Анализ прибыли от реализации

Прибыль от реализации продукции (П) в целом зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

1) объема реализации продукции в натуральных измерителях Q,

2) ее структуры D,

3) себестоимости С,

4) уровня цен p¢.

Эти факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Например, увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:

n

П = Qобщ* å Di (pi– Ci) ,

i=1

где n – количество наименований изделий в номенклатуре продукции.

Основным аналитическим способом при расчете влияния факторов на прибыль является способ абсолютных разниц. Расчет показан в таблице 8.2.

Средняя цена, себестоимость и прибыль от единицы продукции рассчитаны как средневзвешенные величины.

Таблица 8.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации

Вид продукции Количество продукции (Q) Цена (p), руб. Себестоимость (С), руб. Прибыль с единицы продукции (П), руб. Прибыль на весь объем, тыс.руб.  
 
базис отчет базис отчет базис отчет базис отчет базис отчет  
 
А  
Б  
В 304,5 208,8  
Итого 157,45 221,43 138,08 204,25 19,37 17,18 1433,5 1255,8  

Рассмотрим влияние изменений в цене и себестоимости реализуемой продукции на прибыль (таблица 8.3). Прибыль от реализации единицы продукции снизилась по всем видам продукции, несмотря на увеличение цены. Отрицательное влияние на прибыль оказал опережающий рост себестоимости продукции по сравнению с ростом цен, обусловленный опережающим ростом цен на ресурсы по сравнению с ростом цен на готовую продукцию.

Таблица 8.3

Расчет влияния цены и себестоимости на прибыль с единицы продукции

Вид продукции Цена (p), руб.   Δ p, руб. Себестоимость (С), руб.   Δ C, руб. Прибыль с единицы продукции (П), руб.   Δ П, руб. В том числе за счет
базис отчет базис отчет базис отчет р С
А -2 + 76 - 78
Б -2 + 50 - 52
В -3 + 39 -42
Итого 157,45 221,43 63,98 138,08 204,25 66,17 19,37 17,18 -2,19 + 63,9 - 66,1

На размер средней прибыли с единицы продукции оказывают влияние структурные сдвиги. Поэтому при расчете влияния цен и себестоимости на изменение средней прибыльности одного изделия необходимо элиминировать влияние структурных сдвигов на изменение прибыли, цен и себестоимости. Данные для расчета представлены в таблице 8.4.

Таблица 8.4

Данные для расчета влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цены, себестоимости и прибыли

Вид продукции Удельный вес продукции (Di),% DDi р0, руб. Dр0, руб. С0, руб. DС, руб. П0, руб. DП, руб.
базис отчет
А 51,35 53,35 2,0 -2
Б 29,05 30,78 1,7 -2
В 19,6 15,87 -3,7 -3
Итого 157,45 63,98 138,08 66,17 19,37 -2,19

Изменение среднего уровня цен, себестоимости и прибыли под влиянием структурных сдвигов рассчитывается по формулам:

  Dp¢ (Di) = å ΔDip0i   = 2,0 * 179 + 1,7 * 148 + (-3,7) * 115   =1,850 руб.;
  DС (Di) = å ΔDiС0i   = 2,0 * 164 + 1,7 * 122 + (-3,7) * 94   =1,883 руб.;
  DП (Di) = å ΔDiПi   = 2 * 15 + 1,7 * 26 + (-3,7) * 21   = -0,034 руб.

или

DП (Di) = Dp¢ (Di) - DС (Di) = 1,850 – 1,883 = - 0,034 руб.

Элиминирование влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цен и себестоимости позволяет определить влияние изменения цен и себестоимости по каждому изделию на изменение прибыли. Расчет проведем также способом абсолютных разниц:

  Dp¢ (pi) = å DpiD1i   = 76 * 53,35 + 50 * 30,78 + 39 * 15,87   = 62,126 руб.,  

или

Dp¢ (pi) = Dpi- Dp¢ (Di) = 63,98 – 1,850 = 62,126 руб.;

  DС¢ (Сi) = å DСiD1i   = 78 * 53,35 + 52 * 30,78 + 42 * 15,87   = 64,285 руб.,  

или

DС¢ (Сi) = DС - DС (Di) = 66,17 – 1,883 = 64,285 руб.;

  DП¢ (Пi) = å DПi D1i   = (-2)* 53,35 + (-2)* 30,78 + (-3)* 15,87   = -2,159 руб.,  

или

DП¢ (Пi) = DП - DП (Di) = -2,19 – (-0,034) = -2,159 руб.

Изменение прибыли на единицу продукции равно алгебраической сумме влияния среднего уровня цен и себестоимости, скорректированных на фактическую структуру реализации:

DП¢ (p¢ С¢) = 62,126 – 64,285 = -2,159 руб.

Таким образом, на изменение прибыли на единицу продукции оказали влияние следующие факторы:

- структурные сдвиги в реализации: - 0,034 руб.;

- уровень цен по видам продукции: +62,126 руб.;

- себестоимость единицы продукции по видам изделий: - 64,285 руб.

Итого: -2,19 руб. (итог гр.10 табл. 8.4).

Вывод: снижение прибыли с единицы реализованной продукции обусловлено ростом себестоимости выпускаемой продукции.

На общую сумму прибыли, кроме рассмотренных факторов, оказывает влияние количество реализованной продукции. Исходя из формулы факторной модели прибыли, влияние каждого фактора на общую сумму прибыли может быть рассчитано умножением величины влияния факторов на прибыль, полученную от единицы продукции, на количество реализованных изделий за отчетный период. Влияние количества реализованной продукции рассчитывается как произведение данного фактора на базисное значение прибыли от единицы продукции.

Совокупное влияние факторов рассчитаем в таблице 8.5.

Таблица 8.5

Наши рекомендации