Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами

К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся выручка от реализации, амортизация и чистая прибыль предприятия.

В практике финансового менеджмента отдельных стран использование средств, образующихся в процессе деятельности, рассматривается как различные виды самофинансиро­вания, предназначенные либо для поддержания уровня производства (амортизация), либо в целях его роста (нераспределенная прибыль, резервы).

Основное назначение амортизации в отечественной практике — обеспечить замену изношенных основных фондов. В условиях, когда у хозяйствующих субъектов не хватает источников финансирования инвестиций, возрастает значение амортизации.

Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. По экономической природе амортизацион­ные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизаци­онных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложение в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помешаться на депозиты и т.д.

Годовые нормы амортизации непосредственно влияют на вели­чину амортизационных отчислений, а следовательно, и на объем фи­нансовых ресурсов.

В странах с развитой рыночной экономикой амортизационные отчисления являются важнейшим источником инвестиционного фи­нансирования. Их удельный вес в общем объеме текущих и капи­тальных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляемых из вне­бюджетных источников, составляет около 40%.

В процессе разработки и принятия управленческих решений в области финансового обеспечения предпринимательской деятель­ности важное место занимает правильное определение величины ис­точников собственных средств предприятия.

Финансовый менеджмент предполагает, что в ходе планирова­ния и определения величин этих показателей хозяйствующий субъект должен четко представлять, как величина показателя выручки от ре­ализации связана с величиной показателя прибыли, а также что на прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь — величина издер­жек производства (себестоимости продукции).

В зарубежной практике разработана методика, позволяющая входе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависи­мость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей из­держки — объем продаж — прибыль, называется операционным ана­лизом.

Ключевыми элементами операционного анализа служат следую­щие показатели:

• финансовый рычаг;

• операционный рычаг;

• порог рентабельности (точка безубыточности);

• запас финансовой прочности предприятия;

• валовая маржа;

• коэффициент валовой маржи.

Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Постоянные издержки включают:

• постоянную заработную плату;

• арендные платежи;

• плату за электроэнергию;

• плату за газ;

• плату за воду;

• плату за телефон;

• расходы на почтовые услуги;

• страховые платежи;

• расходы на ремонт;

• расходы на рекламу;

• проценты за кредит;

• амортизацию.

Переменные издержки включают:

• сырье и основные материалы;

• покупные полуфабрикаты;

• дополнительную заработную плату;

• расходы на приобретение товара.

Наши рекомендации