиков достигает 98%. Американские специалисты считают, что в США ежегодно отмывается 100-200 млрд дол.

Из опубликованного в 1995 г. доклада финансовой спецслужбы Австралии АВСТРАК (AUSTRAC) видно, что ежегодно через эту страну отмывается от 1 до 4,5 млрд австралийских дол. (740 млн ¾ 3,3 млрд дол. США). Австралийская полиция не позволяет легализовать 1% из этих денег. Австралия располагает одним из самых развитых режимов предотвращения отмывания денег, поэтому указанный показатель выглядит на удивление низким.

Тревогу вызывает развитие параллельных банковских систем, тесно связанных с черным рынком валюты и с национальными традициями (например, в Казахстане действуют менялы и контрабандисты из Узбекистана, в ближайшем будущем возможно проникновение китайской системы параллельного банкинга).

Специалисты считают, что отмытый капитал сегодня настолько велик, что представляет угрозу для экономики многих стран и стабильности международной финансовой системы.

Наши рекомендации