Пути совершенствования регулирования платежного баланса Республики Беларусь
В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе «стэнд-бай».
В начале августа 2011 года наша страна успешно осуществила дебютное размещение государственных облигаций на сумму $600 млн. на международном финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около $1,5 млрд. 23 августа 2011 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму $400 млн.
Кроме того, внешние государственные займы в 2009-2011 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.
Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.
Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.
Сейчас белорусские еврооблигации торгуются с доходностью до 8%. Это показывает, что к ним есть очень высокий интерес со стороны инвесторов, то есть это подтверждает, что наши облигации - ликвидный инструмент. Напомним, при первичном размещении текущая доходность белорусских евробондов была 9%. Ценные бумаги были размещены со ставкой купонного дохода 8,75%, но чуть дороже номинальной стоимости. Через 2 недели после первого размещения доходность облигаций упала до 8,2%. И мы доразмещали наши облигации уже по ставке 8,251%. В настоящее время риск рефинансирования для Беларуси остается очень низким: стране в текущем периоде не нужно привлекать деньги для того, чтобы отдавать долги. Главное финансовое ведомство страны рассчитывает уплачивать проценты по основному долгу за счет валютных доходов государства, в том числе от приватизации (в 2011 году доходы от приватизации составили $800 млн.).
Ожидается, что всего в 2012 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета [9].
Выплаты по еврооблигациям будут через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.
Кроме того, с 2012 года государственные обязательства Беларуси будут рассчитываться по международной методике. То есть при расчете внешнего и внутреннего госдолга будут учитываться только прямые долги, те, что правительство заимствовало напрямую, а также предъявленные к исполнению гарантии правительства. По прогнозам Минфина, показатель по соотношению внешнего госдолга к ВВП снизится незначительно (на несколько процентных пунктов), а по внутреннему госдолгу произойдет существенное уменьшение. Специалисты считают, что новая методика расчетов будет более правильной, так как будет отражать реальный, а не потенциальный уровень долговой нагрузки.
В целом стратегия управления государственным долгом на среднесрочный период заключается в обеспечении потребности государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне.
Даже по самым оптимистичным прогнозам правительства, Беларусь собирается выйти на положительное внешнеторговое сальдо не ранее 2015 года. Более быстрое решение проблемы вряд ли возможно, так как в ближайшие годы в экономику планируется привлекать значительный объем инвестиционного импорта, необходимого для ее структурной перестройки и повышения ее конкурентоспособности в целом.
Сколько именно Беларуси придется заимствовать в ближайшие годы, заранее просчитать крайне сложно. Это напоминает уравнение со многими неизвестными. Однако есть одно, в чем многие специалисты практически единодушны: ключевое значение в дальнейшем будет иметь не сколько наша страна будет привлекать на внешнем рынке, а - какую цену за это придется заплатить. Пока наша страна делает на рынке капитала только первые шаги. Кредитный рейтинг относительно невысокий. Поэтому и приходится привлекать средства под 8-9 процентов годовых. Само по себе это не проблема. Но только в том случае, если эти средства, направленные в экономику, приносят более ощутимую выгоду. Иначе происходит банальное «проедание» ресурсов, при котором привлеченные средства, призванные стать для экономики парусом, на самом деле становятся балластом.
Некоторые эксперты полагают, что с увеличением долговой нагрузки на бюджет может расти и стоимость ресурсов, которые будут привлекаться на зарубежных рынках. Но в любом случае Беларуси было бы лучше не допускать значительного прироста размера государственного долга [9].
Некоторые эксперты в последнее время все громче заявляют о том, что вопросы, связанные с госдолгом стран, уже давно стали политическим фактором, новым средством влияния на государства. Но можно вспомнить Японию, где уровень госдолга, по некоторым оценкам, приближается к 200 процентам ВВП. И это значительно больше, чем в Греции. США остаются на плаву, несмотря на огромный внешний долг, потому, что многие из нас имеют сбережения в американской валюте.
В 2012 году тенденция роста внешнего госдолга сохранится. Продолжится освоение кредитов Всемирного банка и Китая на реализацию инвестиционных и инфраструктурных валютоокупаемых проектов. Начнется реализация проекта по строительству АЭС за счет средств государственного экспортного кредита Российской Федерации. Также сохраняются возможности для получения очередных двух траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В итоге планируется, что внешний госдолг к завершению 2012 года составит порядка 14 млрд. долларов США, или 24% к ВВП [9].
