Деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов по нейтрализации негативных явлений в условиях глобального финансово-экономического кризиса
В условиях современного финансово-экономического кризиса на федеральном уровне принимаются меры для стабилизации ситуации, поддержки системообразующих финансовых и производственных структур. Впервые с 1998 года суверенный рейтинг России снижается. Оценив антикризисные меры правительства, состояние международных резервов и потребности экономики, ведущие экспертные агентства понизили рейтинг нашей страны и сохранили негативный прогноз. Причины снижения рейтинга связаны с сокращением международных резервов на 128 млрд. долларов (это 74 % потребности экономики РФ во внешнем финансировании в 2009 году). По расчетам экспертов ВВП РФ в реальном исчислении будет вероятно падать, а дефицит бюджета после снижения налогов, цен на сырье и ослабления экономики, также вероятно составит 2,5% в 2009 году и 4% в 2010 году. Общая потребность России для покрытия бюджетного дефицита и рекапитализации банковской системы составит 14% ВВП (данные агентства Standard & Poor's).
Согласно очередному пятилетнему докладу о социальных инвестициях в России, представленному Ассоциацией менеджеров и Программой развития ООН социальные инвестиции крупнейших российских компаний на одного работника в прошлом году составили 54,3 тыс. рублей. Именно объемы социальных инвестиций определяют требования общества к социальной политике работодателей – но уровень, достигнутый в 2007 году, компаниям неизбежно придется снижать в 2009 году. Резкое изменение структуры и объемов социнвестиций может вылиться в неожиданные аспекты кризиса 2008-2009 г.г. От изменений в поведении сотрудников на рынке труда – до роста протестных настроений.
Но не меньше в государственной заботе нуждаются малые и средние предприятия. Кризисные явления открывают новые возможности для малого бизнеса с точки зрения смещения приоритетов. Если раньше в регионах власти уделяли внимание крупным инвестиционным проектам, то сегодня время требует поддержать малый бизнес. Именно он способен генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Предложения по поддержке малого бизнеса уже выработаны в федеральных и во многих региональных властных структурах. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. рублей. [132]
Государство и общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В проекте Программы антикризисных мер Правительства РФ предусмотрено оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, в частности, в мероприятиях по поддержке агропромышленного комплекса предусматривается предоставление субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. В большинстве субъектов РФ предпринимаются меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений, регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке малого и среднего предпринимательства, практически все субъекты РФ заявили о своем участии в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству.
Кредитно-финансовая система, являясь частью экономической системы, занимает стратегическое положение, что определяется ее целями, функциями, а также воздействием на другие системы. Сбои в ее функционировании могут привести к дестабилизации социально-экономической жизни.
Правительством РФ принято решение направить дополнительно 17 млрд руб. из средств федерального бюджета на поддержку агропромышленного сектора. Соответствующее Постановление от 24 февраля 2009 года № 140 подписано Председателем российского Правительства Владимиром Путиным.
Средства выделяются на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Из них средства в размере 12,1 млрд. руб. направляются на предоставление субсидий по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004–2010 годах на срок от 2 до 10 лет, и 4,9 млрд. руб. – на предоставление субсидий по кредитам, полученным в 2007–2010 годах на срок до 1 года. . [132]
В условиях мирового кризиса, который в большей степени отразился на финансовом секторе страны, рассмотрим ситуацию в системе потребительской кооперации на примере сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК).
Сельскохозяйственные кредитные кооперативы создаются с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. В соответствии с этим, основными задачами (предметом) их деятельности являются:
- оказание финансовой помощи членам кооператива, а также иным сельскохозяйственным товаропроизводителям, на условиях и в порядке, определяемом общим собранием кооператива;
- участие в финансировании строительства объектов недвижимости для членов кооператива;
- размещение средств кооператива на депозитных и иных вкладах в банковских учреждениях, передача их в доверительное управление;
- хранение материальных ценностей, документов и иных активов членов кооператива и других сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организация вексельного оборота среди кооператива и учет векселей членам кооператива;
- консультации членам кооператива по вопросам финансово-хозяйственной внешнеэкономической и другим видам деятельности;
- обслуживающие, снабженческие, сбытовые и другие виды услуг для членов кооператива и других сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- благотворительная деятельность;
- оказание посильной финансовой помощи организациям и учреждениям различных форм собственности, а также гражданам;
- осуществление иной не противоречащей действующему законодательству деятельности, если это направлено в конечном итоге на развитие основных видов деятельности и достижении цели, ради которой создан кооператив;
Кроме средств бюджетов различных уровней, спонсорских взносов СКПК располагает собственными источниками пополнения кредитных ресурсов, такими как:
- паевой фонд;
- сбережения членов СКПК;
- полученные проценты.
