Управление финансовыми ресурсами в условиях кризиса
В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния. Предприятие нуждается в выработке собственной финансовой стратегии. Финансовая стратегия - это важнейшая составляющая общей стратегии предприятия. Она выражается в практике создания и реализации генерального плана действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает формы выживания и развития предприятия в новых условиях. Финансовая стратегия включает в себя: анализ финансового состояния; оптимизацию имущества предприятия; распределение прибыли; организацию наличных и безналичных расчетов; налоговую и ценовую политику; политику в области ценных бумаг.
Обычно различают генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Генеральной финансовой стратегией называют стратегию, определяющую финансовую деятельность предприятия на долгосрочный период.
Если предприятие использует в своей практике систему долгосрочного, среднесрочного и текущего финансового планирования, то соответственно дифференцируются и горизонты планирования. Обычно в отечественной практике они составляют: при долгосрочном планировании - от трех до пяти лет; среднесрочном - от одного до трех лет; текущем (оперативном) - на квартал, месяц, а при необходимости и на более короткие сроки. Оперативная финансовая стратегия в отличие от генеральной охватывает все валовые доходы и расходы средств за планируемый период. Только при такой детальной проработке состава поступлений и расходов возникает возможность организовать денежные потоки и обеспечить превышение доходов над расходами.
Главной стратегической функцией финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами для выполнения его миссии.
Финансовая стратегия включает в себя способы и действия для главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; выявление решающих направлений и сосредоточение на них ресурсов; ранжирование и поэтапное достижение целей; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени; создание и подготовка стратегических резервов; учет экономических и финансовых возможностей предприятия и конкурентов; маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
Таким образом, успех финансовой деятельности предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия.
КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Финансовая отчетность
ОАО «СИБУР – Минудобрения» создано в октябре 2006 года на базе активов по производству минеральных удобрений группы «СИБУР». Компания является 100%-ным дочерним предприятием ОАО «СИБУР Холдинг». Основа бизнеса компании – производство и реализация продуктов переработки природного газа. «СИБУР – Минудобрения» производит все основные виды азотных удобрений для аграрного комплекса, капролактам для химической промышленности. Производственные активы ОАО «СИБУР – Минудобрения» сосредоточены в восточной части России – в непосредственной близости от крупнейших предприятий отечественной горнорудной промышленности – потребителей аммиачной селитры промышленного назначения, и быстрорастущих азиатских рынков. Реализуя преимущества территориальной близости к наиболее перспективным потребителям, «СИБУР – Минудобрения» поддерживает эффективный баланс экспортных и внутренних поставок, максимально используя возможности и потенциал внешнего и российского рынков сбыта. «СИБУР – Минудобрения» входит в пятерку крупнейших производителей азотных удобрений СНГ и является крупнейшим поставщиком аммиачной селитры и карбамида российским промышленным потребителям.
Рис. 1 Доля компании «СИБУР – Минудобрения» на рынке
По итогам первого года своего существования компания продемонстрировала очень хорошие результаты, заложив прочный фундамент для своего дальнейшего развития. Выручка выросла на 27%, показатель EBITDA увеличился более чем в 3 раза и приблизился к 3 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA увеличена с 8% в 2013 году до 21% в 2014 году. В сегменте минеральных удобрений – основном бизнесе компании – рентабельность по операционной прибыли превысила 33%. Выпуск продукции в 2007 году увеличен в среднем на 12–18% по сравнению с 2006 годом.
Рис. 2 Производственные мощности компании «СИБУР – минудобрения» в 2014 году.
Компания работает на динамично развивающемся рынке, рост которого в долгосрочной перспективе обусловлен целым рядом фундаментальных факторов. Рост численности населения в мире, качественное улучшение рациона питания, рост цен на продукты питания, дефицит мировых продовольственных запасов и все большая популярность биологических источников энергии способствуют росту спроса и цен на минеральные удобрения. В 2014 году, в частности, был отмечен серьезный рост цен на все группы минеральных удобрений – азотную, фосфорную, калийную.
Благоприятная конъюнктура мирового рынка минеральных удобрений, безусловно, оказала позитивное влияние на финансовые результаты компании в 2014 году. Значимым фактором роста финансовых показателей стала также планомерная работа над повышением эффективности производства, снижением издержек и сокращением объемов потребления энергоресурсов, тарифы на которые растут опережающими темпами.
Важным итогом работ по модернизации производственного комплекса стало ощутимое снижение норм расхода природного газа в производстве аммиака и карбамида. В 2014 году суммарный эффект от реализации программ энергосбережения, сокращения издержек и модернизации производственных мощностей позволил не только компенсировать негативное влияние роста тарифов естественных монополий, но и обеспечить почти половину годового прироста EBITDA компании.
В 2014 году компания серьезно укрепила свои позиции на внутреннем рынке. «СИБУР – Минудобрения» стала крупнейшим поставщиком аммиачной селитры и карбамида внутри страны, обеспечив в общероссийском объеме продаж 18% и 31% соответственно. На внутреннем рынке компания ориентируется, прежде всего, на промышленного потребителя. Это позволяет компенсировать удаленность производственных площадок от основных сельскохозяйственных регионов РФ, а также высокую сезонность спроса с их стороны.
В экспортной политике компания ориентируется главным образом на азиатские рынки, в непосредственной близости от которых располагаются основные производственные мощности компании, а также на рынки Европы и Южной Америки. Продолжая реализацию стратегии повышения акционерной стоимости компании через улучшение ее операционной эффективности, компания ожидает дальнейшего роста финансовых показателей в 2015 году. По прогнозам компании, показатель EBITDA увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2014 годом и составит не менее 6 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA в 2015 году ожидается на уровне не менее 30%.