Сущность экономической безопасности страны. Критерии, параметры и показатели экономической безопасности
Тема 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
Сущность экономической безопасности страны. Критерии, параметры и показатели экономической безопасности. Экономическая безопасность как самостоятельная и наиболее важная составляющая в рамках системы национальной безопасности.
Виды экономической безопасности. Их систематизация.
Угрозы экономической безопасности.
Сущность экономической безопасности страны. Критерии, параметры и показатели экономической безопасности.
Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз». Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности.
Экономическая безопасность – это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Структура экономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.
Первая – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.
Вторая – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.
Третья – защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;
предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.
В процессе исследования были выделены и проанализированы 2 группы показателей, отражающих наиболее важные участки в реальном секторе экономики и в социальной сфере (см. таблицу 1). Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
Таблица. Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности
Индикаторы экономической безопасности | Пороговое значение | Фактическое значение (2008) |
Экономические индикаторы | ||
Объем ВВП, млрд. руб. | Не менее 29200 | 32 988 |
Рост объема ВВП, % | Не менее 3-4% | 8,10 |
Сбор зерна, млн. т | Не менее 70 | 81,8 |
Производство зерна на душу населения, кг | Не менее 207 | |
Доля машиностроения во всем промышленном производстве, % | Не менее 25 | |
Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП | Не менее 25 | 20,1 |
Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, в % | Не менее 70 | 66,3 |
Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции | Не менее 15 | 3,6 |
Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % | Не более 25 | |
Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к ЭАН | Не более 5 | 6,1 |
Расходы на гражданскую науку, в % к ВВП | Не менее 2,0 | 0,2 |
Социальные индикаторы | ||
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % ко всему населению | Не более 7 | 13,4 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, раз | Не менее 3,5 | 3,2 |
Соотношение среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму, раз | Не менее 1,5 | 1,0 |
Дифференциация регионов по прожиточному минимуму | Не более 1,5 раз | |
Продолжительность жизни | Не менее 70 лет | 66,6 |
Экономические индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции развития экономики с точки зрения реализации принципа эффективности производства. Снижение эффективности производства проявляется, прежде всего, в снижении инвестиционной активности, спаде производства и ухудшении его структуры, снижении конкурентоспособности, в росте потерь общественного рабочего времени.
Отказ от эффективного развития экономики проявляется в тенденции к узкой сырьевой специализации в международном разделении труда, грозящей полным исчезновением отраслей, определяющих технический прогресс, и отраслей, производящих товары жизненной необходимости.
Вопросы экономической безопасности напрямую связаны с проблемами производства продовольствия. От обеспеченности продуктами питания зависит здоровье 142,2 млн. граждан. Продовольственная безопасность подразумевает способность страны обеспечивать свои потребности в продуктах питания за счет собственных ресурсов. В 2008 г. доля импортных продовольственных товаров в их общих товарных ресурсах розничной торговли составила 37%, а удельный вес импорта в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов – 35,3% [4]. Большая часть импортной продовольственной продукции ставит под угрозу здоровье потребителя, так как основная ее масса при относительно низкой цене не отвечает экологическим стандартам. И немаловажно то, что зависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеспособности общества – ставит в зависимость все сферы безопасности.
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности муниципального образования:
- показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.);
- демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);
- динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших муниципальных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;
- действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;
- состояние окружающей среды, экология.
Рассмотрим более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения, как наиболее важные для муниципального уровня управления. В этой области часто используются следующие показатели:
- доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;
- средняя продолжительность жизни;
- разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;
- уровень рождаемости;
- уровень смертности и заболеваемости от различных причин;
- сопоставление средней заработная платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом и выплати в соседних муниципальных образованиях;
- уровень безработицы.