Кредиты предоставляются только пайщикам кооператива в пределах определенных общим собранием пайщиков, но не превышающих определенного законодательством размера. Обычно отдельный кредит не должен превышать 50% собственного капитала, кооператива, что обеспечивает соблюдение принципов здорового распределения кредитов и рисков.
Кредитоспособность кредитополучателя представляет собой сочетание моральных качеств и материальных возможностей, ее можно определить по следующим критериям:
- нравственность и честность кредитополучателя;
- возраст и состояние здоровья кредитополучателя;
- профессиональные знания кредитополучателя;
- состояние хозяйства (бизнеса);
- эффективность управления хозяйством (бизнесом);
- недвижимое и движимое имущество;
- финансовое состояние, особенности задолженности;
- развитие за последние годы и планы на будущее;
- бизнес-план.
Важнейшей задачей, находящей отражение в бизнес-плане СКПК, которую постоянно решают все менеджеры, является распределение строго ограниченных ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей. В разделе «Финансовый план и показатели эффективности проекта» бизнес-плана отражаются предстоящие затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты. Он необходим для контроля финансовой обеспеченности проекта на всех этапах его реализации. Финансовый план состоит: из плана доходов и расходов; плана денежных поступлений и выплат, баланса активов и пассивов.
Для наглядности приведем планы доходов, расходов, а также прогноз выполнения обязательных резервов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Кредитор» Бабынинского района Калужской области, эффективно действующего с января 1998 года и объединяющего 250 физических и 19 юридических лиц (приведены в таблицах 29, 30, 31).
Таблица 29.- План доходов, расходов СКПК «Кредитор» (тыс. руб.)[35]
Наименование графы | 1.01.2007 г. | 1.01.2008 г. |
1. Доходы на заемный фонд (выручка от оказания финансовых услуг) | ||
2. Операционные затраты (себестоимость оказанных услуг) | ||
3. Приращение (прибыль до налогообложения) | ||
4. Чистая прибыль |
Источник: расчеты при участии автора
Таблица 30.- Прогноз выполнения обязательных резервов, привлечение и размещение средств СКПК «Кредитор» (тыс. руб.)[36]
Наименование графы | 1.01.2006 г. | 1.01.2007 г. | 1.01.2008 г. |
1. Паевой фонд | |||
2. Резервный фонд | |||
3. Собственный капитал | |||
4. Внешние (возвратные) фонды | |||
5. Заемный фонд | 1 027 | 1 369 | |
6. Доход на заемный фонд | |||
7. Операционные затраты | |||
8. Приращение |
Источник: расчеты при участии автора
Таблица 31.- План доходов, возможной прибыли по статьям СКПК «Кредитор»
(тыс. руб.)[37]
Наименование графы | 1.01.2007 г. | 1.01.2008 г. |
1. Выручка от оказания финансовых услуг (выдачи займов) | ||
2. Консультационные услуги | ||
3. Себестоимость оказанных услуг | ||
4. Прибыль до налогообложения | ||
5. Чистая прибыль |
Источник: расчеты при участии автора
Представим в виде схемы типичные ошибки допускаемы при получении (предоставлении) заемного капитала предпринимателями занимающимися агробизнесом (рис. 8).
Рисунок 8.- Ошибки, допускаемые при получении (предоставлении) заемного капитала[38]
При принятии решения о предоставлении займа органы управления СКПК должны придерживаться основных принципов предоставления займов:
- социальная значимость проекта;
- возвратность;
- срочность;
- платность займов;
- целевое использование заемных средств.
Для наглядности приведем схему основных видов рисков современного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Для наглядности приведем схему основных видов рисков современного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Рисунок 9.- Виды рисков СКПК[39]
Основной риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности кредитного кооператива - это кредитный риск. Он обуславливается факторами, лежащими как на стороне клиента (кредитоспособность, характер кредитной сделки), так и на стороне кооператива (организация кредитного процесса). Кредитоспособность заемщика отражает степень доверия кооператива к обязательству клиента возвратить кредит. Эта степень определяется уровнем управления у заемщика; его финансовым соотношением; перспективами кредитного объекта.
