Анализ финансового состояния предприятия
Одно из важнейших условий успешного управления предприятием — анализ его финансового состояния, поскольку результаты деятельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Именно для эффективного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность на определенный момент времени. Проводится анализ финансового состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Анализ финансового состояния предприятия необходим для:
1) выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние;
2) выявления изменений показателей финансового состояния;
3) оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
4) оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени;
5) определения тенденций изменений финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния делится на внутренний и внешний, цели и содержание которых различны.
Внутренний финансовый анализ – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.
Внешний финансовый анализ–это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.
Собственники предприятия анализируют его финансовое состояние для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Таким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе пользователей относятся:
1) существующие и потенциальные собственники средств предприятия, в том числе акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;
2) существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов;
5) персонал предприятия, интересующийся данными анализа финансового состояния предприятия с точки зрения стабильности уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии;
6) руководители предприятия.
Вторая группа субъектов финансового анализа – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако изучение финансового состояния предприятия им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.
К этой группе относятся:
1) аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгалтерской отчетности существующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
2) консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;
3) биржи ценных бумаг, принимающие решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия;
4) законодательные органы;
5) юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
6) профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом состоянии предприятия для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;
7) пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния предприятия для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
8) торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предприятий для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.
Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучениепричин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей, разбиваются на следующие аналитические блоки:
1) структурный анализ активов и пассивов;
2) анализ финансовой устойчивости;
3) анализ платежеспособности (ликвидности);
4) анализ необходимого прироста собственного капитала.
Таким образом, финансовый анализ – это непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово – кредитной системой.
Анализ финансового состояния предприятия характеризуется совокупностью определенных функций, методов и способов функционирования предприятия.
Основными функциями анализа финансового состояния являются:
1) своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
2) выявление факторов и причин достигнутого состояния;
3) подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
4) выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности;
5) прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования, его управленческому персоналу необходимо в первую очередь реально оценивать финансовое состояние не только своего предприятия, но и существующих и потенциальных партнеров. Для этого нужно владеть методикой оценки финансового состояния предприятия, а также иметь соответствующее информационное обеспечение.
Практика анализа финансового состояния выработала основные методы его проведения.
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей.
В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период.
Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.
С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.
Главными приемами (способами) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наиболее часто применяемыми на практике, являются:
а) анализ производственной структуры экономической системы; производственных процессов, включая анализ системы разделения и кооперации труда работников по выполнению производственных процессов и всей хозяйственной деятельности;
б) анализ структуры управляющей системы, процессов управления (положений об отделах и службах, функционально-должностных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и процедур, технологии процессов управления данным звеном производства в целом и отдельных технологических циклов управления, рабочих мест в аппарате управления, трудовых процессов);
в) комплексный анализ управления производством с применением различных технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства.
Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предприятия является финансовая отчетность, представляющая собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия. (Приложения 1 – 6). Основным документом, используемым для проведения анализа финансового состояния предприятия, является бухгалтерская отчетность, включающая:
1) форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
2) форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
3) форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
4) форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
5) форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
6) форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;
7) пояснительную записку;
8) итоговую часть аудиторского заключения.
Данные бухгалтерской отчетности предприятия должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Таким образом, из этого можно сделать вывод, что важными элементами анализа деятельности предприятия являются структурирование, группировка и классификация отдельных элементов, изучение количественных и качественных характеристик, установление критериев и оценка эффективности функционирования предприятия.
Вопросы и тесты
1. Охарактеризуйте финансовую систему предприятия, ее структуру и обеспечение.
2. Назовите основные финансовые институты и их функции.
3. Каково значение финансового планирования на предприятии?
4. Какую роль выполняет финансовый контроль на предприятии?
5. В чем заключается содержание финансового менеджмента на предприятии?
6. Охарактеризуйте субъект и объект финансового менеджмента.
7. Сущность финансового рынка и его виды.
8. Основное содержание анализа финансового состояния предприятия.
9. На основании каких документов проводится анализ финансового состояния предприятия?
Тесты
1. Что входит в состав базовых элементов финансовой системы:
а) финансовые фонды, финансовые службы, финансовая политика;
б) финансовые ресурсы, финансовые службы, подсистема управления.
2. К какому инструменту финансового планирования следует отнести ограничение по максимально допустимым расходам на содержание персонала:
а) финансовый показатель;
б) финансовый лимит;
в) контрольная цифра;
г) экономический норматив.
3. Какой из базовых методов финансового планирования наиболее целесообразен для условий предприятия:
а) экстраполяции;
б) программно – целевой;
в) балансовый;
г) математического моделирования.
4. Какой вид финансового документа применяется при планировании целевых затрат по конкретной инвестиционной программе?
а) бизнес – план;
б) смета затрат.
5. Всегда ли процесс оперативного управления должен сопровождаться корректировкой уже принятого решения?
а) всегда;
б) иногда, в порядке исключения;
в) лишь при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия.
6. С каким из базовых элементов оперативного управления наиболее тесно связана потребность в компьютеризации системы управления в целом:
а) информационной базой;
б) нормативно – методической базой;
в) инструментальной базой.
7. К какой форме контроля следует отнести контроль со стороны собственника предприятия?
а) внутреннему;
б) внешнему.
8. Какой метод контроля чаще всего применяет налоговая инспекция?
а) обследование;
б) анализ;
в) проверка или ревизия.
9. Какому виду планирования относится бизнес – план?
а) текущему;
б) долгосрочному.
10. Как называется метод расчета плановых показателей, если планируемая величина показателя заключается в определении количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими:
а) расчетно-аналитический метод;
б) экономико-математическое моделирование;
в) нормативный метод.