Классификация финансовых потоков

Признаки классификации Виды финансовых потоков
По отношению к логистиче­ской системе Внешние, внутренние
По направлению движения Входящие, выходящие
По назначению Финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров; инвестиционные финансовые потоки; финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы; финансовые потоки по формирова­нию материальных затрат в производстве; финан­совые потоки при продаже товаров
По способу переноса стоимости Финансовые потоки основных фондов предпри­ятия, потоки оборотных средств
По форме расчетов Денежные (рублевые, валютные) информацион­но-финансовые (платежные поручения, аккреди­тивы, расчетные чеки); учетно-финансовые по­токи
По видам хозяйственной дея­тельности г Горизонтальные (между равноправными субъекта­ми), горизонтальные (между дочерними и материн­скими организациями

В самом простом случае каждому материальному потоку соот­ветствует единственный финансовый поток (рис. 2.2).

При наличии любой формы безналичных расчетов схема дви­жения претерпевает соответствующие изменения, иногда весьма существенные.

классификация финансовых потоков - student2.ru

Рис. 2.2. Простейшая схема движения материального и финансового потоков

Анализ механизмов финансового обслуживания материальных потоков приводит к выводу о том, что существование логистиче­ского финансового потока обусловлено обслуживанием материаль­ного потока; направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной меж­ду продавцом и покупателем формы расчетов и предусмотренных в заключенном договоре дополнительных условий; использование




различных ценных бумаг, с одной стороны, усложняет финансовое обслуживание, а с другой - повышает его эффективность и позво­ляет экономить от 10 до 30 % суммы платежа за поставку.

2.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АКТИВНОСТИ

Логистическая операция

Зачастую необходимо исследовать возникновение, преобразо­вание или поглощение материальных и сопутствующих им инфор­мационных и финансовых потоков в определенном объекте, функ­ционирующем как система с реализацией поставленных перед ней целей и рассматриваемая как единое целое. Действия, при­кладываемые к материальным, информационным и финансовым потокам в такой системе целесообразно называть логистиче­скими активностями.

Элементарной логистической активностью (Ordinary logistical activity) является логистическая операция. Логистическая операция (logistical operation) - обособленная совокупность действий по реа­лизации логистических функций, направленная на преобразование материального и (или) информационного (финансового) потока. Она может быть задана множествами начальных условий, парамет­ров внешней среды (переменных, неуправляемых с точки зрения данной логистической системы: эти переменные могут быть фик­сированными, случайными и неопределенными), альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

В. И. Сергеев логистической операцией называет любое дейст­вие, не подлежащее дальнейшему расчленению в рамках поставлен­ной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникнове­нием, преобразованием или поглощением материального и сопутст­вующих ему информационного и (или) финансового потоков.

К логистическим операциям (элементарным логистическим ак­тивностям) относятся такие действия над материальными ресурса­ми или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск на складе, хранение, перевалка с одного вида транспорта на другой, сортировка, укрупнение, разукрупнение, маркировка и т. д.

Логистическими операциями с информационными и финансо­выми потоками выступают, например, сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и по-

купателями материальных ценностей, страхование груза, передача прав собственности на товар и т. д.

Логистические операции могут быть классифицированы на:

внешние (направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта);

внутренние (в рамках реализации логистической функции производства).

Операции первого типа в значительно большей степени, чем второго, подвержены влиянию ряда случайных и труднопрогнози­руемых переменных (колебания рыночной конъюнктуры, невыполне­ние поставщиками обязательств по договору поставки и др.), порой должны производиться в условиях частичной или даже полной неопределенности.

Операции могут быть односторонними или двусторонними (свя­занными с переходом права собственности на товар и страховых рис­ков с одного юридического лица на другое), с добавленной стоимо­стью или без нее и т. д. Операции с добавленной стоимостью (напри­мер, раскрой, расфасовка) фактически являются технологическими операциями производства, но совершаются в сфере обращения.

Логистическая функция

Логистическая функция (logistical function) - укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию це­лей логистической системы и задаваемая значениями показателей, являющихся ее выходными переменными.

Логистическую функцию относят к комплексным логистиче­ским активностям (complex logistical activity) и в организационной сфере принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные функции.