Характер кредитной сделки находит выражение в содержании объекта кредитования, сумме и сроке кредита, порядке его выдачи, погашения, способе обеспечения возвратности.
Организация кредитного процесса базируется на следующих принципах:
- взаимоотношения с клиентами;
- приоритеты;
- системе моральных ценностей.
Анализ совокупного риска кредитов на основе учета всех вышеназванных факторов означает оценку качества кредитного портфеля.
Действительным механизмом снижения кредитных рисков в кредитном кооперативе является диверсификация кредитного портфеля.
Анализ кредитной деятельности может проводиться по следующим направлениям:
- движение кредитного портфеля;
- распределение кредитов по экономическим секторам;
- оценка обеспеченности выданных кредитов;
- погашение и возвратность кредитов;
- оценка доходности кредитных операций.
Представим схематически управление кредитным портфелем кооператива (рис. 10).
Рисунок 10.Управление кредитным портфелем СКПК[40]
Анализ движения кредитного портфеля представляет собой изучение финансовой отчетности с целью определения:
- удельного веса вновь выданных кредитов по отношению к остаткам ссудной задолженности на конец отчетного периода;
- процента погашения кредита за отчетный период;
- соотношение дебетовых и кредитовых оборотов;
- роста кредитного портфеля за отчетный период;
- достаточности резервов на покрытие возможных потерь.
Часть финансового менеджмента представляет собой риск-менеджмент, то есть совокупность стратегии и приемов, образующих механизм управления риском.
Риск-менеджмент имеет свою систему основных правил:
- нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал;
- надо думать о последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнений;
- при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;
- нельзя считать, что существует только одно решение, возможны варианты.
Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска пути ее искусственного снижения. В практикt управления проектами применяются различные приемы для снижения степени риска:
- диверсификация;
- распределение риска между участниками проекта;
- лимитирование;
- страхование;
- самострахование;
- хеджирование.
Диверсификация - процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Являются наиболее обоснованными и относительно менее издержкоемким способом снижения степени риска.
Распределение риска между участниками проекта - реализуется при разработке финансового плана и конкретных документов, может быть качественным и количественным.
Лимитирование - это установление предельных сумм кредита, применяемое кредитным кооперативом. А со стороны хозяйствующих субъектов он применяется при продаже товаров в кредит, определение сумм вложения капитала и т.п.
Страхование - передача определенных рисков страховой компании. Различается имущественное страхование - страхование морских грузов, оборудования, рисков подрядного строительства. А также страхование от несчастных случаев - страхование общей гражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности.
Самострахование - децентрализованная форма создания резервных фондов, обеспечивающая гибкость управления рисками и сохранение контроля над денежными средствами. Создание обособленного фонда возмещения возможных убытков позволяет преодолеть временные затруднения в финансовой деятельности. В СКПК часть средств резервного фонда целесообразно хранить на расчетном счете.
Кроме резервного фонда часть кооперативов создают целевые фонды на формирование резерва риска.
Хеджирование - процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.
На практике каждый СКПК имеет детально проработанный документ обеспечивающий развитие кредитных операций и управление кредитными рисками. Это либо «Правила сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива», либо «Положение о предоставлении займов юридическим и физическим лицам СКПК», где формулируются принципы, цели и условия выдачи займов разным категориям заемщиков, определяются сферы ссудной деятельности, сроки и др. Здесь же определяются такие важные моменты кредитной политики кооператива, как предельные размеры займа одному заемщику, порядок рассмотрения кредитных заявок и выдачи займов, способы обеспечения обязательств, контроль за исполнением кредитного договора, процентная политика кооператива, порядок погашения замов и процентов по ним, мониторинг качества кредитного портфеля и т.д.
В практической деятельности СКПК при возникновении трудностей с платежами предпринимаются следующие действия:
- дружеское письменное напоминание;
- прямое требование оплаты;
- личный визит и поиск конструктивных решений;
- если предложенное решение не принимается, и оплата не поступает, следует прибегнуть к юридическим шагам, которые реализуют гарантии, следующие из заключенного кредитного договора.
СКПК всегда должен быть готов к тому, что в своей практике может столкнуться с проблемными кредитами.
Проблемными кредитами считаются те кредиты, по которым заемщик не произвел своевременно более одного платежа (по процентам или основному долгу, если погашение предусмотрено частями) либо по которым стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась по каким-либо причинам.
