Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.
При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику:
- субсидирование организаций и предприятий (долевое участие в инвестициях);
- государственные инвестиции;
- бюджетное финансирование отраслей определяющих научно-технический прогресс.
Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – просвещение, здравоохранение, социального обеспечения.
Государственный бюджет обеспечивает нивелирование (выравнивание) социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
Основные параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в следующем:
1. удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию;
2. укрепление национальной валюты;
3. совершенствование бюджетного механизма;
4. обеспечить государственное регулирование денежной массы;
5. приоритетное финансирование развития реального сектора экономики;
6. совершенствование деятельности банковской системы;
7. стимулирование инвестиционной активности;
8. совершенствование налоговой системы;
9. совершенствование механизма финансового контроля.
Социально-экономическая сущность бюджета
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная подсистема (бюджетная система).
Под бюджетом понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне управления для обеспечения функций соответствующих органов власти (государственной, муниципальной). Социально-экономическую роль бюджета трудно переоценить.
Бюджет – основа функционирования средств государства в целом, а также его национально-государственных и административно-территориальных образований. Это почти единственный источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов власти.
Централизация денежных средств в бюджетах позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, обеспечивает проведение единой государственной и финансовой политики.
Бюджет является важнейшим инструментом финансового регулирования.
Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы.
Бюджетное регулирование носит многоцелевой характер, в частности:
а) поддержание стабильности экономики;
б) обеспечение ее сбалансированности;
в) предотвращение кризисных ситуаций;
г) проведение антикризисных мероприятий;
д) обеспечение структурных сдвигов.
Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня.
Бюджет, таким образом, – это объективно обусловленное звено финансовой системы, публичных финансов, централизованный фонд денежных средств, предназначенный для обеспечения функций государства и его территориальных систем.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
- государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет правительства;
- бюджеты членов Федерации;
- местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образует понятие «консолидированный бюджет».
Доходная часть субъектов Федерации должна состоять из собственных и регулирующих налоговых доходов, дотаций и субсидий, кредитных ресурсов.
Собственные налоговые доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.
Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету для покрытия его расходов. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете РФ на 2000 г.» – 16 % подоходного налога с физических лиц поступает в федеральный бюджет, а 84 % - в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, 85 % НДС – федеральный.
Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов формируется за счет регулирующих доходов.
Дотации – бюджетные средства, представляемые из вышестоящего бюджета РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов нижестоящих бюджетов.
Субвенции – бюджетные средства, предназначенные, предоставленные из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Регулятором межбюджетных отношений выступает целевой Фонд финансовой поддержки региона (ФФПР).
Фонд финансовой поддержки субъектов предназначается для выравнивания их бюджетной обеспеченности по текущим расходам.
Он основывается на предоставление финансовой помощи в зависимости от уровня среднедушевых бюджетных доходов по регионам, скорректированных с учетом объективно сложившегося удорожания расходов.
Расчет трансфертов (долей средств) проводится на основе сопоставления среднедушевых налоговых доходов по субъектам Федерации в такой последовательности:
- 1-й этап – определение душевого дохода (собственных доходов и отчислений от регулирующих доходных источников) консолидированного бюджета каждого субъекта Федерации по формуле:
Д душ. i = Д I : Ч нi ;
где
Дi – объем доходов консолидированного бюджета;
Чнi – численность населения субъекта.
- 2-й этап – определение индекса бюджетных расходов (ИБР). Он определяется по единой методике на основе объективных параметров (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение доходов и расходов).
- 3-й этап – приведение с помощью индекса бюджетных расходов доходных показателей бюджетов субъектов Федерации к сопоставимым условиям. Для каждого субъекта рассчитывается приведенный душевой бюджетный доход.
Д = Д душ. I : ИБР;
где
Д душ.i – фактический душевой доход по данному региону в базовом году;
ИБРi – индекс бюджетных расходов по группе регионов, в которую входит данный регион (субъект РФ).
- 4-й этап – расчет трансфертов и долей регионов в ФФПР (Фонд финансовой поддержки региона). Расчеты трансфертных платежей из ФФПР производятся ежемесячно в 5-дневный срок после составления сводного отчета об исполнении бюджетов.
В бюджетах территорий главными выступают расходы на социальные цели. Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита, финансируются прежде всего текущие расходы.