Роль государства в различных моделях инновационного процесса

ГЛАВА 5

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зарубежные модели инновационной деятельности

В современном мире можно выделить несколько моделей инно­вационного процесса, которые различаются тем, как задейство­ван инновационный потенциал отдельного человека, а также ка­кими способами и на каких принципах создается коллектив лю­дей, занятых в сфере производства инноваций.

Американский метод инноваций — это венчурное или риско­вое предпринимательство. Инноваторами и инициаторами в этом виде предпринимательства чаще всего выступают талантливые инженеры, изобретатели, ученые. Они хотят разрабатывать свои идеи, кажущиеся им перспективными, но избежать ограничений, которые накладывает на них работа в лабораториях крупных фирм или корпораций, подчиненных в своей деятельности жестким программам и централизованным планам. В этом случае творчес­кий потенциал ученых свободен от влияния управленческой бю­рократии, а значит, может максимально проявиться и реализо­ваться.

Капитал, необходимый для финансирования исследований, предприниматели получают от крупных корпораций, частных фондов или государства на льготных условиях, позволяющих им свободно распоряжаться этими средствами для научных целей. Однако капитал, занятый в рисковом бизнесе, невелик. Это свя­зано не в последнюю очередь с рискованностью предприятия. Боль­шой процент фирм, работающих в данной сфере, разоряется. Несмотря на это, рисковая форма организации поисковых разрабо­ток получила распространение и в ряде других стран.

Японская модель организации инновационного процесса в круп­ных фирмах основана на принципах тесной кооперации науки и производства. В Японии была разработана и отработана система организации поисковых работ и внедрения их результатов. В ча­стности, впервые такая система была применена в разработке элек­тронно-вычислительной техники. Некоторые исследователи счи­тают, что именно новые формы кооперации в исследовательском и внедренческом процессе позволили японцам занять лидирую­щее место в этой отрасли.

В европейских странах в качестве метода повышения эффектив­ности инновационной деятельности используется международная межфирменная кооперация. В частности, с начала 1980-х гг. по­стоянно появляются совместные международные проекты фирм на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Целью, которую преследует создание подобных проектов, является распро­странение результатов исследований и «ноу-хау» между участни­ками проекта для дальнейшего самостоятельного производства.

Роль государства в различных моделях инновационного процесса

Как было показано выше, с одной стороны, инновация — это явление, которое все ставит с ног на голову. Одиночки, мечтатели и разрушители, часто молодые, на обочине существующего обще­ственного порядка создают запутанную сеть предприятий, в кото­рых вспыхивают новые идеи, а затем и быстро, и непредсказуемо запускаются инновации.101

С другой стороны, развитие двух исторических процессов по­казывает, что инновация имела также и направление «с головы на ноги», а в течение прошедшего века она была систематизиро­вана и упорядочена в рамках крупных корпораций.

Первый важный процесс — это рост научно-исследовательской деятельности.

В течение последних лет XIX века, особенно в Германии и США, промышленность и поддерживающая ее наука приобретают упорядоченные формы. Вертикально дезинтегрированный «промыш­ленный район» становится высоко интегрированной глобальной корпорацией, контролирующей каждый этап производства и сбы­та продукции. Предприниматель уступает дорогу менеджеру. Ин­новация становится областью деятельности не мечтателя-одиноч­ки, а ученого-исследователя, работающего в лаборатории на ком­мерческой основе. Первая научно-исследовательская лаборатория была создана Сименсом в Германии в 1872 году. К более поздним примерам относятся лаборатории Белла и департамент развития Дюпона, созданный в 20-х годах. В сфере телекоммуникаций, фармацевтики и даже автомобилестроения домом для инноваций становятся научно-исследовательские лаборатории крупнейших мировых корпораций. В результате укоренилось мнение, что ин­новациями на предприятии занимается специальный отдел, и многие корпорации сейчас думают, как им извлечь инновации из лабораторий и перенести задачу их разработки на организацию в целом.

Второй важный для развития инноваций исторический про­цесс — это постепенное и все большее вовлечение в инновацион­ную деятельность государства. И снова родиной начинания стала Германия. В XIX веке Берлин из ничего не значащей столицы мелкого германского государства превратился в двигатель прус­ской военной машины. Инновации — и образовательные учреж­дения, поддерживавшие их — поощрялись государством в откро­венно милитаристских целях. Позднее развитие в 40-50-х годах Силиконовой долины тоже, по крайней мере, частично — будет обусловлено требованиями военных, а также идеологией «холод­ной войны». Вашингтон оказывал серьезную финансовую поддер­жку компаниям, инвестировавшим эти средства в научно-иссле­довательскую деятельность, а инновации возникали в области все более изощренных военных технологий.

Разница состояла в том, как организовывалась эта промыш­ленность. В Берлине в промышленных инновациях доминируют две крупные компании: Siemens и AEG. В Калифорнии, наоборот, вокруг Стэнфордского университета образовалось множество не­больших фирм. Рост оборонных контрактов привел к появлению огромного числа маленьких компаний, отпочковавшихся от го­ловной, финансируемых венчурным: капиталом и образованных для создания на месте комплекса по производству нуждающейся в постоянном копировании продукции. Стэнфорд стал домом для исследовательского института, но также и первым в мире науч­ным городком. Очень быстро Силиконовая долина стала промыш-ленным районом, напоминающим английские промышленные го­рода эпохи королевы Виктории. Изначально эта сеть была объе­динена крупными контрактами больших компаний, входивших в военно-промышленный комплекс. Но она зависела также и от сильно локализованных навыков, знаний и труда. Именно эта динамичная сеть небольших предприятий — взаимозависимых, жестко конкурирующих друг с другом, но тем не менее тесно со­трудничающих — помогла превратить производство самолетов в новую отрасль аэронавтики, а производство электроники в ком­пьютерные технологии.

Влияние государства было ключевым и в другой великой ин­новационной культуре прошлого века — японской. Необычайный успех японских корпораций — это непростая, но часто повторяе­мая история. Главный участник этой истории — МВТП (Мини­стерство внешней торговли и промышленности). Образованное в 20-х годах, министерство это зародилось еще в самом начале рево­люции Мэйдзи в 70-е годы XIX века. Используя тонкую и тесную связь правительства, банков и промышленности, МВТП учредило согласованную систему планирования, руководившую крупными японскими корпорациями в так называемый период «догоняюще­го развития» с 50-х до середины 70-х годов XX века. Однако, роль правительства Японии существенно отличается от американской администрации. Военные расходы в Японии в этот период были строго ограничены, поэтому инновации стал подгонять рынок. Технологическое развитие зависело от того, что будут покупать потребители, а не от амбиций военных. Огромный успех япон­ских инноваций заключался не в создании новых фундаменталь­ных технологий, а в налаживании производства огромного коли­чества потребительских товаров отменного качества от автомоби­лей до портативных компьютеров. И это японское послевоенное чудо, неважно, заканчивается оно или нет, основано в очень боль­шой степени на большой вовлеченности государства в корпора­тивную политику, стратегию и финансирование.

В настоящее время роль государства в инновационных процес­сах заключается в следующем. В развитых странах государственные органы и организации являются наиболее активным инвесто­ром в новации. Это связано с тем, что многие функции, такие как безопасность, здравоохранение, образование, экология не могут быть эффективно выполнены без инвестиций в интеллектуаль­ную деятельность. Также государство координирует наиболее важ­ные инновационные проекты с частными (корпоративными) ин­весторами в форме совместного инвестирования и поддержки.102

Наши рекомендации