Основные направления, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса республики, можно сформулировать следующим образом:
1. Макроэкономические условия для развития экспортной деятельности – это основное направление, т.к. без развития, усовершенствования структуры и объема экспорта невозможно улучшить благосостояние граждан республики. Для этого необходимо:
- создание условий для структурной перестройки и перепрофилирования неэффективных предприятий, а также равных условий хозяйствования предприятиям путем уменьшения льгот и перекрестного субсидирования;
- стабилизация реального курса белорусского рубля и снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;
- создание условий для повышения внутренних сбережений и механизмов для перетока их в инвестиционный капитал предприятий-экспортеров;
- развитие условий для расширения инвестиций в наукоемкие производства и услуги и повышения использования механизмов стимулирования;
- формирование экспортной стратегии, основанной на сбалансированном спросе между спросом и предложением и др.
2. Создание условий для привлечения инвестиций в экспортные отрасли производства.
Для обеспечения коренного перелома в сфере инвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом белорусского государства политику создания благоприятных условий инвестирования в реальный сектор. В частности, целесообразно:
- предусмотреть в законодательстве особый налоговый режим для предприятий со значительными инвестициями в технологии, освобождающий их от налоговых платежей, кроме социальных, до полной окупаемости инвестиционных проектов;
- обеспечить, как правило, освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин технологическое оборудование и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной модернизации;
- добиваться выделения новых долгосрочных кредитных линий, а также проработать возможности получения несвязанных финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний, банков и фондов, в том числе, без государственных гарантий;
- устранить или снизить до приемлемого уровня просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь, белорусскими предприятиями-заемщиками и использовать механизмы политического влияния в организациях с целью решения вопросов предоставления Беларуси средств внешнего финансирования;
- создать комплексную систему информационной поддержки деятельности по формированию позитивного международного инвестиционного имиджа Республики Беларусь.
3. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:
- совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и ноу-хау из высокоразвитых стран;
- привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производств;
- развития корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участие в реализации транснациональных проектов;
- внедрения системы оплаты труда государственных предприятий в зависимости от результатов экспортной деятельности;
- улучшения качества управления предприятиями-экспортерами, в том числе путем
поиска эффективного собственника для приватизации;
- либерализация и упорядочение системы ценообразования на внутреннем рынке;
- обеспечения государственной поддержки в области рекламы;
- совершенствования мер по борьбе с контрабандным экспортом товаров и защиты интеллектуальной собственности;
- обеспечения внедрения современных стандартов в области упаковочных и тарных технологий в целях повышения имиджа и конкурентоспособности экспортных товаров, стимулирование создания центров дизайна;
- проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на основных экспортных предприятиях(МТЗ,МАЗ, БелАЗ, Атлант, Бобруйскшина, Беларускалий и др.);
4. Обеспечение государственной поддержки на внешних рынках.
Необходимо укреплять и расширять сотрудничество с Международным валютным фондом, всемирным банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями. Главная цель такого сотрудничества - согласование национальных экономических приоритетов с необходимостью включения белорусской экономики в мирохозяйственные процессы.
На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.
Для повышения эффективности деятельности дипломатических и торгово-экономических служб при продвижении товаров на зарубежные рынки необходимо:
во-первых, обеспечить белорусских дипломатических и торгово-экономических служб за рубежом и аналогичных иностранных в Беларуси оперативными информационно-маркетинговыми, нормативно-правовыми и аналитическими материалами, в том числе посредством доступа к Интернету;
во-вторых, расширить участие торгово-экономических служб в выставках, встречах деловых кругов, конференциях с целью сбора необходимой информации о потенциальных рынках сбыта;
в-третьих, сохранить присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.
5. Создание условий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности. Продвижение экспорта товаров связано с развитием товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Основным направлением со стороны государства в данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисные центры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм. Одной из таких форм может быть создание специализированных внешнеторговых фирм, объединений, отраслевых союзов, ассоциаций и т.д., в т.ч. на основе действующих структур. Главное условие - консолидация внешнеторговых компаний и торговых домов в конкурентные на мировых рынках крупные структуры. Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданных с участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования широкого диапазона финансово-кредитных и организационных мер, совершенствования условий инвестирования национального капитала за рубеж в целях развития белорусского экспорта.
Эффективной мерой продвижения товаров и услуг на внешние рынки должен стать выход на международные рынки через глобальные телекоммуникационные сети.
