Федеральный бюджет. Его основные характеристики, состав доходов и расходов. Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Федеральный бюджет – форма образования и расходования ден средств в расчете на фин год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Формирование ФБ осущ-ся посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и др доходов.

Налоговые доходы: фед налоги и сборы, зачисляемые в ФБ в соответствии с вед зак-вом; региональные налоги и сборы, зачисляемые в ФБ в соответствии с фед зак-вом; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушении налогового зак-ва по отдельным видм налогов и сборов, подлежащих зачислению в ФБ. Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении фед органов исполнительной власти; доходы от продажи НМА, зачисляемые в ФБ; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного РФ; доходы от внешнеэкономической деятельности и пр. В ФБ могут зачисляться безвозмездные перечисления из гос внебюджетных фондов РФ, от разных организаций, из бюджетов др уровней бюджетной системы РФ, прочие.

Помимо различных видов доходов в ФБ зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно БК подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. Поступления из внешних источников финансирования дефицита ФБ: ден средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в ин валюте путем размещения гос ц/б РФ, и кредитов правительств ин гос-в, ин банков и фирм, м/н фин организаций в ин валюте и пр.

Поступившие в ФБ средства направляются на осущ-е расходов по реализации полномочий органов гос власти РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

За счет средств ФБ обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, фед органов законодат, исполнительной и судебной власти; финансирование нац обороны и гос безопасности РФ; гос поддержка субъектов хоз-я, осуществляющих деятельность в приоритетных для РФ отраслях эк-ки; финансирование деятельности гос учреждений, производящих на нерыночной основе соц услуги общественного потребления; финансирование м/н деятельности в общефед интересах; ликвидация последствий чрезвычайных событий; фин поддержка субъектов и муницип образования особого статуса и т.п.

Бюджеты субъектов РФ. Формирование их доходов и расходов. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Влияние бюджетов субъектов РФ на социально-экономическое развитие регионов.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет)- форма образования и расходования ден средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и др доходов. Налоговые доходы бюджетов субъектов: фед налоги и сборы, зачисляемые в рег бюджет в соответствии с фед зак-вом; региональные налоги и сборы, зачисляемые в рег бюджет в соответствии с фед и рег зак-вом; местные налоги и сборы, зачисляемые в рег бюджет в соответствии с фед зак-вом; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового зак-ва по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

В составе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ; доходы от продажи НМА, зачисляемые в региональный бюджет; административные платежи и сборы, штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ и пр.

В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные перечисления из территориальных гос внебюджетных фондов, от организаций разных, из ФБ в порядке фин помощи и пр.

К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями регионального подчинения; иные доходы.

Помимо доходов в бюджеты субъектов РФ зачисляются согласно БК поступления из внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, к кот относятся: ден средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения гос ц/б субъектов РФ; кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов др уровней бюджетной системы РФ и территориальных гос внебюджетных фондови т.п. Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направляются на осущ-е расходов по реализации полномочий органов гос власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодат, исполнительной и судебной власти субъектов РФ; гос поддержка приоритетных для региона отраслей эк-ки; гос поддержка пригородного транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, соц защиту, охрану здоровья; содержание памятников и объектов культурного наследия; фин поддержка муницип образований и т.п.

Местные бюджеты. Особенности формирования бюджетов муниципальных образований различного вида. Значение местных бюджетов в решении социально-экономических проблем муниципальных образований.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования ден средтв, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено зак-вом.

Формирование местных бюджетов осущ-ся посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.

Налоговые доходы местных бюджетов образуют: фед налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с фед и региональным зак-вом, а также решениями органов местного самоуправления; региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с региональным зак-вом и решениями органов местного самоуправления; ден взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащее зачислению в местный бюджет; средства самообложения граждан.

В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности муниципальных организаций; доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального образования; платежи от муниципальных организаций; средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям.

Безвозмездные перечисления в местные бюджеты осуществляются в виде финансовой помощи ФБ и бюджетов субъектов РФ; фин помощи бюджетов других муниципальных образований, прочих безвозмездных перечислений.

Согласно основному назначению муницип финансов – фин обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных гос полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.

Финансирование расходов данной группы осущ-ся исключительно за счет средств местных бюджетов.

Наши рекомендации