Региональная политика: цели, функции, механизмы реализации. Приоритеты региональной политики

Региональная политика является неотъемлемой частью общегосударственной политики, сущность которой заключается в эффективном управлении региональным развитием страны с учетом объективных процессов, которые происходят в регионах, и реализации интересов государства относительно регионов.

Таким образом, государственная региональная экономическая политика – целенаправленная деятельность государства по управлению социальным, экономическим, экологическим развитием регионов. Эта политика предусматривает учет широкого спектра национальных, политических, социальных факторов, которые позволяют влиять на тенденцию регионального развития.

Главное направление государственная региональная экономическая политика – обеспечение рационального использования природных ресурсов регионов, нормализация жизнедеятельности населения, достижение экологической безопасности и совершенствование территориальной структуры экономики.

Региональная политика классифицируются в зависимости от:

- направленности на социально-экономическую составляющую региона: экономическая; социальная; экистическая (населенческая); экологическая; научно-техническая.

- цели применения: выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; оптимизация использования региональных ресурсов.

- механизма реализации: автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями; проблемная (распределение по специальным программам); целевая (распределение по конкретным регионам).

- формы реализации: финансовая (трансферты, льготы, штрафы); административная (запрещение, разрешение, лицензирование); инфраструктурная.

- адресата: направленная на фирмы, граждан, отрасли, территориальные органы власти.

Субъектами региональной политики выступают центральные региональные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетентности решают вопросы регионального социально- экономического развития.

Целями региональной экономической политики являются:

1. Увеличение национального богатства страны путем эффективного использования природно-ресурсного, трудового и научно-технического потенциалов каждого региона и тесного сотрудничества между ними.

2. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов с учетом эффективности территориального разделения труда, рационализации системы расселения.

3. Поддержка внутрирегиональной сбалансированности экономического развития, экологического состояния, социально-демографического и общественно-политического процессов.

4. Создание необходимых организационно-правовых и экономических условий, которые предоставляют относительно равные возможности каждому региону для эффективного экономического развития, рационального использования природных, трудовых, финансовых ресурсов и удовлетворения потребностей населения.

Механизм реализации региональной политики представлен системой финансово-экономических и организационных инструментов, с помощью которых происходит государственное влияние на пространственную организацию производительных сил, обеспечивается социально-экономическое развитие регионов, совершенствуется структура их хозяйственного комплекса, и включает:

а) Нормативно-правовое регулирование, определяющее взаимоотношения государства и регионов. Через законодательную систему государство проводит политику, направленную на повышение экономической самостоятельности территорий, координирует деятельность местной власти на основе определения соотношения государственного и местных бюджетов.

б) Бюджетно-финансовое регулирование регионального развития. Государственное вмешательство в хозяйственные процессы измеряются показателями удельного веса государственных расходов во внутреннем валовом продукте. Их высокий удельный вес свидетельствует о сильном влиянии государства на экономику регионов. В перспективе предусмотрено расширить права местных органов исполнительной власти в бюджетной политике на основе усиления роли местных налогов и сборов и установления научно обоснованных нормативов отчислений в местные бюджеты.

в) Прогнозирование и программирование. С помощью разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития регионов достигается планомерность развития производительных сил, согласовываются интересы отдельных отраслей.

г) Развитие разных форм территориальной организации производительных сил - создание специальных экономических зон, межрегиональное и приграничное сотрудничество, что дает возможность увеличить поступление иностранных инвестиций, создать современную производственную, транспортную и рыночную инфраструктуру, увеличить эффективность использования природных ресурсов.

