II. Финансовые ресурсы домохозяйств
Финансовые ресурсы домохозяйств формируются из 2-х источников:
1) собственные средства – средства, формируемые в результате:
- индивидуальной трудовой деятельности (з/п, доход от подсобного хозяйства);
- индивидуальной предпринимательской деятельности и деятельности на РЦБ (прибыль от такой деятельности);
- инвестиционной деятельности (% по депозитам, дивиденды по акциям);
- участия в формировании страховых и негосударственных пенсионных фондов (страховые выплаты, пенсии);
- получения наследства;
- получения социальных государственных выплат (пенсии, пособия, стипендии);
- иных причин (выигрыш в лотерее и т.п.).
2) Заемные средства – средства, мобилизованные на кредитном рынке: ссуды, полученные от кредитно-финансовых учреждений, а также частных лиц.
Финансовые ресурсы являются основой бюджета домашнего хозяйства.
По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.
III. Бюджет домашнего хозяйства + Доходная часть бюджета домашнего хозяйства: заработная плата, социальные и страховые выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
Доходы и расходы домохозяйств образуют его бюджет. Недостаток средств бюджета, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, и т.п.
Денежные доходы домашних хоз-в формируются за счет таких источников как:
1) оплата труда + премии к з/п;
2) доходы от предпринимательской деятельности;
3) государственные социальные выплаты (пенсии, пособии, стипендии)
4) доходы от использования личного имущества (аренда)
Доходы домохозяйств можно разделять по следующим основным критериям:
1. По форме получения: доходы в денежной и натуральной формах.
2. По источникам поступлений:
- заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
- пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от операций с личным имуществом;
- денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
3. По регулярности получения:
- регулярный доход – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем;
- нерегулярный – доход, который носит разовый, непостоянный характер.
4. По гарантированности получения:
- гарантированные (государственные пенсии, доходы по государственным ценным бумагам и др.); условно-гарантированные (заработная плата);
- негарантированные (доходы от предпринимательской деятельности, комиссионное вознаграждение)
IV. Государственное регулирование доходов домохозяйств
Государственное участие в формировании доходов граждан может происходить по двум направлениям: прямое и косвенное участие.
Под прямым участием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме.
К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят:
- заработную плату работников бюджетной сферы;
- государственные пенсии;
- государственные пособия по различным основаниям;
- налоговые платежи.
Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:
- установление минимального размера оплаты труда;
- налоги на имущество и косвенные налоги;
- цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений.
Государственное регулирование заработных плат в настоящее время производится с учетом положений следующих законодательных актов:
- Трудовой кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
- Закон Волгоградской области от 6 марта 2009 г. № 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области».