Формы и методы использования финансов для регулирования экономики

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование

народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продукта и своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Содержание и значение финансовой политики. Особенности проведения финансовой политики Российской Федерации на современном этапе

Финансовая политика – представляет собой совокупность целенаправленных мер госуд.в облости управления финансами с целью определения наиболее эффект.,отвечающих современным условиям мероприятий для создания фин.основы реализации эконом.политики госуд.Субъектами ф.п.явл.органы законод.и исполн.власти,кот.определ. и утверждают основн.направления развития фин.отношен.Объектами фин.полит.явл.совакупн.фин.отнош. и фин.ресурсов.

Содержание ф.п. раскрыв.в ее структ.элементах ,к кот.относятся:выработка научно обоснованной концепции развития финансов;определение основных направлений использов.фин.на перспективу и текущий период;разработка конкретных путей реализации основных направлений использов.фин.на перспективу. Содержание финансовой политики сводится к трем элементам: 1.Определение и постановка главных целей и конкретных перспективных и ближайших задач

2.Разработка методов, средств и форм организации отношений, с помощью которых поставленные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимально. 3.Подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи и организовать их исполнение. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, исторические условия и особенности жизни.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы: научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономическою цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;2 прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.3 учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;4 четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;5 учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;6 комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь.7 многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства.8 Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Наши рекомендации