Цена товара, масштаб цен, сокровище, тезаврация
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет «Управление и предпринимательство»
Кафедра «Финансы и кредит»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
По направлению 080100 Экономика
Автор к.э.н. доц. Н.С. Землякова___
Ростов-на-Дону
2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Практические занятия являются формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель практических занятий — приобретение практических навыков управления экономикой предприятия.
Темы занятий заранее сообщаются студентам с целью их предварительной подготовки и проработки соответствующих теоретических разделов дисциплины. В начале каждого практического занятия преподаватель кратко доводит до студентов цель и задачи занятия, а также обращает внимание на наиболее сложные вопросы, относящиеся к усваиваемой теме.
В рамках практического занятия студенты решают задачи и разбирают практические ситуации самостоятельно. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта и контролирует полученные студентами результаты, дает пояснения в процессе решения задач и обсуждения ситуаций в случае необходимости.
Исходя из желания студентов, или на усмотрение преподавателя к доске приглашается студент и объясняет алгоритм решения задачи или проблемной ситуации. По итогам практического занятия преподаватель может выставлять в журнал группы оценки. Процесс решения наиболее сложных задач и проблемных ситуаций может быть объяснен преподавателем. Однако в дальнейшем аналогичные задачи и ситуации должны быть решены студентами самостоятельно. В процессе проведения практического занятия также могут быть проведены опрос студентов, сплошное или выборочное тестирование, проверочная работа.
При проведении семинарских и практических занятий используются дискуссионные занятия, элементы ролевых игр, устные ответы.
Современное обучение предполагает, что существенную часть времени в освоении учебной дисциплины студент проводит самостоятельно. Такой метод обучения способствует творческому овладению студентами специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы студент должен воспринимать, осмысливать и углублять получаемую информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми навыками. Эта работа должна проводиться систематически, в течение всего периода обучения в университете, и стать основной формой совершенствования и повышения квалификации в практической и профессиональной деятельности.
В процессе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» важно постоянно пополнять и расширять свои знания. Изучение рекомендованной литературы является важной составной частью восприятия и усвоения новых знаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия | № темы из раздела | Объем времени, час | ||
норм | ||||
очная | заочная | |||
Необходимость и сущность денег | 1.1 | |||
Функции денег | 1.2 | |||
Денежная система и ее типы | 1.3 | |||
Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот | 1.4 | |||
Денежный оборот: его содержание и структура | 1.5 | |||
Безналичный денежный оборот и его организация | 1.6 | |||
Инфляция. Формы ее проявления, причины, социально-экономические последствия | 1.7 | |||
Рейтинг № 1 | ||||
Необходимость и сущность кредита | 2.1 | |||
Функции и законы кредита | 2.2 | |||
Формы и виды кредита | 2.3 | |||
Возникновение и развитие банков | 3.1 | |||
Понятие и элементы банковской системы | 3.2 | |||
Центральные банки и основы их деятельности | 3.3 | |||
Коммерческие банки и их деятельность | 3.4 | |||
Международные финансовые и кредитные институты | 3.5 | |||
Рейтинг № 2 | ||||
Итого: |
1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Необходимость и сущность денег Продолжительность 4 часа
1. Вопросы для обсуждения:
3. Чем обусловлено появление денег?
4. Какова связь между развитием товарного производства и денег?
5. В чем состоит противоречие между потребительной стоимостью и меновой стоимостью товара и как оно разрешается?
6. В чем состоит сущность денег?
7. Какие ступени эволюции проходят деньги?
6. Назовите основные виды и формы денег?
7. Каковы основные свойства, преимущества и недостатки действительных денег, что такое демонетизация и в чем её причины?
8.Что такое бумажные деньги? Дайте определение и перечислите их достоинства и недостатки.
9. Назовите основные отличия банкнот с покрытием от бумажных денег.
10. В чем состоят основные причины появления в обращении денежных суррогатов?
11. Перечислите виды кредитных денег и охарактеризуйте их основные черты.
12. Каковы основные черты ранней металлической теории денег, в чем её ошибки?
13. Что такое неометаллизм?
14. Каковы основные положения и недостатки номиналистической теории денег?
15. В чем заключаются основные идеи и ошибки количественной теории денег?
2. Раскрыть основные понятия:
Товар, деньги, потребительная стоимость, меновая стоимость, натуральные деньги, кредитные деньги, бумажные деньги, полноценные деньги.
3 Ответить на тесты:
1. Для того чтобы продукт или ресурс считался товаром, он должен отвечать таким условиям, как:
- он должен существовать или производиться в определенном, но не безграничном, количестве.
- он должен удовлетворять определенные потребности, то есть обладать полезностью.
