Анализ прибыли и рентабельности
В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект — показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.
Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности — ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой
EFF = EF
RC
где EF — величина экономического эффекта;
RC — величина ресурсов или затрат.
Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе — величина ресурсов или затрат. C другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность». Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае — показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).
Показатели оценки рентабельности инвестиций (капитала). Если аналитические расчеты ведутся с позиции предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР).
ВЕР =Pit
А
где Рit — прибыль до вычета процентов и налогов;
А - стоимостная оценка совокупных активов коммерческой организации (итог баланса-нетто по активу).
При проведении аналитических расчетов с позиции собственников предприятия и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (RОСЕ) и рентабельность инвестиций (ROI).
Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:
ROA = Pn + ATIC
Ct
где Рn — чистая прибыль;
Сt — совокупный капитал (итог баланса-нетто по пассиву);
ATIC — проценты к уплате в посленалоговом исчислении.
В отличие от показателя ВЕР в числителе дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес прежде всего для инвесторов (владельцы акций и лендеры).
Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:
ROE =Pn,
Е
где Е — собственный капитал.
Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций. С коэффициентом ROE тесно связан еще один показатель, ориентированный на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций.Алгоритм расчета таков:
ROCE = Рn - PD
E-PS
где pd — дивиденды по привилегированным акциям;
PS — привилегированные акции.
Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов.
Показатели оценки рентабельности продаж
В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором — прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида. В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:
• удельная валовая прибыль (GPM);
• удельная операционная прибыль (ОIM);
• удельная чистая прибыль (NPM).
GPM = __Валовая прибыль__ = S - COGS
Выручка от реализации S
OIM = Операционная прибыль = S-COGS-OE
Выручка от реализации S
NPM =____Чистая прибыль____ = Рn
Выручка от реализации S
где COGS — себестоимость реализованной продукции;
ОЕ —операционные (управленческие и коммерческие) расходы.
В отечественной аналитической практике чаще всего используется показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый отношением прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые слагаются Из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Для финансового менеджера в ходе оценки рентабельности весьма важным является определение факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности.
В отношении показателей прибыли несложным, но весьма эффективным по аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках.
Таблица 1.4