К вопросу 28. анализ прибыли от реализации продукции
Анализ общей суммы затрат на производство продукции
Управление себестоимостью предполагает анализ звеньев цепи создания стоимости (с целью контроля затрат, обеспечения их экономии; повышения эффективности использования производственных ресурсов для максимизации стоимости организации путем получения прибыли; достижения экономической устойчивости):
• материально-технического обеспечения деятельности и сбыта;
• производственные процессы;
• маркетинг и продажи;
• обслуживание;
• вспомогательные – развитие технологии, управление людскими ресурсами, поддержание инфраструктуры предприятия.
Для целей калькулирования затраты делят на:
прямые (непосредственно относят на объект калькулирования) и косвенные (невозможно включать в себестоимость напрямую);
постоянные (размер не зависит от изменения объемов производства), переменные (зависят от объемов производства) и условно-постоянные.
Основная цель анализа себестоимости: исследование динамики комплекса затрат на производство и реализацию – сравнение фактического уровня затрат отчетного периода с предыдущим периодом или с уровнем затрат, установленным планом (нормативом); выявление отклонения и причин изменения затрат по составу и структуре; расчет влияния факторов, обусловивших эти изменения; выявление резервов возможного снижения затрат.
Анализ изменения себестоимости в результате динамики материальных затрат, амортизации и оплаты труда с отчислениями на социальные нужды: S= M+ A+ U (прочие расходы (почтово-телеграфные, командировочные, другие: 1,5-3%) распределяются пропорционально основным трем элементам) – определяют абсолютные отклонения в затратах отдельных элементов и по себестоимости, а также удельный вес каждого вида затрат, показатели сопоставляют с аналогичными данными прошлых лет и плана.
Экономию или перерасход определяют по относительным отклонениям:
• затрат по оплате труда ′U=(U1–U0)•IN, где U1, U0 – отчетная и базовая величины затрат по оплате труда, IN=N1/N0 – индекс изменения выручки от реализации – отношение отчетной выручки от реализации к базовой;
• материальных затрат ′M=(M1–M0)•IN;
• амортизации ′A=(A1–A0)•IN.
Для выяснения причин отклонений по затратам анализируют содержание каждого элемента затрат в отдельности по тем элементам, которые изменились значительно по сравнению с предыдущим годом или составляют большую долю в полной себестоимости.
Анализ прямых и косвенных расходов проводят для более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости – анализируют удельный вес прямых и косвенных расходов, соотношение стоимостной величины этих расходов.
Анализ методов списания затрат на себестоимость (попроцессный, попередельный, позаказный) проводят для оценки обоснованности базы распределения общепроизводственных расходов по видам продукции при определении себестоимости единицы продукции.
Анализ эффективности использования ресурсов (уровень затрат на руб. продукции) проводят по показателям: зарплатоемкость, материалоемкость, амортизациоемкость – отношение соответствующего показателя затрат к объему продукции.
Для анализа прибыли от продаж (PN) с учетом взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли определяют маржинальный доход (разница между выручкой и переменными затратами): =N– , или МД=PN+ , отсюда PN=МД– , или =N– – .
Анализ проводят с помощью расчетов абсолютных отклонений и темпов роста в % при сравнении показателей отчетного и предыдущих годов.
Критическую точку безубыточности продаж определяют, преобразуя формулу операционной прибыли: q=(SПОСТ+P)/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР), так как P=0 в критической точке, то qКР=SПОСТ/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР), то есть критическая точка – частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции (при расчете в натуральном выражении) или с 1 руб. продукции (в стоимостном выражении).
К вопросу 28. анализ прибыли от реализации продукции
Факторный анализ прибыли от продаж позволяет определить степень влияния на прибыль факторов:
1) изменения отпускных цен на продукцию;
2) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда;
3) нарушения хозяйственной дисциплины;
4) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции;
5) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии;
7) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.
Общее отклонение от плановой прибыли равняется сумме факторных влияний. Определение изменений (в абсолютной величинах и в % к изменению выручки от продаж) показателей отчетного и предыдущего периода в динамике позволяет определить степень эффективности ассортимента продукции, работ, услуг и скорректировать ассортимент или величины элементов затрат в плановом периоде.
К вопросу 29 Анализ рентабельности продукции
(если спросят)Рентабельность активов считается нормальной при величине показателя 18-20%.
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность)
Рентабельность активов– финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов.
Расчет (формула)
Рентабельность активов рассчитывается делением чистой прибыли (как правило, за год) на величину всех активов (т.е сальдо баланса организации):
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы
В результате расчета получается величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации. Часто, чтобы получить более наглядное, процентное соотношение в формуле используют умножение на 100. В этом случае показатель также можно интерпретировать как "сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в активы организации".
Для более точных расчетов в качестве показателя "Активы" берется не значение на конкретную дату, а среднее арифметическое значение – активы на начало года плюс активы на конец года делят на 2.
Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", активы – по данным Баланса.
Если расчет производят не за год, а за другой период, то для получения результата в сопоставимом с годовым виде используется формула (в частности, в программе "Ваш финансовый аналитик"):
Рентабельность активов = Выручка*(365/Кол-во дней в периоде)/(Активы на начало + Активы на конец)/2)
Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.
Расчет (формула)
Рентабельность собственного капитала рассчитывается делением чистой прибыли (обычно, за год) на собственный капитал организации:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал
Для получения результата в виде процента, указанное отношение часто умножают на 100.
Более точный расчет подразумевает использование средней арифметической величины собственного капитала за тот период, за который берется чистая прибыль (как правило, за год) – к собственному капиталу на начало периода прибавляют собственный капитал на конец периода и делят на 2.
Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", собственный капитал – по данным пассива Баланса.
Чтобы рассчитать показатель за период, отличный от года, но получить сопоставимые годовые данные, используют формулу:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль*(365/Кол-во дней в периоде)/((Собственный капитал на начало периода + Собственный капитал на конец периода):2)
Особым подходом к расчету рентабельности собственного капитала является использование формулы Дюпона. Формула Дюпона разбивает показатель на три составляющие, или фактора, позволяющие глубже понять полученный результат:
Рентабельность собственного капитала (Формула Дюпона) = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Собственный капитал) = Рентабельность по чистой прибыли * Оборачиваемость активов * Финансовый левередж.
К вопросу 27 (анализ состава и динамики прибыли до налогообложения).
Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводят по формулам:
1. Расчет изменения прибыли до налогообложения (PБ) PБ= PР+ PОП+ PВН или PБ= N+ SР+ SКОМ+ SУПР+ PПР, где PР – прибыль от продаж, PОП и PВН – прибыль от операционной и внереализационной деятельности, N – выручка от продаж, SР – себестоимость продаж, SКОМ и SУПР – коммерческие и управленческие расходы, PПР – сальдо прочих доходов и расходов.
2. Расчет изменения чистой прибыли (убытка) отчетного периода (PЧ) PЧ= PБ+ G или PЧ= N+ SР+ SКОМ+ SУПР+ PПР+ G, где G – текущий налог на прибыль, с учетом отложенных налоговых активов (–) и обязательств (+).
Анализ качества прибыли – для оценки тенденций формирования прибыли как показателя эффективности, источника финансирования потребностей расширенного воспроизводства и выплаты доходов собственникам, степени надежности финансового положения организации: высокое качество операционн. прибыли характеризуется ростом объема выпуска и снижением уровня операционных затрат, низкое качество – ростом цен на продукцию без увелич. объема ее выпуска и реализации в натуральн. показателях.
Ведущая роль в повышении качества прибыли принадлежит снижению себестоимости продукции – интенсивный путь роста прибыли.
Анализ состава и динамики элементов формирования прибыли (горизонтальный анализ) проводят сравнением показателей формы №2 "Отчёт о прибылях и убытках" за отчетный и предыдущий годы, определяют абсолютные изменения и темпы их изменения. Анализ изменений в структуре прибыли (вертикальный анализ) – определение %-го соотношения показателей ф. №2 с базисным показателем (прибылью до налогообложения или выручкой от продаж), также в сравнении с расчетами за предыдущий год.
Для углубленного анализа прибыли изучают влияние на изменение прибыли:
1. Внешних факторов – это:
• чрезвычайные события, природные условия, транспортные и др. факторы, вызывающие дополнительные затраты;
• изменение госорганами или инфляцией цен на продукцию, сырье, материалы, топливо, покупные п/ф; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок, накидок; норм амортизационных отчислений; ставок зарплаты, начислений на нее и ставок налогов и сборов;
• нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйствующими, финансовыми, банковскими и др. органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами.
2. Внутренних факторов – это:
• основные факторы формирования прибыли от продаж (количество и качество продукции, себестоимость, цены на продукцию, элементы себестоимости, структурные сдвиги в составе продукции);
• факторы, обусловливающие нарушение хозяйственной дисциплины (порядка установления и применения цен, торговых накидок; экономия в результате невыполнения мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров; невыполнение плана текущего ремонта ОС, мероприятий по испытанию и освоению новой техники; экономия от выпуска продукции с отступлением от стандартов, рецептур, технических условий и технологии).
Факторный анализ прибыли от продаж позволяет определить степень влияния на прибыль факторов:
1) изменения отпускных цен на продукцию;
2) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда;
3) нарушения хозяйственной дисциплины;
4) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции;
5) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии;
7) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Общее отклонение от плановой прибыли равняется сумме факторных влияний.
Сравнение показателей отчетного и предыдущего периода в динамике – определение изменений в абсолютных величинах и в % к изменению выручки от продаж – позволяет определить степень эффективности ассортимента продукции, работ, услуг и скорректировать ассортимент или величины элементов затрат в плановом периоде.