- он должен свободно продаваться и покупаться
- он должен приносить достаточную прибыль для поддержания воспроизводственного процесса
2. Какими ценностями обладает товар
- потребительной
- меновой
- материальная
- денежной
3. Потребительная ценность - это
- физическое, вещественное свойство товара, это его способность удовлетворять определенные потребности.
- общественное свойство товара, и определяется степенью полезности товара и объемом затрат, необходимых для его получения.
4. В результате обмена потребительная ценность товара отделяется от его ценности. Первая переходит в руки :
- покупателя
- продавца
- производителя
5. Обмен товара на товар - это
- бартер
- оброк
- лизинг
6.Представителями натуральных денег в период натурального обмена являлись
- ракушки
- меха
- золотые монеты
- рабы
- зерно
7. Деньги, выступающие в виде соответствующим образом оформленных бумаг, в виде простых записей на счетах,в виде цифровых знаков, удостоверенных тем или иным образом - это
- кредитные деньги
- финансовые деньги
- натуральные деньги
8. Плата, взимаемая монетным двором за чеканку металлической монеты:
- секвестр
- сеньораж
- секьюритизация
- сбор
- налог
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Функции денегПродолжительность 2 часа
Цель –раскрыть: содержание и значении функции меры стоимости, масштаб цен, счетные деньги; деньги в функции средства обращения; содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средства платежа; функция денег как средства накопления, виды денежных накоплений; деньги в сфере международного экономического оборота.
1. Вопросы для обсуждения:
1. Какие существуют функции денег, и в чем состоит их взаимосвязь?
2. В чем состоит сущность функции денег меры стоимости?
3. Что представляет собой цена товара?
4. Как образуется и действует масштаб цен?
5.Что представляет собой функция денег как средства накопления и как она регулирует денежное обращение?
5. Как формируется и действует функция средства обращения?
6. Какие условия способствовали появлению денег как средства платежа?
7. Почему возникли мировые деньги, и каковы тенденции их развития?
2. Раскрыть основные понятия:
Цена товара, масштаб цен, сокровище, тезаврация
Ответить на тесты:
1. При начислении заработной платы деньги используются в функции:
-средство накопления
- меры стоимости
- мировых денег
- средство обращения
- средство платежа
2. При продаже товаров в кредит, необходимость которого связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, различной продолжительностью их производства и обращения, сезонным характером производства деньги используются в функции -…
-средство накопления
- меры стоимости
- мировых денег
- средство обращения
- средство платежа
3. В каком году был осуществлен официальный переход Европейского союза к единой валюте, получившей название ЕВРО:
- 1999
- 2000
- 2002
4. К какой функции денег относится такая черта как «способность измерять стоимости всех товаров, служить посредником при определении цены»
- мера стоимости
- средство накопления
- средство обращения
- средство платежа
5. Привыполнении какой функции деньги присутствует на рынке всегда, и никуда не уходят.
- мера стоимости
- средство накопления
- средство обращения
- средство платежа
6. Припродаже товаров в кредит, при выплате заработной платы рабочим и служащим, какую функцию выполняют деньги
- мера стоимости
- средство накопления
-средство обращения
- средство платежа
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Денежная система и ее типы Продолжительность 2 часа
1 Вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой денежная система, и из каких элементов она состоит?
2. Биметаллизм и его характеристика.
3. Монометаллизм и его характеристика.
4. Денежная система административно-командной экономики.
5. Раскройте принципы функционирования денежной системы страны.
6. Каковы элементы современной денежной системы Российской Федерации?
7. Покажите роль золота в различных денежных системах.
Доклады:
1. Денежная система на основе ЕВРО.
2.Денежная реформа как форма радикального изменения денежной системы: цели, предпосылки.
3 Раскрыть основные понятия:
Денежная система, биметаллизм, монометаллизм, денежная единица.
Ответить на тесты:
1. Разновидность монометаллизма, при которой в обращении отсутствуют золотые монеты, свободная чеканка золотых монет не производится, обмен неполноценных денег осуществляется только на золотые слитки, называется...
а) золотовалютным стандартом;
б) золотослитковым стандартом;
в) золотодевизным стандартом;
г) золотомонетным стандартом.
2. Если при биметаллизме между двумя металлами устанавливается закрепленное законом определенное соотношение, то такая система называется….
а) системой хромающей валюты;
б) системой постоянной валюты;
в) системой параллельной валюты;
г) системой двойной валюты.
3. Одной из характерных черт современной денежной системы является...
а) увеличение наличного денежного оборота;
б) эмиссия национальных денежных знаков на основе золотого запаса страны;
в) развитие безналичного и сокращение наличного денежного оборота;
г) определение цен товаров на основе золотого стандарта.