Проблемные кредиты - результат денежного кризиса клиента, хотя существует и класс заемщиков, именуемых злостными неплательщиками, которые могут, но не желают погасить кредит.
Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но заметные признаки (внешние и внутренние) его наступления. Кредитные специалисты должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Чем теснее взаимодействие кредитных сотрудников с заемщиком, тем больше информации о финансовом состоянии операций клиента. Без постоянного обновления этой информации признаки проблемности кредита могут остаться незамеченными.
Систему раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать, и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критики за то, что они ввергли СКПК в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже, чем думали кредитные сотрудники. Таким образом, теряется время. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство СКПК, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей других рискованных кредитов и спекуляциями.
Во избежание этого СКПК должен делать периодические, независимые и объективные обзоры кредитов силами сотрудников данного учреждения, несвязанных с кредитованием. Проверки органов надзора также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты.
Своевременное выявление проблем у заемщика и принятие соответствующих мер по их искоренению позволит СКПК уменьшить потенциальные кредитные риски. Кредитный сотрудник должен постоянно следить за соответствием реального движения средств заемщика прогнозу, бизнес-плану, а также графику погашения задолженности. Необходимо поддерживать непрерывный контакт с заемщиком, быть по возможности в курсе его проблем и деятельности, а также знать его планы и намерения. Все эти действия помогут СКПК в выявлении тенденций к ухудшению состояния заемщика, а следовательно - и кредита. Чем быстрее будут выявлены и определены эти тенденции, тем оперативнее СКПК сможет принять необходимые превентивные меры по исправлению ситуации и обеспечить защиту своих интересов.
Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи общие черты, которые свидетельствуют, что возникли определенные трудности. Сформулируем признаки проявления проблематичности кредитов:
Нефинансовые признаки:
- несвоевременное, неполное и неохотное предоставление клиентом информации о финансовом положении, а также подозрения о возможной недостоверности предоставляемых сведений;
- расхождения прогноза движения средств и бизнес-плана;
- просьба о пролонгации кредита;
- нецелевое использование кредита;
- уклонение заемщика от контактов с кредитным кооперативом;
- преувеличенный оптимизм и повышенное дружелюбие к кредитному кооперативу, вызывающее сомнение в честности;
- передача и продажа собственности;
- нереальные планы, неадекватная оценка ситуации, необычные предложения;
- негативная информация, полученная о клиенте из каких-либо источников;
- изменения (необязательно в худшую сторону) в экономической, политической и других сферах, куда клиент поместил заемные средства;
- ухудшение условий хранения залогового имущества;
- снижение качества и количества обеспечения.
Финансовые признаки:
- отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки;
- нерегулярные или просроченные платежи по кредиту (по процентам и основной сумме кредита);
- увеличение задолженности по кредитам;
- изменение состояния дел в отрасли (спад производства);
- рост числа конкурентов;
- падение цен на рынке на заложенное имущество;
- ухудшение финансового положения гаранта (поручителя) заемщика.
В случае наступления форс-мажорных или иных обстоятельств, утвержденных положением, заемщик СКПК имеет право вынести на рассмотрение вопрос продлении срока действия займа или его части. При этом вопрос может быть решен положительно только в случае наличия у заемщика имущественного или денежного обеспечения, достаточного для покрытия возникшей задолженности.
Обращение взыскания на имущество заемщика налагается в случае, когда заемщик сообщает о невозможности погашения просроченной задолженности пред кооперативом, и денежный эквивалент взноса, внесенного заемщиком при вступлении в кооператив, не покрывает эту задолженность. При возникновении просроченной задолженности по основной сумме займа и процентам денежный эквивалент взноса заемщика переходит в счет погашения задолженности по займу и процентам. Если сумма взноса не покрывает долг заемщика, то оставшаяся часть долга погашается за счет средств, полученных от реализации прочего имущества заемщика. Все споры, возникающие в процессе погашения просроченной задолженности, решаются в соответствии с уставом кооператива или в судебном порядке.
Кроме представляемых СКПК ресурсов, для осуществления коммерческих проектов предпринимательства, работающими в агробизнесе, могут привлекаться финансовые средства под поручительством СКПК из следующих источников:
- фонда поддержки фермеров;
- федерального фонда льготного кредитования;
- фонда поддержки малого предпринимательства;
- Россельхозбанка и других коммерческих банков.
