Критерии и методы оценки качества знаний
Студентов
Для оценки успеваемости и качества знаний студентов используется модульно-рейтинговая система (см. соответствующее Положение КГСХА).
Оценка качества знаний студентов по дисциплине определяется путем проведения текущего (в т.ч. входного), промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется путем проведения опросов студентов на семинарских занятиях; оценки выполнения тестовых заданий и решения задач во время аудиторных занятий; выполнения индивидуальных заданий и итоговых контрольных работ по разделам. Результаты определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания изучаемой темы. Это определяется четкими и правильными определениями соответствующих понятий, категорий. Если в основной учебной литературе имеются разные определения, то студент должен обосновать сделанный им выбор. Он должен свободно излагать, а не читать, не отрываясь от подготовленного текста, основные положения, необходимые для ответа на вопросы преподавателя. При этом ему необходимо показать не только знание основных учебников, но и знакомство с дополнительной литературой, соответствующими (если это вытекает из сути вопроса) нормативными актами. Отвечая на вопрос, он должен уметь охарактеризовать развитие той или иной ситуации и дать ей оценку. Излагая основные теоретические положения, он должен, при необходимости, подкреплять их соответствующими примерами из практики.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, который показал, что усвоил программный материал темы, но знания его ограничены основными учебниками, конспектами. Он должен быть знаком со сложившейся ситуацией, рассматриваемой им в соответствии с поставленным вопросом, но может быть не готов к оценке различных взглядов и вести по ним полемику. Если в процессе ответа на вопрос необходимо решение задач, то для оценки «хорошо» они должны быть выполнены. Оценка «хорошо» может быть поставлена и в том случае, если, отвечая на вопрос, упустил или не раскрыл какое – либо существенное положение, но при дополнительном вопросе преподавателя (вопросе, а не подсказке) вспомнил упущенное.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который отвечает на вопросы преподавателя, но при этом допускает отдельные неточности в определениях, раскрывает (но лишь после дополнительных вопросов преподавателя) основные положения темы, допускает, но затем исправляет ошибки в расчетах. Отдельные положения, которые он должен был осветить, излагались схематично. Оценка «удовлетворительно» выставляется и в том случае, когда предложение преподавателя рассмотреть на конкретных примерах изложенные им же те или иные положения вызывает у студента затруднения. Удовлетворительную оценку знаний получает студент, который ответил не менее чем на «хорошо» на все вопросы, а ответы на дополнительные вопросы по этой же теме (-ам) были с многими неточностями, упущениями.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, отказавшемуся отвечать на вопросы преподавателя. Такой же оценки заслуживает схематичный, со многими неточностями, ошибками в расчетах ответ или если ответы на дополнительные вопросы не показали, что студент разбирается в основных в основных положениях изучаемой темы.
В течение семестров проверка уровня знаний и тем требующих дополнительного изучения выявляется также посредством тестирования, которое проводится в письменной или компьютеризированной формах с использованием тестовой оболочки «Assist» II. Программа позволяет проводить оценку знаний студентов в соответствии с установленными критериями, где процент определяет объем правильных ответов от числа тестовых заданий в предложенном варианте:
«отлично» - 90 – 100%
«хорошо» - 70 – 89%
«удовлетворительно» 60 – 69%
«неудовлетворительно» - менее 60%
Результаты тестирования являются основополагающими при сдаче итоговой формы контроля – зачета. Оценка качества знаний студентов определяется исходя из следующих критериев:
«зачтено» - 60-100%;
«незачтено» - менее 60%.
Заключительным итоговым контролем по учебной дисциплине «Финансы» является экзамен. Экзаменационный билет состоит из трех частей.
Первая включает два больших вопроса, один из которых является теоретическим вопросом, второй – либо вопрос о дискуссионных моментах теории, либо проблемы функционирования того или иного понятия, либо обзор экономической литературы по тем или иным вопросам.
Вторая часть экзаменационного билета работы представляет собой набор из 10 тестовых заданий открытого или закрытого типа. Задания, как правило, составляются по тем разделам учебной программы «Финансы», в которых изучается действующий механизм функционирования элементов финансовой системы.
Третья часть билета состоит из заданий, в которых необходимо дать определения основных финансовых понятий, построить логическую цепочку из изученных понятий, нарисовать схему финансовых процессов и т.д. Это задание показывает, насколько студент усвоил не только отдельные темы, а учебную дисциплину «Финансы» в целом, так как такие логические цепочки охватывают материалы нескольких тем.
Итоговая оценка на экзамене выводится на основе 100-балльной системы: суммируются баллы, набранные студентом по итогам текущего изучения дисциплины в семестре и в период экзаменов при выполнении письменной работы. Суммарный балл переводится в оценку по пятибалльной шкале. Преподавателями кафедры используется следующая методика выставления итоговой оценки:
Текущая оценка – максимально 50 баллов, из которых:
до 30 баллов, выставляется за участие студентов в обсуждении вопросов на семинарских занятиях;
до 20 баллов студент может «заработать» за выполнение индивидуальных занятий;
до 10 баллов можно получить при текущем контроле (тесты с использованием ПК, коллоквиумы, круглые столы и т.д.).
Экзаменационная оценка – максимально 50 баллов, из которых:
1-е задание – 28 баллов (по 14 на каждый из двух вопросов);
2-е задание – 10 баллов (по 1 баллу за каждый из десяти тестов);
3-е задание – 12 баллов (по 4 балла за каждое из трех заданий).
Итоговая оценка:
90 – 100 баллов — «отлично (5)»;
65 – 89 баллов — «хорошо (4)»;
54 – 64 балла — «удовлетворительно (3)»;
53 и менее баллов — «неудовлетворительно (2)».
Одной из форм итогового контроля по дисциплине является подготовка и защита курсовых работ. Защита курсовой работы может осуществляться как в индивидуальном порядке – перед научным руководителем, так и в присутствии других студентов с использованием мультимедийной техники.