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ И ВЫПУСК ДЕНЕГ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ Продолжительность 2 часа
1. Вопросы для обсуждения:
1.Что представляет собой эмиссия и в чем состоит отличие казначейской эмиссии от банковской?
2.Какие существуют виды эмиссии и каково их назначение?
3.Раскройте суть эмиссии безналичных денег и механизм банковского (депозитного) мультипликатора?
4.Назовите отрицательные и положительные черты налично-денежной эмиссии.
2 Раскрыть основные понятия:
Эмиссия, бюджетная эмиссия, кредитная эмиссия, банковский (депозитный) мультипликатор, эмиссия безналичных денег, налично-денежная эмиссия.
3 Ответить на тесты:
1. Увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т.е. на депозитах кредитных институтов - это
- депозитная эмиссия денег
- бюджетная эмиссия денег
- казначейская эмиссия денег
2. Где хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска в обращение в случае увеличения потребности местного хозяйственного оборота в наличных деньгах.
- в резервных фондах
- в оборотных кассах
- в кассах коммерческих банков
3. Где постоянно принимаются наличные деньги от банков и выдаются наличные деньги банкам
- в резервных фондах
- в оборотных кассах
- в кассах коммерческих банков
4. Если сумма поступлений наличных денег в оборотные кассы РКЦ превышает сумму выдач денег из нее, то
- деньги изымаются из обращения.
- выдаются кредиты коммерческим банкам из этой суммы
- эти деньги уничтожаются
5. Кредитный мультипликатор – это:
- разность между объемом централизованных кредитов и объемом резервов в Центральном банке
- отношение общей кредитной массы к массе централизованных кредитов
- альтернативное название минимальных резервов
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ. ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Экономическая зависимость между массой денег в обороте, уровнем цен реализуемых товаров, их количеством и скоростью оборота денег выражается законом денежного оборота.
закон денежного оборота
(2.1.1)
где М – количество денег в обороте;
СЦТ – сумма цен реализуемых товаров (равная сумме произведений количества каждого товара на его цену);
СО – скорость оборота денег (среднее число оборотов одноименной денежной единицы).
уравнение обмена И.Фишера:
(2.2.2)
где М – масса денег в обороте;
V – скорость оборота денег;
Р – средняя цена товаров и услуг;
Q – количество реализованных товаров и услуг (физический объем производства).
Объем денежной массы в обороте:
(2.2.3)
Средний уровень цен:
(2.2.4)
Зависимость между динамикой уровня цен, объема денежной массы, скорости оборота денег и объема производства можно записать в виде выражения:
(2.2.5)
где Ip – индекс цен;
Im – индекс объема денежной массы;
Iv – индекс оборачиваемости (количества оборотов) денежной массы;
Iq – индекс объема производства (товаров и услуг).
Произведение уровня цен на объем товаров и услуг представляет собой величину ВВП
(2.2.6)
Из уравнения обмена следует, что:
(2.2.7)
Решение типовых задач
Задача 1. Совокупность произведенных платежей по товарам и услугам за наличные деньги составляет 6140 млрд.руб. Определите величину массы наличных денег в обращении, если среднее число оборотов денежной единицы равно 4.
Решение. Масса наличных денег составит:
М0 = 6140 : 4= 1535 млрд.руб.
Задача 2. Объем производства увеличился на 6%, денежная масса – на 24%. Как изменится средний уровень цен при стабильной скорости оборота денег?
Решение. Определим индекс цен:
= 1,24 × 1,0: 1,06 = 1,17
Уровень цен увеличился на 0,17 (1,17 – 1,0), или на 17%
Задача 3. Объем производства увеличился на 6%, денежная масса – на 24%, скорость оборота денег – 10%. Как изменился средний уровень цен?
Решение. Определим индекс цен:
= 1,24 × 1,10 : 1,06 = 1,29.
Уровень цен увеличился на 0,29 (1,29 – 1,0), или на 29%.
Задача 4. Объем производства увеличился на 6%, денежная масса – на 24%, средний уровень цен - 5%. Как изменилась скорость оборота денег?
Решение. Определим индекс оборачиваемости денежной массы:
= 1,05 ×1,06 : 1,24=0,9
Скорость оборота денежной массы снизилась на 0,1 (0,9-1,0), или на 10%
Задача 5. Объем производства увеличился на 6%, скорость оборота денег снизилась на 5%, средний уровень цен вырос на 9%. Как изменился объем денежной массы?
Решение. Определим индекс оборачиваемости денежной массы:
= 1,09×1,06:0,95=1,216.
Объем денежной массы вырос на 0,216 (1,216-1,0), или на 21,6%