Налогообложение некоммерческих организаций
Важным аспектом организации финансовых потоков в некоммерческой организации является минимизация налоговых платежей. Для того, чтобы правильно построить систему отношений государства с некоммерческой организацией, целесообразно классифицировать объекты налоговых отношений. Которые могут возникнуть в процессе функционирования некоммерческой организации. Как и в коммерческих организациях, у некоммерческих возникают обязанности по уплате налогов, связанные с потреблением ресурсов согласно классификации, представленной на схеме 8.2. В процессе финансово-хозяйственной деятельности происходит потребление экономических ресурсов. Экономические ресурсы имеют три составляющие – трудовые, природные и финансовые. При использовании каждого вида ресурсов, как и при получении доходов, возникает обязанность уплаты налога. Так при использовании трудовых ресурсов работодатель обязан уплатить единый социальный налог, базой для исчисления которого является фонд оплаты труда. Природные ресурсы потребляются в своем натуральном виде (земля, вода, полезные ископаемые и т. п.) и в виде сырья, а также в виде прошлого овеществленного труда – материалов и основных производственных средств. За пользование природными ресурсами установлена целая система налогов: - земельный налог; - сборы за пользование объектами живого мира и пользование объектами водных, биологических ресурсов; - водный налог; - налог на добычу полезных ископаемых; - экологический налог; - лесной налог; - акцизы при переработке нефти и газа.
Налогами за пользование природными ресурсами в виде прошлого овеществленного труда являются налог на имущество и транспортный налог.
Существует ряд налогов и сборов, связанных с особенностями финансово-хозяйственной деятельности среди них, например, лицензионные сборы.
Кроме того, организация может выступать налоговым агентом при использовании обязанности уплаты налогов третьих лиц. В ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика (из выплаченных ему агентом средств) и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Например, организация является налоговым агентом при взимании налога на доходы физических лиц при выплате работниками заработной платы.
Исходя из экономических особенностей деятельности некоммерческой организации, можно построить систему налогов, вносимых в бюджет, отражающую специфику отношений организаций и государства.
Уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает наличия дохода, подпадающего под налогообложение, так как вся доходная часть формируется за счет регулярных или единовременных поступлений от учредителей (участников, членов), добровольных взносов и пожертвований, грантов, которая направляется в полном объеме на осуществление данной деятельности. Здесь необходимо учесть следующее: при поступлении средств от третьих лиц их безвозмездность заключается в признании их либо даром, либо пожертвованием на уставные цели. Так как ст. 582 ГК РФ пожертвование определено как дарение вещи или права в общественных целях, то пожертвование имущества или денежных средств юридическому лицу должно быть обусловлено жертвователем использованием имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование будет считаться обычным дарением и повлечет за собой образование объекта обложения налогом на прибыль.
Источником пожертвований является прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов. В связи с этим взносы относятся к целевым средствам и также подлежат обложению налогом.
Однако, доход, полученной некоммерческой организации от предпринимательской деятельности, будет облагаться налогами и сборами в соответствии с налоговым кодексом и на общем основании, предусмотренном для юридических лиц. Например, взносы членов кооператива (ЖСК), которые расходуются на обслуживание участников кооператива электроэнергией, водоснабжением, организацией подъездных путей, охрану, не должны учитываться как доходы юридического лица и не должны облагаться налогом. Но в тоже время получаемые доходы, такие как от сдачи в аренду помещений, принадлежащих кооперативу, оказание услуг сторонними организациями, размещение средств на депозитных счетах в банках, других кредитных учреждениях, численность и фонд оплаты труда освобожденных работников вышеуказанных кооперативов могут быть объектами обложения налогами. Кроме того, при любых формах взаимодействия с государством, предполагающих оказание услуг со стороны последнего, сбор будет взиматься в установленном порядке. Например, таможенный сбор может быть уплачен при ввозе импортного товара. Построение налоговых отношений вытекает из способа оформления взаимоотношений некоммерческой организации с контрагентами. Если представление общественных благ некоммерческими организациями будет оформлено договором, который предполагает взаимные обязательства, то в данном случае у налоговой инспекции появляются основания рассматривать деятельность некоммерческой организации как реализацию услуг (товаров, работ), ив этом случае возникает база для налогообложения. Например, обязательство фонда провести акцию проверки зрения и подбора очков для детей из детского дома можно трактовать как безвозмездное оказание услуг и передачу очков, что влечет возникновение объекта по налогу на добавленную стоимость.