Важное значение в работе СКПК имеет умелое использование разработанных и законодательно закрепленных мер по государственной поддержке. Так, в Калужской области принят Закон Калужской области «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов Калужской области» (N 207-ОЗ от 10.06.2003), предусматривающий следующие формы государственной поддержки СКПК (ст. 5 Закона):
- выделения средств из областного бюджета на основании областных целевых программ;
- предоставление кредитов, субвенций, субсидий в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год;
- привлечения в установленном законодательством порядке кредитных кооперативов в комплекс производственных, социально - экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение региональных проблем;
- предоставления кредитным кооперативам в установленном законодательством порядке налоговых и иных льгот;
- предоставления в установленном законодательством порядке государственных гарантий кредитным кооперативам. [8]
Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации предполагает формирование для этого экономических методов, активизирующих ее функционирование. Среди которых: выделение субвенций на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; прямая финансовая или иная материальная помощь кооперативам от фондов, агентств или институтов социально-экономического развития; создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); ограничение дополнительной ответственности пайщиков по обязательствам кооператива в пределах 10-кратного размера величины паевого взноса, контроль со стороны аудиторских союзов и другие.
Совершенствование развития сельской кредитной кооперации РФ через повышение финансовой устойчивости и надежности функционирования отдельного кредитного кооператива возможно на основе разработанного механизма саморегулирования как совокупности инструментов, направленных на удовлетворение финансовых и иных потребностей каждого пайщика и одновременно кооператива в целом. Экономическими методами развития отдельного кредитного кооператива могут служить: увеличение ресурсов кооператива посредством развития политики привлечения сбережений, создания структур системы сельской кредитной кооперации (филиал, представитель, представительство) и специальных фондов (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); применение методик оценки кредитного риска и финансовой устойчивости по совокупности показателей: доля удовлетворения материальных потребностей членов кредитного кооператива (Дму), охват рынка сельской кредитной кооперации (Др), коэффициентом автономии (Ка) и другие.
Приоритет в отношении финансируемых или поддерживаемых СКПК проектов должен отдаваться проектам в ключевых отраслях с целью стимулирования самодостаточности российского сельского хозяйства и увеличения экспорта на рынках, где Россия имеет традиционные преимущества.
В условиях панических настроений, вызванных кризисными явлениями, вкладчики ринулись забирать средства не только из банков, но из СКПК. У кредитных потребительских кооперативов нет возможности одномоментно извлекать все деньги из займов и расплачиваться с вкладчиками, т.к. денежные средства находятся в работе. Для финансовой устойчивости кооперативы стали формировать денежные резервы, обеспечивающие ликвидацию кассовых разрывов, которые возникли вследствие досрочного расторжения договоров (вкладов) по инициативе пайщиков-вкладчиков. Некоторые пайщики (как вкладчики, так и заемщики) забыли, что по уставу СКПК они несут солидарную ответственность за финансовую стабильность кредитного кооператива, членами (собственниками) которого они являются. В перечень антикризисных мер целесообразно включить приостановление начисления процентов по вкладам. Деньги будут передаваться пайщикам с сохранением ставок на уровне 1 октября 2008 года. После этого, и до момента выдачи вклада, будет начисляться ставка 12%. При утверждении таких условий СКПК обязуется расплачиваться со всеми пайщиками в течение 18 месяцев. Деньги будут возвращаться вкладчикам по мере поступления средств, выданных по кредитам. Кроме того, целесообразно минимизировать административные расходы. Сократить часы работы офисов, уменьшить количество сотрудников, закрыть ряд допофисов, принять четкие меры по устранению задолженности пайщиков. Принять иные конкретные меры по сокращению расходов и оптимизации бизнеса.
Нельзя забывать, что кредитные кооперативы – это не банки. Банки в своих кредитных договорах оставляют за собой право изменять условия кредитования в одностороннем порядке, даже если заемщик аккуратно исполняет обязательства. В кредитных кооперативах такие условия, как правило, не применяются, поэтому, если член СКПК, получивший заем аккуратно исполняет свои обязательства по погашению, то принудить его вернуть заем досрочно практически невозможно. В то же время, владельцы кооперативов имеют больше прав, чем клиенты банков по контролю над финансово-хозяйственной деятельностью своих СКПК. Контроль, как и в других общественных организациях, осуществляется через выборные органы, а также через выражение своего мнения на общих собраниях. Если члены СКПК посчитают, что руководство непрофессионально выполняет свои функции, его могут переизбрать. Но делаться все должно без паники, тогда быстрее и с меньшими потерями можно будет преодолеть сложный период.
