Исполнение бюджета (на примере республиканского бюджета)
Исполнение бюджета – важнейшая стадия бюджетного процесса. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов. На данной стадии бюджетного процесса и происходит, с одной стороны, аккумуляция в бюджете запланированных на конкретный финансовый год налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны, распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное финансирование отраслей народного хозяйства.
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь.
Непосредственное обеспечение исполнения республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, которое определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г. Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.
Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключается в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы – либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.
В Республике Беларусь предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, которая обеспечивается органами государственного казначейства, единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.
Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает (ст. 106 БК):
- осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;
- распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;
- возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
- осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
- обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;
- осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;
- учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета.
Исполнение бюджетов подразумевает двухаспектное взаимное встречное движение доходов и расходов, что предполагает, в свою очередь, исполнение бюджета по доходам и расходам.
Исполнение республиканского бюджета по доходам предусматривает (ст. 108 БК):
- зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;
- проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);
- распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;
- возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
- учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;
- анализ выполнения доходов.
В соответствии со ст. 109 БК республиканский бюджет по расходам исполняется через автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:
- установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
- доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
- осуществление платежей (расходование бюджетных средств);
- использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.
Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета, которая представляет собой распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджетная роспись предусматривает бюджетные ассигнования (бюджетные средства, предусмотренные получателю бюджетных средств распорядителем бюджетных средств), которые, в свою очередь, являются основанием для утверждения бюджетных смет. Бюджетная смета является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.
В процессе исполнения бюджета важная роль принадлежит распорядителям (организации, которые в соответствии с бюджетным законодательством имеют полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляют другие функции) и получателям бюджетных средств (бюджетная или иная организация, физическое лицо, имеющее право на получение бюджетных средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное использование бюджетных средств), бюджетно-правовой статут которых определен ст. 80-82 БК.
Распорядители бюджетных средств определяются путем установления им бюджетных назначений, под которыми понимаются полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителем бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Распорядителями бюджетных средств могут быть:
- по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, – государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь;
- по бюджетным назначениям, предусмотренным решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, – государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, иная организация, ответственная за реализацию определенных задач и функций государства в соответствии с законодательством;
- по бюджетным назначениям, предусмотренным законодательным актом о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, – государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.
Средства бюджета, получаемые физическими лицами и организациями, не имеющими статуса бюджетной организации, предоставляются им только через распорядителей бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств выполняют следующие основные функции: разрабатывают план своей деятельности в соответствии с функциями и задачами, определенными законодательством, исходя из необходимости достижения установленных результатов за счет бюджетных средств на основании их эффективного расходования; разрабатывают на основании плана деятельности расчет необходимых ассигнований к проекту бюджета на очередной финансовый год, проект бюджетной сметы; обеспечивают управление бюджетными назначениями и исполнение соответствующей части бюджета; утверждают бюджетные сметы получателей бюджетных средств; осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и представлением отчетности.
Получатели бюджетных средств имеют право на: использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях.
Получатели бюджетных средств обязаны: своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить проценты (плату) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять бухгалтерскую отчетность и иные сведения об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов; возвращать неиспользованные бюджетные средства в соответствующий бюджет; принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года; в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных договоров (соглашений), принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.
Важная роль в процессе исполнения бюджета отводится Министерству финансов Республики Беларусь и его территориальным органам, которые в соответствии со ст. 104 БК имеют право:
- получать от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, других государственных органов, организаций и физических лиц любую информацию, связанную с исполнением бюджета и использованием бюджетных средств;
- приостанавливать и ограничивать финансирование расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства, в том числе незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случае возникновения временных кассовых разрывов;
- взыскивать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
- взыскивать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и возмездной основе, срок уплаты которых истек;
- взыскивать в бесспорном порядке пеню за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;
- взыскивать в бесспорном порядке пеню с банков за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств;
- взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, выделенные сверх утвержденных бюджетных ассигнований, а также бюджетные ссуды, бюджетные займы, предоставленные с нарушением установленного порядка;
- взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с иным нарушением бюджетного законодательства;
- давать банкам обязательные для исполнения указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей бюджетных средств при нарушении ими бюджетного законодательства;
- взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей пеню за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предварительно оплаченных за счет средств бюджета;
- получать от банков информацию об остатках и движении средств на счетах по учету бюджетных и иных государственных средств;
- взыскивать в бесспорном порядке за пользование денежными средствами, перечисленными в уплату бюджетных обязательств, вследствие их неправомерного удержания проценты, начисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания денежных средств.
Перечисленные полномочия во многом связаны с осуществлением бюджетного контроля, отдельные аспекты которого установлены и для других органов государственной власти (глава 25 БК).
В процессе исполнения бюджета возможно внесение изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год в течение финансового года (ст. 110 БК), которое производится законом о внесении изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также уточнение отдельных показателей республиканского бюджета в течение финансового года (ст. 111 БК), которые производятся декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Предусмотренная бюджетным законодательством возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные показатели позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом, в рамках поступивших бюджетных доходов, создать правовые основания для осуществления дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Необходимость внесения таких изменений обусловлена также тем, что фактически достигнутые в течение финансового (бюджетного) года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели исполнения доходной части бюджета) зачастую отклоняются от предусмотренных в бюджете.
6.6. Отчет об исполнении бюджета: