Учет реализации продукции и выявление финансовых результатов. ПБУ 9/99 «Доходы организации и ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Учет процесса реализации ведется на сч. 90 «Продажи». Записи на счете ведутся накопительно в течении года на отдельных субсчетах. Данные субсчетов используются при составлении отчета «О прибылях и убытках» (Форма № 2) для записи данных в раздел «Доходы и расходы от обычных видов деятельности». В ПБУ 9/99 и 10/99 дано понятие доходов и расходов и их классификация. Основной вид деятельности предприятия, ради которого оно создано, считается обычным видом деятельности. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продаж, а расходами – расходы по производству и реализации работ, услуг, продукции. В ПБУ 9/99 и 10/99 указаны правила признания доходов и расходов. В бухгалтерском учете процесс реализации отражается следующим образом:

1. при предъявлении сч-ф покупателям составляется запись Д 62 К 90/1 – стоимость продаж + НДС

2. НДС, предъявленный покупателям должен быть начислен к уплате в бюджет Д 90/3 К 68

3. фактическая себестоимость проданной продукции списывается Д 90/2 К 43

4. сумма расходов на продажу относящаяся к реализованной продукции списывается Д 90/2 К 44

5. в соответствии с учетной политикой на сч. 90 могут списываться общехозяйственные расходы Д 90/2 К 26

6. финансовым результатом от продажи продукции может быть

- прибыль Д 90/9 К 99

- убыток Д 99 К 90/9

7. если предприятие реализует работы и услуги, то их фактическая себестоимость списывается проводкой Д 90/2 К 20

8. поступление выручки от продажи отражается записью Д 51 К 62

В конце года 31.12. сч. 90 закрывается внутренними записями на 9 субсчет «Прибыль/убыток от продаж». При этом списывается по К сч. сумма выручки Д 90/1 К 90/9, по Д списывается фактическая полная себестоимость проданной продукции и сумма косвенных налогов Д 90/9 К90/2, 90/3. В результате этих записей на 9 субсчете и по Д и по К сумма должна быть одинаковой, т. е Д 90/9 = К 90/9. на начало следующего года на сч. 90 никаких сумм не должно быть.

Покупатели с поставщиками могут рассчитываться авансами или производить предоплату. В соответствии с гл. 21 НК РФ с сумм предоплаты и с сумм полученных авансов должен быть начислен и перечислен в бюджет НДС. Сумма НДС определяется расчетным путем = сумма аванса * 18/118. При расчете авансами и предоплатами у поставщика составляется следующие проводки:

- при получении аванса Д 51 К 62/ав. Учет предоплат и авансов в соответствии с планом счетов должен вестись на отдельном субсчете сч. 62, который является пассивным.. сумма начисленная к уплате в бюджет НДС записывается Д 62/ав К 68/НДС; Д 68/НДС К 51

При предъявлении сч-ф покупателям Д 62 К 90/1 сумма НДС начисленная с аванса подлежит вычету Д 68/НДС К 62/ав. При получении аванса предприятие выписывает сч-ф, в которой указывается общая сумма аванса и сумма НДС, рассчитанная при получении аванса. Этот сч-ф регистрируется в книге продаж. Для того что бы принять к вычету НДС начисленный с аванса (Д 68 К 62/ав) копию сч-ф, выписанной при получении аванса, записывает в книгу покупок. Сумма аванса засчитывается в счет оплаты сч-ф Д 62/ав К 62. Если сумма аванса меньше, чем сумма по предъявленной сч-ф, то покупатель доперечисляет разницу Д 51 К 62. сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, начисляется от суммы предъявленных сч-ф. Д 90/3 К 68. Все записи, связанные с продажей продукции записываются обычным образом Д 90/2 К 43,44; Д 90/9 К99 (Д 99 К 90/9)

Учет продажи продукции при бартерных операциях и при расчетах векселями

Если у предприятия имеются товарообменные операции (бартерные), то в БУ записи ведутся по 2-м разным процессам:

