Роль государства в стимулирований и регулирований инвестиционного процесса в Казахстане
Согласно закону, инвестиции – это все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником). Под инвестиционной деятельностью в отечественной хозяйственной практике понимается деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером. Основной мерой стимулирующего характера являются инвестиционные преференции, которые представляют собой преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой развития инвестиционной деятельности. Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики повышение эффективности общественного производства. Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и сложившейся в стране экономической ситуации. К ним могут относится такие: выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства; реализация программы конверсии военно-промышленного комплекса; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержка развития малого и среднего бизнеса и экспортных производств; обеспечение сбалансированности развития всех отраслей экономики; реструктуризация угольной промышленности; выполнение программы жилищного строительства в стране, в частности для военнослужащих, и другие. Государственная инвестиционная стратегия – совокупность мероприятий, проводимых государственными органами власти (республиканскими, региональными и местными) в области регулирования инвестиционного процесса. В целом государственную инвестиционную стратегию можно понимать в узком и широком смыслах. В узком смысле инвестиционная стратегия представляет собой программный документ, в котором отражены положения инвестиционной политики государства. В широком смысле, инвестиционная стратегия – это долгосрочный план реализации инвестиционной политики государства с детальной проработкой методов государственного регулирования инвестиций, механизмов регулирования, объектов и субъектов инвестиционного процесса. К принципам инвестиционной стратегии государства принято относить: 1) принцип предельной эффективности. Суть его заключается в том, что существует взаимосвязь между процессом вложения капитала и показателем эффективности этих вложений. Т.е. всегда существует определенный момент, когда дополнительные капитальные вложения более не являются нужными. 2) принцип комплексной оценки капитальных вложений. Необходимо стимулировать развитие таких проектов, которые приносят наибольший эффект, как экономический, так и социальный. 3) принцип начальной свободы в выборе объектов инвестирования. Этот принцип означает, что рассмотрению подлежат все имеющиеся проекты, часть из которых будет в конечном итоге профинансировано. 4) принцип адаптационных издержек. Это означает, что в ходе реализации инвестиционной стратегии государства будут понесены издержки, связанные с приспособлением к новой инвестиционной среде. Эти издержки могут измеряться в денежном или натуральном выражении недовыпуска продукции на действующих или закрываемых предприятиях. Иначе говоря, модернизация, производимая в ходе реализации инвестиционной стратегии, приводит ко временной остановке части предприятия или к закрытию некоторых неэффективных производств. 5) принцип мультипликатора. Основан на том, что первоочередному развитию подлежат те отрасли, которые дают максимальный мультипликативный эффект, т.е. рост спроса в данной отрасли приводит к последовательному возрастанию спроса в других отраслях. 6) принцип концентрации. Инвестиции, в идеале, должны быть распределены между небольшим количеством проектов. Это обеспечивает сокращение сроков реализации процессов, уменьшению инвестиционного цикла и более высокой отдачи. 7) принцип прогрессивной специализации. Для региона или государства необходимо, в рамках инвестиционной стратегии, определить свою специализацию на производстве определенных товаров или предоставлении определенных услуг, а также углублять эту специализацию в дальнейшем. Это должно привести к повышению эффективности всей экономики в целом. 8) принцип пропорциональности. В экономике страны должен поддерживаться определенный баланс между различными группами отраслей. На практике это означает развитие взаимодополняющих и вспомогательных отраслей. 9) сетевой принцип инвестирования. В ходе стимулирования инвестиционной деятельности необходима диверсификация хозяйственных рисков. Только полное и безоговорочное соблюдение указанных принципов позволит в конечном итоге достичь баланса экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов и добиться ускорения темпов экономического роста в стране. 2. Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя: выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика не приносит ощутимых положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности. В разработке инвестиционной стратегии государства принимают участие Министерство экономики и бюджетного планирования. Министерство финансов, Национальный Банк, Парламент, Ассоциация предприятий. Направления инвестиционной стратегии определяются и корректируются исходя из внутренних и внешних факторов: 1. Внешние факторы: а) влияние глобализации на экономику страны; б) фактические внешнеэкономические связи государства; в) политическая обстановка в мире и сопредельных странах; г) конъюнктура мировых рынков. 2. Внутренние факторы: а) политическая сила, пришедшая к власти; б) сложившаяся структура экономики и тенденции ее изменения; в) уровень технологического развития товаропроизводителей; г) наличие и качество инфраструктуры в стране; д) совокупный спрос. Выбор инвестиционной стратегии для государства является определяющим для дальнейшего развития страны и ее экономики. При выборе инвестиционной стратегии государство должно исходить из: степени собственного участия в экономических процессах, глубины государственного регулирования экономических процессов, предполагаемых результатов инвестиционной стратегии, поэтому необходимость создания инвестиционной стратегии определяется теми методами государственного регулирования экономики, которые наилучшим образом будут способствовать достижению поставленной цели и задач. В Казахстане целью инвестиционной стратегии было выбрано дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, и увеличение объемов инвестиций в приоритетных отраслях экономики.