Для реализации комплекса приоритетных направлений социально-экономического развития региона необходимо:

- создать условия для модернизации экономики региона, повышения уровня производительности предприятий, изменения структуры экономики посредством стимулирования развития стратегически приоритетных секторов, обеспечивающих высокую добавленную стоимость;

- способствовать улучшению условий для развития малого бизнеса посредством устранения административных барьеров, создания механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития, консультационной поддержки и обучения предпринимателей, а также активного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, включая формирование привлекательного имиджа предпринимателей;

- создать эффективную и результативную власть в регионе, посредством превращения органов исполнительной власти области и муниципальных образований в эффективные, стратегически сфокусированные организации, ориентированные на достижение поставленных целей;

- способствовать росту человеческого капитала территории как определяющему фактору, обеспечивающему его конкурентоспособность;

- способствовать улучшению инвестиционного климата, активному привлечению инвесторов и подготовке региональных предприятий к эффективному взаимодействию с инвесторами;

- способствовать повышению качества жизни в регионе, обеспечивая превращение региона в одно из наиболее привлекательных мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющего своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала.

Данный комплекс приоритетных задач регионального социально-экономического развития, направленный на повышение конкурентоспособности региона, находится в тесной взаимосвязи с системой стратегического инструментария: бюджетно-налоговой политикой, развитием системы внешнеэкономических связей, инвестиционной поддержки экономической активности, содействием созданию эффективной и сбалансированной экономики региона, а также социальной и экологической политикой, направленной на формирование благоприятной среды жизнедеятельности в регионе.

Стабильное развитие экономики региона зависят от нормализации бюджетных процессов, от оздоровления региональных и муниципальных финансов, от разумной налоговой политики и прозрачных бюджетов. Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в социально-экономическом развитии региона, и ее эффективность во многом определяет успешность реализации стратегии социально-экономического развития региона, так как напрямую зависит от сбалансированности обязательств и ресурсов бюджета региона, эффективности налоговой политики и бюджетного процесса, от экономически эффективной системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Следовательно, основными задачами в области бюджетно-налоговой политики в регионе являются:

- инициативы о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство о налогах и сборах, в том числе направленные на расширение налоговых полномочий органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления;

- инвентаризация всех федеральных, региональных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет обоснованности предоставления льгот и прочих преференций; оценка объемов их финансирования;

- изменение межбюджетных отношений в части повышения заинтересованности регионов в увеличении доходов региональных бюджетов за счет собираемых на территории налогов и сборов;

- разработка и реализация единой системы государственного учета, инвентаризации и оценки объектов недвижимости, находящихся на территории региона, включая бюджетные средства для финансирования этих работ;

- содействие в перенесении центров прибыли работающих в области компаний на ее территорию;

- развитие стимулирующей составляющей налоговой системы, осуществление комплекса мер по легализации заработной платы, включающего в себя непосредственную поддержку предприятий при условии вывода ими заработной платы из «тени»;

- формирование стратегии установления сборов на территории области как платежей с правом требования ответной услуги;

- расширение налоговых полномочий органов власти субъектов и местного самоуправления при одновременном предотвращении недобросовестной налоговой деятельности и обеспечении единого налогового пространства;

- законодательное закрепление основных доходных источников за региональным и местными бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных полномочий и обязательств;

- достижение оптимального сочетания фискальной, регулирующей и стимулирующей функций региональных и местных налогов и сборов;

- сокращение масштабов расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, предусматривая при прочих равных условиях зачисление 100% поступлений по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня;

- обеспечение уплаты налогов по месту фактической деятельности предприятий, введение правовых и финансовых механизмов по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции;

- разработка перечня предоставляемых бюджетных услуг, стандартов их качества и нормативов финансирования;

- использование показателей востребованности бюджетных услуг при планировании расходов бюджета;

- развитие инструментов независимой публичной экспертизы законопроектов в области налогового и бюджетного законодательства;

- расширение временных горизонтов бюджетного планирования;

- реструктуризация сети бюджетных учреждений с целью повышения качества и снижения стоимости услуг, предоставляемых государственными организациями;

- формирование и эффективное функционирование единой интегрированной автоматизированной системы обмена данными и взаимодействия участников государственных закупок.

Таким образом, приоритетами повышения уровня администрирования бюджетными доходами выступают четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за региональным и местными бюджетами, на основе законодательно утвержденных полномочий всех уровней власти.