- процесс реализации

Д 62 К 90/1, Д 90/3 К 68, Д 90/2 К 43,44; Д 90/9(99) К 99 (90/9)

- процесс снабжения Д 10,19 К 60

Зачет взаимной задолженности отражается проводкой Д 60 К 62 в одинаковой сумме. Если стоимость продукции больше чем стоимость полученных материалов, то поставщик материалов являясь покупателем продукции, должен доперечислить разницу Д 51 К 62

Если стоимость полученных материалов больше, чем стоимость реализованной продукции, то необходимо доперечислить продавцу продукции разницу Д 60 К 51.

Расчеты векселями

Продавец продукции может предоставить покупателю отсрочку в оплате предъявленных сч-ф. Такие отсрочки оплаты называются товарным кредитом, поэтому покупатель сверх стоимости задолженности за продукцию должен уплатить % за отсрочку платежа. Покупатель выдает поставщику продукции долговую бумагу – товарный вексель. В векселе указывается сумма задолженности, срок ее погашения и обеспечение задолженности. Учет векселей полученных от покупателей ведется на отдельном субсчете сч. 62 В БУ делаются проводки Д 62/сч-ф К 90/1 – выписан сч-ф, Д 62/векс К 62/ сч-ф – вексель. % за отсрочку платежа покупателем оплачивается сверх стоимости продукции. На сумму % поставщик выписывает отдельный сч-ф. Д 62(76) К 91/1. Если % за отсрочку платежа выше ставки рефенансирования, то с разницы должен быть начислен и перечислен в бюджет НДС Д 91/3 К 68

На сумму обеспечения задолженности по векселю поставщик делает запись за балансом по Д сч. 008 «Обеспечение полученные». При получение задолженности по векселю, составляются проводки Д 51 К 62/векс. На сумму полученных % Д 51 К 62(76)

Цены «Франко»

В договоре купли-продажи может быть указано место до которого все расходы по погрузке, доставке берет на себя поставщик. Все расходы с погрузкой и доставкой поставщик в этом случае учитывает по соответствующим статьям на сч. 44 «Расходы на продажу». Если поставщик выполняет расходы за покупателя, то покупатель возмещает эти расходы сверх стоимости продукции. Если поставщик осуществляет расходы за покупателя, то они учитываются обособленно на сч. 44. На практике применяют следующие виды цен «франко»

1. франко-склад поставщика – при этой цене расходы на погрузку, выгрузку и транспортировку продукции, выполняются за счет покупателя.

2. франко-станция отправления. При этой цене поставщик обязан доставить продукцию до станции отправления и выполнить погрузочные работы за свой счет.

3. франко-станция- вагон отправления. Поставщик обязан не только доставить продукцию до станции отправления, но и погрузить ее в вагоны и укрепить там.

4. франко-станция назначения. При этой цене поставщик доставляет продукцию до станции назначения за свой счет.

5. франко –склад покупателя. За счет поставщика выполняются все расходы по погрузке, выгрузке и доставке продукции до склада покупателя.

В методических указаниях по БУ материально-производственных запасов в п. 214 и 215 рассмотрен порядок учета транспортных расходов, выполненных поставщиком за свой счет либо за счет покупателя. Если транспортные расходы выполняет поставщик собственным транспортом:

- расходы собственным транспортом Д 23 К 10,70,69

А) если не возмещаются , то списываются Д 44 К 23; Д 90/2 К 44

Б) расходы возмещает покупатель, то Д 44 К 23; Д 62 К 90/1; Д 90/3 К 68; Д90/2 К 44

- если транспортные расходы выполняются сторонними организациями

А) расходы не возмещаются покупателем сверх стоимости продукции, то они списываются в соответствующую статью сч. 44 Д 44,19 К 60

Б) расходы возмещаются Д 60 К 51; Д 62 К 60; Д 51 К 62

Наши рекомендации