6. Усовершенствование тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредством мер тарифного регулирования являются:
- упорядочение системы согласования принимаемых решений в области тарифного и нетарифного регулирования и механизмов ввода их в действие;
- расширение льгот по уплате таможенных пошлин и НДС по ввозимым комплектующим, запчастям, материалам и сырью, предназначенным для производства экспортной продукции, упрощение процедур их предоставления;
- упорядочение системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в рамках Таможенного союза;
- установление предельных размеров единовременного повышения ставок таможенных пошлин.
В области нетарифного регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных мер в отношении белорусского экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.
Фискальные механизмы являются одним из резервов повышения эффективности и увеличения объемов экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.
7. Создание условий для формирования системы кредитования экспорта и страхования экспортных рисков. Необходимо существенно переориентировать в экспортный сектор денежные потоки, в том числе освоить систему синдицированного кредитования с иностранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции. Для этого предстоит существенно переориентировать принципы работы кредитных организаций с целью:
- создания современной системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортных производств и кредитование экспортных контрактов;
- создания условий для инвестирования в сферу экспортного производства капитала всех финансовых структур: страховых обществ, пенсионных фондов и инвестиционных банков;
- создания условий для возврата валютных кредитов субъектами хозяйствования;
- выделения в бюджете республики средств для фонда поддержки экспорта с целью осуществления льготного кредитования национальных проектов модернизации крупнейших экспортных производств (МТЗ, Атлант и т.п.);
-совершенствования механизмов компенсации банкам потерь, связанных с льготным кредитованием экспортных проектов;
- ограничения отвлечения средств внешнеторговых банков на другие цели;
- внедрения механизмов консорциального кредитования белорусскими и иностранными банками крупных экспортных проектов и др.
Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных потерь и убытков. Для этого необходимо:
- создание национальной системы страхования внешнеторговых операций и экспортных кредитов, включающей Белорусскую государственную организацию страхования внешнеэкономических рисков (Белгосвнешстрах), другие страховые компании и банки, осуществляющие поддержку экспорта;
- резервирования в республиканском бюджете необходимых средств для гарантирования и страхования экспортных кредитов;
- обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах.
Таким образом, реализация перечисленных направлений, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса Республики Беларусь.
На 2013 г. по данным Национального банка, возможен следующий прогноз платежного баланса.
ВВП: Темпы восстановления экономической активности окажутся несколько большими, чем ожидалось ранее. Ключевыми причинами этого являются благоприятный шок экспорта, относительно активная политика доходов, а также сохраняющийся низкий спрос на потребительский импорт. На 2013 г. прогнозируется замедление роста выпуска до 4,1% г/г, что близко к оценкам потенциального темпа роста ВВП.
Денежно-кредитная сфера: В отношении финансовой стабильности по-прежнему сохраняются опасения. Высокие и волатильные инфляционные ожидания до сих пор остаются препятствием для стабильного спроса на национальную валюту. Поэтому в финансовой сфере значения номинальных переменных чрезвычайно чувствительны к любым шокам. Основываясь на предпосылке об относительно консервативной монетарной политике, ожидается, что в 2012 г. среднегодовая инфляция составит 61,4% (что соответствует значению инфляции накопленной за период в размере около 25%), а в 2013 г. 22,6% (и около 20% к/г). На конец 2012 и 2013 гг. ожидаются значения обменного курса к доллару США USD/BYR 9000 и 9600 соответственно.
Государственные финансы: Фискальная политика останется достаточно жесткой. Это связано с сохранением риска инфляции на фоне высоких инфляционных ожиданий и потенциалом роста цен на услуги, в особенности ЖКХ. Консолидированный бюджет в таких условиях может быть выполнен в 2012 г. с профицитом в 0,2% от ВВП. Дополнительное давление на бюджет в дальнейшем будет исходить от расходов по обслуживанию государственного внешнего долга, что приведет к дефициту бюджета в 2013 г.
Платежный баланс: В 2012 г. дефицит счета текущих операций уменьшится по сравнению с предыдущим годом и составит USD 3,1 млрд, или 5,7% ВВП. Данное сокращение будет обусловлено, с одной стороны, ростом экспорта вследствие расширения торговли нефтепродуктами со странами вне СНГ, а с другой - сокращением импорта, обеспеченным новыми договоренностями с Россией о поставках в Беларусь нефти и газа. В 2013 г. дефицит счета текущих операций увеличится до USD 3,2 млрд или 5,1% ВВП. Прогнозируется, что приток ПИИ будет в основном связан с продажей государственной собственности (доли государства в предприятиях) и составит в 2012 г. USD 3,4 млрд, в 2013 г. он может увеличиться до USD 3,6 млрд. Ожидается, что положительное сальдо капитального и финансового счета будет находиться на уровне USD 7,2 млрд в 2012 г. и USD 5,7 млрд в 2013 г.