В системе внешнерегиональных связей необходимо отметить проблему отсутствия организованного содействия продвижению товаров и услуг, производимых малыми и средними предприятиями, за пределы региона. Это требует расширения возможностей региональных банков по предоставлению промышленных кредитов и инвестиций, развития информационно-аналитических и консультационных услуг, а также увеличения объемов господдержки экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий. Приоритетными направлениями в области развития внешнеэкономических связей региона выступают:

- позиционирование территории, создание инфраструктуры продвижения компаний, продуктов и услуг региона на международных рынках;

- информационно-консультационная поддержка экспортеров, организация выставочно-ярмарочной деятельности;

- поддержка предприятий, ориентированных на экспорт готовой продукции;

- расширение состава экспорта за счет продуктов с высоким уровнем переработки сырья и с высокой добавленной стоимостью;

- содействие экспорту услуг научно-образовательного комплекса региона.

Развитие системы внешнеэкономических связей региона во многом зависит от его инвестиционного имиджа. Это определяется наличием регионального инвестиционного законодательства, использованием современных финансовых инструментов при реализации бизнесом инвестиционных проектов (лизинг, концессия, облигационные займы, венчурное финансирование и т.д.). Это требует формирования инвестиционно-проводящей среды для привлечения частных и корпоративных инвестиционных ресурсов, а также прямых иностранных инвестиций. С этой целью необходима реализация следующих приоритетов формирования благоприятного инвестиционного климата:

- выявление и пропаганда объектов, привлекательных для инвестирования (с высоким потенциалом роста);

- развитие инвестиционной инфрастуктуры (банков, страховых компаний, консультационных фирм, фондов и других институтов);

- создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции на территорию региона;

- обеспечение доступа к лучшей международной практике, экспертизе и сертификации, развитие инфраструктуры для интенсивного обмена людьми, информацией, знаниями и опытом.

Развитие технологической инфраструктуры меняет значение различных факторов экономического роста – снижается роль материально-веществественных факторов и повышается роль нематериальных факторов, связанных с информацией, тем самым, обусловливая смену индустриального типа организации хозяйственных систем на технологический. Таким образом, приоритетным направлением в области развития телекоммуникационной инфраструктуры в регионе являются:

- обеспечение доступности современных высококачественных телекоммуникационных услуг на территории региона и ускоренное внедрение и развитие новых технологий;

- широкое использование возможностей сетей передачи данных в интересах государственного управления;

- развитие в регионе бизнесов, поставляющих контент для телекоммуникаций;

- создание цифровой сети областного телевизионного вещания;

- демонополизация рынка дальней связи;

- развитие механизмов венчурного финансирования, прежде всего, для рискованных проектов.

Приоритетным направлением в области развития информационных технологий в регионе являются:

- развитие внутреннего рынка за счет стимулирования спроса на информационные технологии;

- развитие экспорта информационных технологий и создание центров международной сертификации специалистов;

- институциональное развитие: формирование инфраструктуры (технопарки, бизнес–инкубаторы), институтов венчурного финансирования, разработка и внедрения программы ИТ - образования (включая подготовку специалистов в сфере управления);

- проведение целевой PR-кампании по продвижению ИТ-имиджа региона.

В современных условиях человеческий капитал является наиболее значимым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность региона. Комфортные условия проживания на территории региона являются как самостоятельной безусловной ценностью, так и важным фактором сохранения и привлечения в регион высокообразованного населения, нацеленного на успешную деятельность, что требует от власти региона постоянного поддержания и развития среды проживания населения на более высоком уровне, чем в других регионах, за счет:

- развития жилищного строительства и механизмов его финансирования (ипотека, жилищные накопительные кооперативы, господдержка жилищного строительства через субсидирование первоначального ипотечного взноса работников бюджетной сферы и молодых семей);

- строительства новых, реконструкции и модернизации существующих объектов дорожной и коммунальной инфраструктуры;

- удешевления земельных участков под жилищное строительство за счет бюджетного участия в финансировании;

- обеспечения безопасного проживания жителей на территории региона.