Ряд зарубежных специалистов в области логистики к основным (базисным) логистическим функциям (активностям) относят снаб­жение, производство, сбыт. Все три перечисленные комплексные логистические активности присутствуют у любого товаропроизво­дителя. В рамках базисных логистических функций выполняются материальные и нематериальные операции, связанные со складиро­ванием продукции, передачей права собственности на нее и пере­ходом страховых рисков, оформлением заказов и перевозочных Документов и т. п.

В иностранной литературе по логистике к ключевым комплекс­ным логистическим активностям относят следующие:




поддержание стандартов обслуживания потребителей (Customer service standards);

транспортировку (transportation);

управление запасами (Inventory management);

управление процедурами заказов (Order processing);

управление производственными процессами-операциями (Op­erations management);

ценообразование - установление тарифов(Рпс^);

физическое распределение (Physical distribution).

К поддерживающим комплексным активностям (функциям) можно отнести следующие:

складирование (Warehousing);

переработку грузов (Materials handling);

закупки (Purchasing);

управление закупками (Procurement);

поддержку возврата товаров (Return gijds handling);

обеспечение запасными частями и сервисом (Parts and service support);

сбор возвратных отходов (Salvage and serape disposal);

информационно-компьютерную поддержку (Information and computer maintenance).

Логистические функции реализуются в тесном взаимодействии с функциями маркетинга, направленными на совершенствование управления ассортиментом продукции, прогнозирования емкости рынка и доли рынка фирмы, формирования ценовой политики и др.

Под логистической функцией понимается также зависимость между уровнем логистических издержек и валовым национальным продуктом; между объемом продаж фирмы и объемом ее логисти­ческих издержек.

В логистике кроме понятия «логистическая функция» есть еще и такое понятие как «обратная логистическая функция» (inverse logistical function) - т. е. такая логистическая функция, которая предполагает движение материального и информационного потока в направлении, противоположном исходному. Примером ис­пользования обратной логистической функции может служить возврат дилером товара с истекшим сроком реализации своему дистрибутору, возврат дефектного товара покупателем дилеру, возврат тары потребителем поставщику и другие группы логи­стических операций.

2.4. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ЗВЕНЬЯ, ЦЕПИ, КАНАЛЫ, СЕТИ

Логистические функции и операции выполняются не как раз­розненные, одиночные, частные элементы процесса материало-движения, а как единый целостный логистический процесс, со­стоящий из множества отдельных частей - элементов, тесно свя­занных друг с другом.

Целостные явления и процессы, состоящие из многих элемен­тов, связанных между собой, в науке принято считать системой, от греческого system - целое (составленное из частей) соединение. Отсюда логистический процесс, взятый в целом, считают системой.

Единое определение логистического процесса, как системы, еще не выработано, но уже предложены варианты его трактовки. В нашей стране логистической системой (logical system) принято считать - адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и логистические операции, состоящую как правило из нескольких подсистем, организационно завершенную, с единым процессом управления и имеющую разви­тые связи с внешней средой.

Это определение отражает ряд особенностей логистических систем.

1. Логистические системы - это адаптивные системы, потому что они адаптированы к реальным условиям развития экономики и функционируют в реальном экономическом пространстве, реаль­ном режиме времени, реальном физическом пространстве и осуще­ствляют реальные логистические функции и операции.

2. Логистические системы - это системы с обратной связью, так как все элементы в этих системах взаимосвязаны, причем эта связь не односторонняя, которая обычно называется прямой, а мно­госторонняя, обеспечивающая не только прямое, но и обратное влияние элементов системы друг на друга.

3. Логистические системы - это совокупность систем взаимо­связанных элементов единого логистического процесса и систем управления этим процессом.

4. Логистические системы - это, как правило, сложные и много­образные системы. Поэтому для упрощения процесса управления ими, а также в целях более полного и глубокого изучения отдель­ных частей таких-систем их нередко делят на части, называемые логистическими подсистемами.




5. Все объекты, явления и процессы, не входящие в логистиче­скую систему, для нее являются внешней средой. В эту среду входят другие логистические системы и элементы экономической среды, не входящие в исходную систему: экологические условия, при кото­рых функционируют логистические системы; правовые основы эко­номической жизни; финансирование и денежная система в стране, а также другие экономические явления, процессы, осуществляю­щиеся вне изучаемой логистической системы.

Новый подход в концепции логистики заключается в выходе ее за пределы экономической сферы и учете влияния социальных, политических и экологических аспектов.

Все логистические системы можно разделить на две большие группы: микрологистические и макрологистические. Деление на макро- и микрологистические системы широко используется, оно прижилось во многих странах.

Микрологистические системы относятся, как правило, к опре­деленным предприятиям или организациям и предназначены для управления материальными, информационными и финансовыми потоками в процессе производства, снабжения, сбыта.

Микрологистические системы, в свою очередь, могут быть внутрипроизводственными, внешними и интегрированными.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизи­руют управление материальными потоками в пределах техноло­гического процесса производства продукции. Критериями опти­мизации таких логистических систем, как правило, выступают минимум себестоимости производства и минимум времени про­изводственного цикла при обеспечении нужного качества готовой продукции.

Внешние логистические системы направлены на управление и оптимизацию материальных, информационных и финансовых по­токов вне производственного технологического процесса. Типичны­ми задачами внешних логистических систем являются следующие:

рациональная организация материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях;

сокращение времени доставки как материальных ресурсов про­изводству, так и готовой продукции потребителю;

управление запасами материальных ресурсов и готовой про­дукции;

обеспечение высокого уровня сервиса.

Интегрированные логистистические системы обеспечивают оптимизацию управления материальными, информационными, фи­нансовыми потоками, работы фирмы и ее логистических партнеров для достижения тактических и стратегических целей на рынке. Определяющими для интегрированных логистических систем являет­ся минимизация логистических издержек и обеспечение качества на всех этапах производственно-распределительного процесса.

Макрологистические системы формируются для группы пред­приятий одной или нескольких отраслей, ведомств, отраслей, а также межведомственные (межотраслевые), торговые, институциональные и другие логистические системы.

Этапы микро- и макрологистических процессов представлены на рис. 2.3 и 2.4.

В зарубежной практике в последнее время все чаще используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят:

государственные логистические системы, формируемые на уровне страны;

межгосударственные, охватывающие несколько стран;

классификация финансовых потоков - student2.ru

Рис. 2.3. Этапы микрологистического процесса

трансконтинентальные, включающие несколько континентов.




классификация финансовых потоков - student2.ru классификация финансовых потоков - student2.ru классификация финансовых потоков - student2.ru

Рис. 2.4. Этапы макрологистического процесса

В Саратовском техническом университете разработаны свои классификационные признаки типологии логистических систем.

1. По степени экономической независимости участников логи­
стической системы выделяются следующие виды логистических
систем:

макрологистические;

корпоративные;

микрологистические.

Приведенный классификационный признак является основным для организации процессов управления и перераспределения фи­нансовых средств в рамках логистической системы, так как он оп­ределяет необходимость и степень согласования локальных инте­ресов отдельных участников со стратегическими целями системы. Этот критерий не противоречит существующим признакам микро-и макрологистических систем. В случае слияния, поглощения или деления логистических систем такая классификация не теряет смысла в связи с иерархическим построением.

2. По масштабу логистического полигона логистические сис­
темы могут быть:

локальными (ограниченные территорией организации бизнеса): (внутрипроизводственные) цеховые, участковые, рабочих мест и т. д.);

муниципальные (не выходящие за пределы населенных пунк­тов, согласно действующему административному делению);

региональные (районные, межрайонные, областные, краевые, республиканские и другие в соответствии с принятым террито­риальным делением);

национальные;

транснациональные;

глобальные.

3. По наличию институционального и инфраструктурного обес­
печения логистических подсистем:

распределительные;

производственные;

закупочные;

транспортные;

информационные;

финансовые;

сервисные.

4. По приоритетным направлениям деятельности, так как без
определения приоритетного направления деятельности невозможно
определение ее конечных целей и построения четкой иерархии функ­
ционирования подсистем:

производственные;

сервисные (в том числе транспортные);

реалокационные;

коммерческие;

финансовые.

5. По диверсификации деятельности:
отраслевые;

межотраслевые.

6. По структуре логистических цепей:
горизонтальные;

вертикальные;

комбинированные.

На наш взгляд, целесообразно расширение существующей в на­стоящее время классификации логистических систем с учетом раз­личий их функциональной структуры и приоритетных направлений Деятельности.

В каждой логистической системе можно выделить несколько подсистем. Например, по месту выполнения логистических опера­ции (по принципу пространства) различают две подсистемы: внут­реннюю и внешнюю.




классификация финансовых потоков - student2.ru классификация финансовых потоков - student2.ru классификация финансовых потоков - student2.ru Во внутреннюю логистическую подсистему включают полную совокупность внутренних логистических цепей, связывающих между собой всех тех участников логистического процесса, которые являют­ся подразделениями предприятия (цехи и участки и др.).

Внешняя логистическая подсистема связывает предприятие с по­требителями его готовой продукции и поставщиками материальных ресурсов для ее изготовления.

Логистическая система предприятия в описанном случае делит­ся на две части: внутреннюю - «до ворот» предприятия, и внешнюю -«за его воротами».

Логистические системы, взятые в целом, и их внешние подсис­темы не имеют пространственных ограничений, тогда как внутрен­ние логистические подсистемы находятся в четких пространствен­ных границах. Однако временные ограничения действуют как во внешней так и во внутренней подсистеме. Это означает, что в любом пространстве, в котором функционирует данная логистическая сис­тема, сроки осуществления логистических функций и логистиче­ских операций должны быть отрегламентированы. Их регламента­ция в ряде случаев не жесткая, а эластичная и ограничивает срок осуществления отдельных операций или частей логистического процесса некоторым интервалом времени.

Всякая логистическая система состоит из совокупности элемен­тов-звеньев, среди которых устанавливаются функциональные связи. В. И. Сергеевым дается следующее определение звена логистиче­ской системы - это некоторый экономически и (или) функциональ­но обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпози­ции в рамках поставленной задачи анализа или построения логи­стической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

классификация финансовых потоков - student2.ru

Звенья логистической сис­темы (ЗЛС) могут быть трех основных типов: генерирую­щие, преобразующие и погло­щающие материальные, а так­же информационные и финан­совые потоки (рис. 2.5). Могут

быть и смешанные звенья, в ко-Рис. 2.5. ЗЛС как преобразователь потоков:

М, I, F- векторы параметров потока; торых три указанные выше ос-

R - вектор внешних воздействий новные типы комбинируются.

На рис. 2.5 М, I, F - векторы параметров входящих (входных) потоков, соответственно М= {m классификация финансовых потоков - student2.ru , m2, ..., mп}- материального; F={f классификация финансовых потоков - student2.ru , f 2, ..., f классификация финансовых потоков - student2.ru } -финансового; I={i классификация финансовых потоков - student2.ru , i2,..., i классификация финансовых потоков - student2.ru } -информационного; R = {r классификация финансовых потоков - student2.ru , r2, ...,r классификация финансовых потоков - student2.ru } - вектор внешних возмущений; X= {x классификация финансовых потоков - student2.ru , x2, ...,x классификация финансовых потоков - student2.ru } -вектор параметров звена. {М’, I’, F’) - вектор параметров выходя­щих (выходных) потоков.

Звеньями логистической системы могут быть предприятия-поставщики сырья, производственные предприятия и их подраз­деления, сбытовые, посреднические, торговые организации, фи­нансовые учреждения, банки, биржи, организации информацион­ного обеспечения и компьютерной поддержки и т. д. В звеньях логистической системы материальные и сопутствующие им ин­формационные и финансовые потоки могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свои параметры и характеристики.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно часто при­меняется понятие логистической цепи. Вот какое определение цепи дает А. Н. Родников в терминологическом словаре по логистике.

Логистическая цепь (logistical chain) - линейно упорядоченное множество физических, юридических лиц (производителей, дистри­буторов, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих логи­стические операции (в том числе с добавленной стоимостью) по дове­дению материального потока внешнего от одной логистической сис­темы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное, личное потребление).