Таблица 3.1 Основные параметры прогноза
Реальный ВВП, % г/г | 0,2 | 7,7 | 5,3 | 4,9 | 4,1 |
Сальдо консолидированного бюджета, | -0,7 | -2,6 | 2,3 | 0,2 | -1,4 |
% ВВП* | |||||
Сальдо текущего счета, % ВВП** | -12,6 | -15,0 | -12,6 | -5,7 | -5,1 |
ИПЦ, %, г/г | 13,0 | 7,7 | 52,3 | 61,4 | 22,6 |
Совокупный вешний долг, % ВВП, к/г** | 45,1 | 52,5 | 74,2 | 70,6 | 66,0 |
Примечание – Источник: [9]
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.
Наиболее существенным направлением использования данных платежного баланса и сопутствующем ему балансе иностранных инвестиций есть обоснования внешней и внутренней экономической политики страны. Данные платежного баланса применяются для аналитических исследований по изучению причин, которые предопределяют диспропорции в балансе и обоснование мероприятий по их корректированию.
Можно сделать вывод, что платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мировых связях. Не случайно проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.
В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять по «средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей.
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство;
2. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности;
3. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.
4. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы.
5. Платежный баланс - является объектом государственного регулирования.
Основные направления, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса республики, можно сформулировать следующим образом:
1. Макроэкономические условия для развития экспортной деятельности – это основное направление, т.к. без развития, усовершенствования структуры и объема экспорта невозможно улучшить благосостояние граждан республики.
2. Создание условий для привлечения инвестиций в экспортные отрасли производства.
3. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров.
4. Обеспечение государственной поддержки на внешних рынках.
5. Создание условий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности. Продвижение экспорта товаров связано с развитием товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Основным направлением со стороны государства в данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисные центры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм.
6. Усовершенствование тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта.
7. Создание условий для формирования системы кредитования экспорта и страхования экспортных рисков. Необходимо существенно переориентировать в экспортный сектор денежные потоки, в том числе освоить систему синдицированного кредитования с иностранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции.
В 2012 г. дефицит счета текущих операций уменьшится по сравнению с предыдущим годом и составит USD 3,1 млрд, или 5,7% ВВП. Данное сокращение будет обусловлено, с одной стороны, ростом экспорта вследствие расширения торговли нефтепродуктами со странами вне СНГ, а с другой - сокращением импорта, обеспеченным новыми договоренностями с Россией о поставках в Беларусь нефти и газа. В 2013 г. дефицит счета текущих операций увеличится до USD 3,2 млрд или 5,1% ВВП. Прогнозируется, что приток ПИИ будет в основном связан с продажей государственной собственности (доли государства в предприятиях) и составит в 2012 г. USD 3,4 млрд, в 2013 г. он может увеличиться до USD 3,6 млрд. Ожидается, что положительное сальдо капитального и финансового счета будет находиться на уровне USD 7,2 млрд в 2012 г. и USD 5,7 млрд в 2013 г.
Список использованных источников
1. Бурдыко, Н.М. Методология анализа и регулирования платежного баланса / Н.М. Бурдыко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №2, 2009, с.61-71;
2. Гуцол, П.Н. Платежный баланс: Уч. Пособие / П.Н. Гуцол. – Мн.:БГЭУ, 2003 – 72с.;
3. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 784 с.;
4. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар.изд.цент ВЛАДОС, 2008. – 592 с.;
5. Леутина, Л.И., Бюджетно-налоговое регулирование экономики: Курс лекций / Леутина Л.И. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. –177с.;
6. Матяс, А. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета Республики Беларусь. / А. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. – 2010. – №39. – С.44-50
7. Мойсейчик, Г.И. Внешний государственный долг и его обслуживание. / Г.И. Мойсейчик // Белорусский экономический журнал. – 2010 г. -№3. – С.107-117.
8. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Жукова Г. Н. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 415с.
9. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by/. – Дата доступа: 13.11.2012 г.
10. Сенчагов, В. К. Финансы, денежное обращение и кредит. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов – М.: Проспект, 2009. - 487 с.
11. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки. / В.И. Тарасов – М.: Мисанта, 2010. –318 с.
12. Теория финансов. / Под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. –368с. – 320 с.
13. Финансы ВЭД: Учебное пособие/ К.В.Рудый.- Мн.: Выш. шк., 2004.-348 с.;
14. Финансы. / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, 2009. – 527с.