Думается, что кредитная кооперация как сегмент финансового рынка продолжит свое существование, потому что есть рыночные ниши, в которых, как показывает российский и мировой опыт, кооперация является более эффективным инструментом, чем другие. История развития кооперации доказала, что в условиях кризиса сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы всегда демонстрировали свою действенность и эффективность развиваясь высокими темпами при поддержке государства.
Заключение
Перед кооперацией и перед государством стоит задача обеспечения социальной защиты различных слоев населения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация выступает формой социальной самозащиты малообеспеченных слоев населения. В данном контексте она выполняет функцию экономического и социального стабилизатора и должна поддерживаться властными структурами всех уровней.
Для достижения целей удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков потребительская кооперация должна развивать собственную предпринимательскую деятельность. Мелкое и среднее предпринимательство нуждается в совершенствовании стратегии развития потребительской кооперации в сфере услуг. Причиной этому является ряд трудностей, с которыми они сталкиваются при включении в систему предпринимательства. Так, традиционные формы формирования кооперативного капитала за счет взносов пайщиков в современных условиях являются недостаточными. Необходимо развивать новые направления на базе государственно-кооперативного партнерства.
Кооперативы эффективны в основном в определенных экономических нишах, неприемлемых для частного капитала и государственных предприятий. Они служат созданию и сохранению рабочих мест, формированию демократии, и вместе с тем члены кооперативов только при достаточно твердом положении своего предприятия, высокой зарплате, дивидендах (бонусах) сохраняют заинтересованность в кооперативной собственности и не преобразуют ее в акционерную. Принципы функционирования кооперативов могут играть большую положительную роль в деле повышения эффективности производства и производительности труда, в расширении инвестиций.
Следует уделять больше внимания разработке современной стратегии развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере услуг.Она может быть создана на основе анализа трансформации собственности потребительской кооперации в рыночной экономике и механизмов ее реализации. Главным является ее возрождение как подлинного, реального собственника, имеющего свои факторы производства, свое место в экономике. В ходе трансформационного процесса перехода от централизованно-плановой к рыночной модели хозяйствования потребительская кооперация может и должна выступать наиболее адекватной формой адаптации домашних хозяйств к условиям рыночной экономики.Это предполагает не только концентрацию ресурсного потенциала домохозяйств, но и наиболее эффективное его использование профессиональными менеджерами для достижения целей кооперации.
Для формирования перспективных направленийсовершенствования сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере услуг разрабатываются генеральные стратегии ее развития, и должен быть произведен ряд конкретных преобразований. Принципы экономического управления и организационную структуру следует привести в соответствие с целями, задачами и сущностью кооперации. Практически кооперация может развиваться в различных сферах хозяйства, но особое значение она имела бы в земледелии, производстве и обеспечении населения продовольствием и товарами народного потребления, не меньшее - в сферах бытовой и социальной инфраструктуры, в кредитно-финансовой сфере. Сохраняет свою роль и снабженческо-сбытовая кооперация, которая смогла бы составить конкуренцию существующим структурам закупок сельскохозяйственной продукции и снабжения, способствовать сдерживанию роста цен на сельскохозяйственное сырье. Укреплению экономической базы может послужить увеличение размеров паевого взноса, расширение коллективного членства и т.п.
Возникающие и продолжающие развиваться комплексные кооперативные структуры, действующей в сфере услуг, оказываемых агропромышленному комплексу (объединения, союзы и т.п.) могли бы повысить эффективность деятельности каждого вида кооперации и всей системы в целом. Расширение сфер деятельности потребкооперации в условиях рыночных отношений должно идти по пути еще большего превращения ее первичных звеньев в многоцелевые потребительские общества. Признавая многообразие форм и необходимость адаптивности кооперации к современной социально-экономической среде, в тоже время, следует неукоснительно сохранять понятия кооперативных ценностей и принципов, нашедших наиболее полное отражение в Декларации о кооперативной идентичности, принятой Конгрессом Международного кооперативного альянса Всемирной организации кооперативов. И в первую очередь это относиться к стратегии дальнейшего развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Коренным образом отношение к использованию в нашей стране потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации изменилось с разработкой приоритетных национальных проектов, реализация которых началась в России в 2006 году, и государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» в агропромышленном комплексе с привлечением средств из федерального, региональных и местных бюджетов, главной целью которого является увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса.