II. Финансовые ресурсы домохозяйств

Финансовые ресурсы домохозяйств формируются из 2-х источников:

1) собственные средства – средства, формируемые в результате:

- индивидуальной трудовой деятельности (з/п, доход от подсобного хозяйства);

- индивидуальной предпринимательской деятельности и деятельности на РЦБ (прибыль от такой деятельности);

- инвестиционной деятельности (% по депозитам, дивиденды по акциям);

- участия в формировании страховых и негосударственных пенсионных фондов (страховые выплаты, пенсии);

- получения наследства;

- получения социальных государственных выплат (пенсии, пособия, стипендии);

- иных причин (выигрыш в лотерее и т.п.).

2) Заемные средства – средства, мобилизованные на кредитном рынке: ссуды, полученные от кредитно-финансовых учреждений, а также частных лиц.

Финансовые ресурсы являются основой бюджета домашнего хозяйства.

По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домо­хозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.

III. Бюджет домашнего хозяйства + Доходная часть бюджета домашнего хозяйства: заработная плата, социальные и страховые выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Доходы и расходы домохозяйств образуют его бюджет. Недостаток средств бюджета, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, и т.п.

Денежные доходы домашних хоз-в формируются за счет таких источников как:

1) оплата труда + премии к з/п;

2) доходы от предпринимательской деятельности;

3) государственные социальные выплаты (пенсии, пособии, стипендии)

4) доходы от использования личного имущества (аренда)

Доходы домохозяйств можно разделять по следующим основным критериям:

1. По форме получения: доходы в денежной и натуральной формах.

2. По источникам поступлений:

- заработная плата вместе с различными начислениями и допла­тами;

- пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

- доходы от предпринимательской деятельности;

- доходы от операций с личным имуществом;

- денежные накоп­ления в финансово-кредитной сфере.

3. По регулярности получения:

- регулярный доход – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем;

- нерегулярный – доход, который носит разовый, непостоянный характер.

4. По гарантированности получения:

- гарантированные (государственные пенсии, доходы по госу­дарственным ценным бумагам и др.); условно-гарантированные (заработная плата);

- негарантированные (доходы от предпринимательской де­ятельности, комиссионное вознагражде­ние)

IV. Государственное регулирование доходов домохозяйств

Государственное участие в формировании доходов граждан может происходить по двум направлениям: прямое и косвенное участие.

Под прямым участием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме.

К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят:

- заработную плату работников бюджетной сферы;

- государственные пенсии;

- государственные пособия по различным основаниям;

- налоговые платежи.

Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:

- установление минимального размера оплаты труда;

- налоги на имущество и косвенные налоги;

- цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений.

Государственное регулирование заработных плат в настоящее время производится с учетом положений следующих законодательных актов:

- Трудовой кодекс РФ;

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

- Закон Волгоградской области от 6 марта 2009 г. № 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области».

Наши рекомендации