Антикризисные механизмы региональной политики

Антикризисная региональная политика заключается в предотвращении дальнейшего падения производства, обнищания населения, ухудшения демографической ситуации и экологической обстановки. Для этого максимально должны быть использованы человеческий, природно-ресурсныи и производственно-технический потенциалы региона, его конкурентные преимущества, возможности межрегионального и международного сотрудничества.

Важное место в антикризисном управлении регионами занимает программно-целевой подход, предусматривающий объединенное участие в антикризисных мероприятиях федеральных, региональных и местных органов власти. Федеральные целевые программы (ФЦП) по развитию регионов разрабатываются при невозможности решения возникших проблем в приемлемые сроки с использованием действующих рыночных механизмов и необходимости целевого управления сложными связями технологически сопряженных отраслей, сфер производства и жизнедеятельности.

К прямым методам относятся:

1. Бюджетные трансферты, которые осуществляются через бюджетные фонды: федеральный фонд финансовой поддержки регионов, фонд регионального развития, фонд развития региональных финансов.

2. Федеральные целевые программы регионального характера, в том числе по поддержке депрессивных территории, направленные преимущественно на развитие региональной инфраструктуры: производственной (транспорт, энергетика), социальной (здравоохранение, образование) и на улучшение экологической обстановки в регионах.

3. Передача государственной собственности в акционерных обществах с федерального на региональный уровень.

4. Государственные заказы на производство промышленным сектором региона продукции для государственных нужд (особенно это касается предприятии ВПК).

5. Финансовая поддержка реструктуризации важнейших отраслей экономики: угольной промышленности и, аграрно-промышленного комплекса, энергетики и других, а также конверсии оборонных предприятий.

6. Жилищные субсидии на переселение граждан из районов Крайнего Севера, экологически неблагополучных территорий, а также пострадавших от стихийных бедствии, военных конфликтов и т.п.

7. Финансирование «северногозавоза» идя обеспечения населения Крайнею Севера продуктами и непродовольственными товарами первой необходимости, топливом и медикаментами.

К косвенным методам государственной поддержки депрессивных регионов относятся6

1) гибкая политика по распределению налоговых поступлений между федеральным, региональным и местным бюджетами;

2)реструктуризация задолженностей региональных бюджетов и ведущих предприятий региона по налогам и обязательным платежам;

3) гибкая система льготного налогообложения (например, малого бизнеса, предприятий сферы потребительских услуг и т.д.);

4) федеральные гарантии по кредитам коммерческих банков, привлекаемым субъектами Федерации для финансирования текущих социальных расходов регионального бюджета;

5) регулирование цен на продукцию естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпром»);

6) льготное кредитование поставок горюче-смазочных материалов и комбикормов для сельскохозяйственного производства;

7) стимулирование развития рыночной инфраструктуры в регионах: финансовой (коммерческих банков, страховых фирм), транспортной, энергетической, инновационной и т.п.

8) поддержка регионов через внебюджетные фонды: занятости, пенсионный, социального страхования и другие, по каналам которых осуществляются дотирование и социальная поддержка депрессивных peгионов,

9) введение налоговых, таможенных льгот и других организационно-правовых стимулов для отдельных территории, к которым относятся как зоны чрезвычайных ситуации и экологических бедствии, так и территории, обладающие особыми конкурентными преимуществами благодаря своему географическому положению, развитию транспортной инфраструктуры, привлекательные для международного сотрудничества.

10) установление федеральных стандартов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на затраты по здравоохранению и образованию и т.д.;

11) перевод территорий на казначейское исполнение региональных бюджетов, что способствует усилению контроля за финансовыми потоками, в том числе за федеральными трансфертами, за их прохождением и целевым использованием.

Многообразие форм государственной поддержки, несогласованность различных инстанций в выделении средств, слабый контроль за их расходованием ведут к неэффективному использованию бюджетных средств, их распылению, что снижает результативность антикризисных мероприятий, особенно в социальной сфере.

Важнейшими направлениями реализации антикризисных социальных мероприятий вдепрессивных регионах являются следующие.

1) обоснование и установление новых социальных стандартов:

- расчет прожиточного минимума с учетом реальной структуры расходов населения региона на питание, услуги и платежи;

- обоснование соотношения между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом в регионе, установление предельно допустимой величины разрыва между ними;

- пересмотр районных коэффициентов к заработной плате с учетом реальной стоимости жизни в регионе (стоимости «потребительской корзины»);

2) регулирование дифференциации доходов населения:

-пересмотр действующей системы льгот, предоставляемых категориям граждан с целью перераспределения дотации в пользу малоимущих слоев населения;

-создание региональных внебюджетных фондов для улучшения и стабилизации пенсионного обеспечения;

- регулирование тарифов на услуги с учетом уровня реальных доходов населения;

-корректировка размеров и сроков предоставления пособий по безработице для стимулирования безработных граждан к активному поиску работы, обучению новым профессиям, пользующимся спросом на региональном рынке труда;

3) регулирование трудовых отношений:

- разработка концепции рациональной занятости трудоспособного населения региона в условиях структурной перестройки экономики;

- создание новых рабочих мест через стимулирование развития малого бизнеса, сферы услуг и т.п.;

- поддержка материально-технической базы регионального центра занятости;

- создание условий для активной деятельности частных кадровых агентств.

А) разработка современных форм социального партнерства, объединяющих усилия государства, предпринимателей и наемных работников.

Таким образом, многие проблемы преодоления депрессии могут и должны решаться на уровне регионов и предприятий путем диверсификации, конверсии, модернизации производства, улучшения регионального инвестиционного климата, стимулирования развития малого бизнеса, продвижения региональной продукции на внутренний и внешний рынки, привлечения к разработке и реализации антикризисных мероприятии передовых предпринимателей, отраслевых ассоциаций, общественных организаций, активной части населения.

Наши рекомендации