В приведенном определении логистической цепи главным яв­ляется утверждение, что логистическая цепь - это взаимосвязанные совместными действиями производители, посредники и покупатели товаров производственно-технического назначения: одного произво­дителя с одним покупателем, одного покупателя с одним посред­ником, одного посредника-покупателя с другим посредником и более сложные взаимодействия, охватывающие более двух участников логистических операций.

В. И. Сергеев логистической цепью называет множество звеньев логистической системы линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) Издержек. Целесообразность такого подхода к определению под­тверждается попытками за рубежом выделить или сгруппировать определенные логистические активности и соответствующие им




затраты в логистическую цепь для повышения эффективности управления.

В литературе также употребляют, как синонимы, понятия «ло­гистический канал» (logistical channel) и «распределительный ка­нал» (distribution channel). Согласно терминологическому словарю логистический канал, канал распределения, канал сбыта, канал то­вародвижения (logistical channel) - частично упорядоченное мно­жество посредников (дилеров, фирм, осуществляющих транспорт-но-экспедиторское обслуживание и др.), осуществляющих доведе­ние материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

На рис. 2.6 изображена ориентированная по материальному по­току простейшая логистическая цепь, включающая производителя однородной продукции, потребителя и логистического посредника (юридическое или физическое лицо), осуществляющего доставку товара (перевозчика).

Логистические цепи в представленной схеме, но ориентирован­ные по информационным и финансовым потокам могут отличаться от цепи по материальному потоку (рис. 2.7).

Логистические операции по информационным потокам:

i1- подача заказа;

i2- обработка заказа и передача производителю;

i3 - оформление счета;

i4- передача счета на оплату потребителю;

i5 - оформление документов на груз;

i6- прием (регистрация) грузовых документов потребителем;

i7- выставление счета за перевозку производителю.

Логистические операции по финансовым потокам:

f классификация финансовых потоков - student2.ru - оплата товара получателем (предоплата);

классификация финансовых потоков - student2.ru

классификация финансовых потоков - student2.ru

f классификация финансовых потоков - student2.ru - получение денег от потребителя;

классификация финансовых потоков - student2.ru

классификация финансовых потоков - student2.ru

f классификация финансовых потоков - student2.ru - оплата производителем услуг перевозчика, торгового по­средника, банка;

f4 - получение денег за транспортировку перевозчиком;

f5- получение денег за услуги торговым посредником.

На схеме можно выделить несколько логистических цепей, например:

ЗЛС3 —> 1 классификация финансовых потоков - student2.ru —> ЗЛС4 —> 12 —> ЗЛС1 - оформление заказа;

ЗЛС1 —>15 —> ЗЛС2 —> 1 классификация финансовых потоков - student2.ru —> ЗЛСз- экспедирование груза;

3ЛC3 —> f классификация финансовых потоков - student2.ru —> ЗЛС5—> f классификация финансовых потоков - student2.ru —>3ЛC1 - расчеты с производителем и т. д.

На рис. 2.8 представлена более сложная схема материальных потоков без нанесения на нее информационных и финансовых. Она включает в себя 15 звеньев взаимодействующих между собой.

Каждую логистическую операцию сопровождают соответст­вующие издержки.

классификация финансовых потоков - student2.ru

Рис. 2.8. Логистическая сеть и формирование издержек:

ЗЛС\, ЗЛСг,...,ЗЛС классификация финансовых потоков - student2.ru - звенья логистической системы; МР1 -материальные ресурсы;

ГП1, ГПг, ГПъ - готовая продукция

В приведенной схеме на рис. 2.8 также можно выделить ряд логистических цепей, хотя большее внимание должно уделяться так называемым полным логистическим цепям, представляющим собой линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика сырья (материальных ресурсов) до конеч­ного потребителя готовой продукции ( ЗЛС1—> ЗЛС3—>ЗЛС4—>ЗЛС5—> ЗЛС7—> ЗЛС11—>ЗЛС13). Полные логистические цепи в реальных условиях встречаются не часто в связи с большим числом логисти­ческих посредников, многоассортиментностью готовой продукции и разветвленностью сети распределения. Поэтому в зарубежной литературе определение общих издержек как правило связывают с понятием логистического канала. В отличие от определения тер­минологического словаря А. Н. Родникова, В. С. Сергеев логисти­ческим каналом считает упорядоченное множество звеньев логи-

стической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков сырья, необходимого для изготовления конкретного вида продук­ции, до ее конечных потребителей (ГП1-ЗЛС1, ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС4, ЗЛС5, ЗЛС7, ЗЛС8, ЗЛС11, ЗЛС13).