Значимым приоритетным направлением выступает также экологическая политика, направленная на формирование оптимальной природной среды для жизнедеятельности в регионе. В области экономико-экологического регулирования необходимо выделить такие цели экологической политики на уровне региона, как укрепление законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды, ее оздоровление и качественное улучшение, а также комплексное обеспечение участия региональной администрации, промышленных предприятий и населения в принятии природоохранных решений. Достижение этих целей подразумевает реализацию следующих приоритетных направлений:

- разработку региональной экологической политики, согласующейся с современной концепцией регионального устойчивого развития;

- укрепление нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, наряду с координацией деятельности всех природоохранных органов и служб, независимо от ведомственной и административной подчиненности, совершенствование системы экологического мониторинга;

- соблюдение хозяйствующими субъектами установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов;

- становление сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия природной среды;

- развитие форм общественного природоохранного движения наряду с обеспечением населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

В области реализации социального инструментария приоритетными направлениями выступают развитие социальной сферы региона, совершенствование трудовых отношений и стимулирование занятости, а также социальная поддержка населения. К основным приоритетам развития здесь можно отнести следующие:

- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;

- введение адресной системы социальной поддержки населения, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых групп населения.

- развитие системы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения, повышение реального размера пенсий за счет внедрения элементов их накопительного финансирования;

- создание условий для реализации права граждан на жилье с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами на жилье;

- развитие институтов гражданского общества, обеспечивающих эффективное участие граждан в решении общественных проблем, дающих им возможность влиять на принятие решений по конкретным вопросам жизни региона.

В сфере регулирования трудовых отношений приоритетными направлениями развития являются:

- совершенствование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в соответствии с приоритетами, обозначенными на федеральном уровне);

- проведение работы по осуществлению контроля за уровнем, условиями и своевременностью выплаты заработной платы в организациях области (в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);

- осуществление комплекса мер по легализации заработной платы и занятости;

- ежегодный рост участников трехстороннего соглашения о социальном партнерстве между властью, работодателями и работниками с целью усиления социальной ответственности бизнеса и власти перед населением региона и повышением ответственности работников за результаты и качество труда.

В области занятости приоритетные направления затрагивают вопросы сбалансированности спроса и предложения на рынке труда:

- создание условий для новых высокооплачиваемых рабочих мест;

- развитие малого и среднего предпринимательства для обеспечения занятости работников, высвобождающихся в результате структурных изменений в экономике;

- развитие специализированной системы подготовки и переподготовки кадров для приоритетных секторов экономики;

- повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы;

- государственную поддержку социально ответственного бизнеса, обеспечивающего работников полным социальным пакетом.

Формирование эффективной и сбалансированной региональной экономики, базируется на группе факторов, формирующих производственное окружение: предпринимательская культура; структура экономики; ее интернационализация; инновации; управление и институциональные возможности.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем суть территориального и пространственного подхода к рассмотрению понятия "регион"?

2. Назовите основные признаки региона.

3. Что подразумевает под собой "структура региональной системы"? Какие выделяются структуры?

4. Какие административно-территориальные единицы существуют в Российской Федерации?

5. Опишите конституционно-правовой статус различных субъектов Российской Федерации?

6. Что подразумевает под собой "региональное управление"?

7. Какие выделяются виды управления региональной экономикой (по различным классификациям)? Раскройте суть каждого.

8. Назовите основные функции регионального управления.

9. Что понимается под "организационной структурой управления регионом"? Какие основные функции присущи элементам организационной структуры?

10. Что является предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа?

11. Чем характеризуется экстенсивный тип организационных структур управления?

12. Что представляет собой государственная региональная экономическая политика?

13. По каким критериям можно провести классификацию региональной политики?

14. Что может быть принято в качестве цели региональной политики?

15. Что включает в себя механизм реализации региональной политики?

Наши рекомендации