Состав, классификация и порядок признания расходов от обычных видов деятельности
При ведении хозяйственной деятельности коммерческие организации осуществляют определенные затраты, производят расходы, несут издержки. Отметим, что имеются некоторые различия в категориях «затраты», «расходы», «издержки».
Затраты выступают наиболее общим понятием, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины — это потери. Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком [12,311].
Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Согласно нормам Налогового кодекса РФ расходами можно признавать любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [12,315].
Однако все затраты организаций признаются расходами (в частности, необходимыми к вычету при определении величины налогооблагаемой прибыли). Так, не признаются расходами в целях налогообложения следующие виды затрат организаций:
— на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода;
— в виде штрафов, пени и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями;
— в виде взноса в уставный (складочный) капитал других ... предприятий;
— в виде сумм налога на прибыль;
— в виде расходов по приобретению амортизируемого имущества;
— в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше;
— в виде процентов, начисленных кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету;
— выплаченные суммы комиссионных, агентских и пр. под. вознаграждений;
— в виде сумм налогов, предъявленных покупателю;
— в виде сумм материальной помощи работникам;
— в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка или залога;
— на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации...и др.
Рассматривая понятие «издержки обращения» следует отметить, что они представляют собой вложение средств в хозяйственные операции. То есть в коммерческой организации издержками называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для производство товаров (работ и услуг). В торговле существует понятие «издержки обращения» — это большая часть текущих расходов торговых организаций и предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, то есть по своей сути это — затраты на реализацию товаров и услуг. Для того чтобы анализировать, учитывать расходы и управлять ими, выделяют отдельные виды или статьи расходов. Как предписывают нормативные документы, перечень статей устанавливается предприятием самостоятельно[27,166].
Существуют различия при классификации расходов предприятий в налоговом и бухгалтерском учете. Так, согласно Налоговому кодексу расходы классифицируются по видам затрат следующим образом.
Согласно Налоговому кодексу выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, это расходы по обычным видам деятельности, которые включают в себя все расходы по приобретению, доставке, хранению и реализации товаров, а также расходы на содержание, ремонт, обслуживание основных средств и иного имущества, расходы на НИОКР, расходы на обязательное и добровольное страхование и прочие расходы, связанные с реализацией.
«Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
В материальные расходы организаций включают следующие виды расходов: на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или образующих их основу; на приобретение материалов для обеспечения торгово-технологического процесса, для упаковки и иной предпродажной подготовки, на другие производственные и хозяйственные нужды; на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инвентаря и т. п.; на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление и т. д.; на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями; связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Если стоимость возвратной тары включена в цену товарно-материальных ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки включается в сумму расходов на приобретение товарно-материальных ценностей. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно регулироваться условиями договора поставки[29,84].
В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами. Эти расходы предусматривают и обязательные отчисления организаций по установленным законодательством нормам органам: государственного социального страхования; Пенсионного фонда; медицинского страхования.
Все отчисления на социальные нужды производятся в виде процентов от расходов на оплату труда работников
Суммы начисленной амортизации включают величину амортизационных отчислений, определяемую исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчета сумм амортизации.
Последняя большая часть расходов, связанных с производством и реализацией, — это так называемые прочие расходы. В общую величину прочих расходов включаются:
- расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. Причем расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены в размере, не превышающем 10 процентов первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств;
- расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по ряду видов добровольного страхования (добровольное страхование средств транспорта, добровольное страхование грузов, добровольное страхование основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, добровольное страхование товарно-материальных запасов, добровольное страхование иного имущества, добровольное страхование ответственности за причинение вреда). Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов. В том случае, если размеры этих тарифов не утверждены, то в размере фактических затрат. Расходы по добровольному страхованию включаются в прочие расходы в размере фактических затрат;
- суммы части налогов и сборов, утвержденных законодательно;
- расходы на сертификацию продукции и услуг;
суммы комиссионных сборов за выполнение третьими организациями работ;
- расходы на оплату услуг по охране имущества;
- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности
- расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию;
- арендные (лизинговые) платежи;
- расходы на содержание служебного автотранспорта;
- расходы на командировки, включая расходы по найму, суточные;
- расходы на оплату консультационных, информационных услуг;
- оплата аудиторских услуг;
- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;
- представительские расходы;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате, на договорной основе;
- расходы на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;
- расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации;
- расходы на рекламу реализуемых товаров и услуг, товарного знака и т. п.;
- расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации и управления;
- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями;
- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю;
- расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда);
- взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- другие расходы, связанные с производством и реализацией
Целый ряд расходов, связанных с производством и реализацией, в коммерческих организациях и предприятиях нормируются.
Итак, расходами по обычным видам деятельности организаций являются расходы, связанные с осуществлением основной деятельности, а также расходы по продаже продукции и товаров, выполнению работ и оказанию услуг по иным видам деятельности - торговой, промышленной, строительной и т.д.