Наряду с понятиями логистической системы, логистической цепи и логистического канала используется понятие логистиче­ской сети.

Логистическая сеть - это полное множество звеньев логисти­ческой системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы [27]. Понятие логи­стической сети не идентично понятию логистической системы, так как не включает комплексное управление всей логистической системой, реализующее ее целевую функцию.

Понятия логистических цепей, каналов, сетей распространя­ются как на микро-, так и на макрологистические системы и их все­возможные разновидности.

Каждой логистической активности сопутствуют конкретные издержки, которые несут соответствующие звенья логистиче­ской системы.

Логистические издержки (logistical costs) - это затраты на выполнение логистических операций.

По своему экономическому содержанию они частично совпа­дают с издержками обращения и производства (затратами по завозу и отправке товаров, их хранению, расходами на упаковку и др.) как в сфере материального производства, так и в сфере обращения.

Выделение тех или иных издержек или группы их зависит от вида логистических систем и особенностей управления и оптимизации в логистических цепях и каналах. На схеме рис. 2.8 можно выделить издержки снабжения, производства и сбыта. Эти издержки допол­няются затратами на информационные и финансовые операции при реализации базисных логистических функций, а также логисти­ческое администрирование, и такая сумма всех издержек носит название общих логистических издержек.

В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки обычно исчисляются: в процентах от суммы продаж, в стоимост­ном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции (например, руб./т материальных ресурсов).




В общенациональном масштабе - в процентах от валового нацио­нального продукта.

Доля рассматриваемых издержек от суммы продаж может со­ставлять в промышленности от нескольких процентов до несколь­ких десятков процентов в течение года. При росте эффективности логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально.

За рубежом логистические издержки в основном рассматрива­ются и анализируются в системах сбыта и реализации товаров. В составе издержек обычно выделяют затраты на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузо-переработку. Зачастую в состав общих логистических издержек включают потери прибыли от замораживания сырья и готовой продукции.

Анализ структуры логистических издержек развитых стран показывает, что наибольшая доля в них приходится на управление запасами (20^40 %), транспортные расходы (15-35 %), админист­ративно-управленческие функции (9-14 %). За последние годы на­метился рост логистических издержек в ряде стран на транспорти­ровку, обработку заказов, информационно-компьютерную под­держку, администрирование.

ВЫВОДЫ

1. Основными объектами рассмотрения, проектирования и ис­следования в логистике являются потоки - материальный, инфор­мационный и финансовый. Эту триаду необходимо рассматривать с позиций единства и взаимосвязи.

2. Действия, прикладываемые к потокам и направленные на их оптимизацию, в логистических системах называют активностями. К ним относятся операции и функции.

3. Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические активности и со­стоящая из подсистем, организационно завершенная, с единым про­цессом управления и имеющая развитые связи с внешней средой.

4. Всякая логистическая система состоит из совокупности эле­ментов - звеньев, среди которых устанавливаются функциональные связи. Линейно упорядоченное множество звеньев составляет логи­стические цепи и каналы.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите запомнившиеся Вам определения логистики. В чем Вы видите общность этих определений?

2. Дайте определение и перечислите условия существования материального потока.

3. Перечислите запомнившиеся Вам признаки классификации материальных потоков и соответствующие им виды.

4. Дайте определение и приведите классификацию информаци­онных потоков.

5. Что понимается под информационной системой?

6. Приведите определение и классификацию финансовых по­токов.

7. Что Вы понимаете под логистической операцией? Перечис­лите некоторые из них.

8. Что Вы понимаете под логистической функцией? Какие они бывают?

9. Дайте понятие и приведите особенности логистической сис­темы.

10. Какие разновидности логистических систем Вы знаете?

11. Что такое звено логистической системы и логистическая цепь? Какие они бывают?

12. Что такое логистическая сеть? Как ее представить графически?

13. Из чего состоят и как формируются логистические издержки?

Наши рекомендации