При организации работы и источниками финансирования некоммерческих организаций с жертвователями необходимо сформировать пакет документов, регламентирующих отношения с ними. Пакет должен включать:
- информационное письмо о деятельности некоммерческой организации,
- проект распоряжения жертвователя с участием объекта целевого финансирования и условий пожертвования,
- образец оформления платежного поручения,
- сметы и финансовый план (отдельно взятого мероприятия или в целом по организации),
- отчет по использованным пожертвованиям.
Наличие указанных документов позволяет обоснованно квалифицировать полученные средства как не подлежащие налогообложению.
При рассмотрении возможности предоставления пожертвования, жертвователь может просить предоставить копию устава для оценки направлений деятельности организации, структуры управления и надзора.
При соблюдении указанных требований некоммерческая организация выступает в качестве налогоплательщика только по ЕСН, в ряде случаев по налогу на имущество, а также в качестве налогового агента по НДФЛ. Краткая характеристика налогов представлена в Таблице 8.3.
Таблица 8.3. Характеристика налогов
№ п/п | Налог | Экономическое содержание | Объект налогообложения | Налоговая ставка | Примечание | |||||||
1.1 | Налог на прибыль | Распределение полученной прибыли в виде | Доходы, уменьшенные на величину расходов. | 24% | Не является объектом обложения целевых | |||||||
Продолжение табл. 8.3 | ||||||||||||
финансового результата между государством и налогоплательщиками | средств | |||||||||||
1.2. | Налог на добавленную стоимость | Платежи за предпринимательскую деятельность | Операции по реализации товаров, работ, услуг | 18% (20%) | ||||||||
II. Налоги на материальные ресурсы | ||||||||||||
2.1 | Налог на имущество | Платежи за собственность | Среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества, относящегося к объектам основных средств. | Не более 2.2% | Ставка устанавливается субъектом Российской Федерации | |||||||
2.2 | Транспортный налог | Плата за средства передвижения | Для автотранспорта - мощность двигателя; для водных несамоходных транспортных средств – вместимость в тоннах; для водных и воздушных – единица транспортного средства; для реактивных самолетов сила тяги. | В зависимости от транспортного средства | ||||||||
3.1 | Земельный налог | Плата за пользование или владение земельным участком | Площадь земельного участка | В зависимости от места нахождения земельного участка. | ||||||||
3.2 | Сборы от пользования объектами живого мира и пользование объектов | Стимулирование сохранности живой и водной фауны | Одно животное, для водных биологических ресурсов – 1 тонна, за водных млекопитающих – 1 млекопитающее. | В зависимости от объекта | ||||||||
водных биологических ресурсов | В зависимости от объекта. | |||||||||||
3.3 | Налог на | Изъятие | Стоимость добытых | В зависимости | ||||||||
Продолжение табл. 8.3 | ||||||||||||
добычу полезных ископаемых | природной ренты | полезных ископаемых | от вида добытого полезного ископаемого | |||||||||
3.4. | Водный налог | Плата за пользование водными объектами | Объем забора воды и водных объектов, площадь используемой акватории водных ресурсов, количество произведенной электроэнергии объектами гидроэнергетики; объем сплавленной древесины. | По бассейнам рек, озер, море от вида пользования | ||||||||
IV. Налог на трудовые ресурсы | ||||||||||||
4.1 | Единый социальный налог | Плата за использование рабочей силы | Выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателем в пользу работников | 26%, сбор на страхование от несчастных случаев по травматизму в зависимости от отраслевой принадлежности организации | ||||||||
V. Налоговый агент | ||||||||||||
5.1 | Налог на доходы физических лиц | Платежи за полученный доход | Все виды доходов | 13% заработная плата и доходы от продажи; 6% дивиденды; 30% для нерезидентов; 35% выигрыши и материальная выгода. | ||||||||
Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.
[*] Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создает для ведения предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
1 Согласно п. 3 ст. 17 Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. на финансирование благотворительных программ должно быть направлено не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организации хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. Некоммерческая организация-собственник целевого капитала вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала не более 15 процентов, суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10 процентов суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год (п. 3 ст.3 закона №275-ФЗ).