Некоммерческих организаций

Управление финансами некоммерческих организаций па аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих органи­заций, обусловленная основной целью их деятельности, опреде­ляет особенности функционирования отдельных элементов сис­темы управления финансами в этих организациях.

Механизм финансового планирования некоммерческих органи­заций различается в зависимости от их организационно-право­вых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов, бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, при­носящей доход.

Планирование бюджетных ассигнований производится на ос­нове оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установ­ленных либо в законодательном порядке (например, минималь­ный размер оплаты труда, ставки единого социального налога), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сете­вые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение — в учреждениях здра­воохранения, учащийся — в школах и учреждениях среднего про­фессионального образования, студент — в высших учебных заве­дениях и т.п. Планирование внебюджетных средств производит­ся раздельно в разрезе их видов: целевые средства и без­возмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказа­ния платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые бу­дут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы пре­доставленной услуги.

Направления использования финансовых ресурсов (и бюд­жетных, и внебюджетных средств) определяются в разрезе под­разделений функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, определенных Феде­ральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной класси­фикации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается глав­ным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.

В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие орга­низации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документа­ми организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюд­жетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих

взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитны­ми организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом пла­не некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассиг­нований производится на основе заявок на участие в федераль­ной целевой программе либо конкурсе на размещение государ­ственного муниципального контракта и соответствующих расче­тов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих органи­заций. Утверждается финансовый план высшим органом управ­ления некоммерческой организации.

При составлении финансовых планов некоммерческих орга­низаций всех организационно-правовых форм применяются ме­тоды финансового планирования, используемые и коммерчески­ми организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установлен­ных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установ­ленных финансовыми органами.

Оперативное управление финансами некоммерческих органи­заций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленчес­ких решений по выполнению заявленных целей и задач деятель­ности организации. Получаемая в ходе анализа информация слу­жит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ опреде­ляет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокра­щения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюд­жета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распоряди­телем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сме­ты доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в пределах предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным ос­нованиям), после внесения соответствующих изменений в свод­ную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (рас­порядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.

Порядок внесения изменений в финансовые планы неком­мерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерчес­кой организации, утвердившим финансовый план.

Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в органи­зациях разных организационно-правовых форм. Государственно­му финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учрежде­ний, в то время как в некоммерческих организациях иных орга­низационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организаци­ей налоговых обязательств и целевого и эффективного использо­вания бюджетных средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансо­вого контроля как внутреннего, так и внешнего. Предваритель­ный контроль осуществляется в основном главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств, а также финансо­выми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соот­ветствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюд­жетных учреждений, так и органами, осуществляющими испол­нение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют конт­роль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совер­шаемых операций; финансовые или казначейские органы прове­ряют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль ис­полнения сметы доходов и расходов проводится главными распо­рядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органа­ми государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер ис­пользования бюджетных средств в соответствии с утвержденны­ми сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтер­ского учета. При осуществлении последующего контроля приме­няются основные методы финансового контроля: проверка, ре­визия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих ор­ганизаций иных (кроме бюджетных учреждений) организацион­но-правовых форм может также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств данных организаций воз­можно заключение договора с аудиторской компанией на прове­дение проверки с целью подтверждения достоверности финансо­вой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законода­тельство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произве­дена по инициативе руководителя с целью получения информа­ции о результатах финансово-хозяйственной деятельности орга­низации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных услови­ях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, вы­деляемых бюджетным учреждениям. При этом нет необходимос­ти в проведении такого контроля, поскольку собственник бюд­жетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйствен­ной деятельности учреждения от органов государственного фи­нансового контроля. Возможность осуществления аудиторского контроля по инициативе руководителя учреждения за счет внебюджетных средств также не предусмотрена законодательством, поскольку использование внебюджетных средств строго контро­лируется казначейскими органами по тем же кодам экономичес­кой классификации расходов, что и по бюджетным средствам. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санк­ционирован казначейскими органами.

С развитием рыночных отношений механизм управления фи­нансовыми ресурсами бюджетных учреждений требует серьезных преобразований в части изменения методов планирования расхо­дов учреждений и оперативного управления их финансовыми ре­сурсами. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., утвержденная постанов­лением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повы­шению результативности бюджетных расходов», предусматрива­ет повышение результативности бюджетных расходов и оптими­зацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Суть реформирования бюджетного про­цесса заключается в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем по­вышения ответственности и расширения самостоятельности рас­порядителей и получателей бюджетных средств.

Центральное место в системе мер по реформированию бюд­жетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на ре­зультаты в рамках среднесрочного планирования. Применяемая в настоящее время методика планирования расходов бюджетопо­лучателей, и главным образом бюджетных учреждений, предпо­лагает индексацию сложившихся расходов за ряд предшествую­щих лет с детальной разбивкой их по статьям бюджетной класси­фикации, при этом не учитываются ожидаемые результаты бюджетных расходов. Новая модель бюджетирования, ориенти­рованного на результат, предполагает распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюд­жетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в со­ответствии со среднесрочными приоритетами социально-эконо­мической политики и в пределах прогнозируемых на долгосроч­ную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Эта модель пред­полагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджет­ных расходов бюджетополучателями.

Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений связано с реструктуризаци­ей бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые формы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципаль­ные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы не предусмотрены граждан­ским законодательством, что потребует внесения в него измене­ний в части определения правового статуса организаций этих форм. При этом бюджетные учреждения, которые не поменяют свой правовой статус, потеряют право на самостоятельное рас­поряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджет­ных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметно­го финансирования.

Преобразованные организации, собственником которых ос­танутся органы государственной власти и органы местного само­управления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контро­ля, поскольку им будет предоставлено право открытия взамен ли­цевых счетов в казначействе внебюджетных счетов в кредитных организациях. Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организа­ций, однако при этом изменятся принципы предоставления бюд­жетных средств, что предусматривает установление собственни­ком обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг и переход на нормативно-подушевое фи­нансирование. Реализация этих принципов предполагает отказ от использования сметы доходов и расходов и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не будут детализированы по кодам экономической классификации, а будут планироваться единой суммой в форме субсидии. Это обес­печит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами.

Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоя­тельности организаций, а с другой — обеспечение надежной ос­новы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.

Контрольные вопросы

1. Как влияют организационно-правовые формы некоммер­ческих организаций на организацию финансов?

2. Назовите группы финансовых отношений, составляющие содержание финансов некоммерческих организаций.

3. Каковы особенности источников и видов финансовых ре­сурсов некоммерческих организаций?

4. Назовите факторы, влияющие на источники формирова­ния финансовых ресурсов некоммерческих организаций.

5. Какие методы ведения хозяйства применяются различны­ми некоммерческими организациями и как они влияют на орга­низацию финансов?

6. Каковы источники финансового обеспечения учреждений социально-культурной сферы и направления их использования?

7. Каковы особенности организации финансов в органах го­сударственной власти и органах местного самоуправления?

8. С чем связаны особенности формирования финансовых ре­сурсов в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм?

Наши рекомендации