Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия

Инвестиционные ресурсы – это все виды денежных и иных активов привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования.

Этапы разработки стратегии формирования инвестиционных ресурсов:

1. Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов.

2. Изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов различных источников.

3. Определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов.

4. Оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.

Подходы к разработке стратегии формирования существенно различаются в компаниях являющихся институциональными инвесторами, которые формируют ресурсы исключительно за счет эмиссии собственных акций инвестиционных сертификатов, и в компаниях осуществляющих реальную производственную деятельность в той или иной отрасли.

Первая группа инвесторов определяет возможный объем инвестиционных ресурсов исходя из стратегии андеррайтинг (банк берет на себя риски размещения акций), то есть возможностей реализации эмитируемых ими ценных бумаг.

Второй этап. Источники для разработки формирования инвестиционных ресурсов:

- собственные: прибыль остающаяся в распоряжении компании после уплаты налогов и других обязательных платежей.

- заемные (наибольшее значение при инвестировании): долгосрочные кредиты банков; эмиссия облигаций компании; инвестиционный лизинг; инвестиционный селенг.

- привлеченные источники: акционерный капитал (эмиссия акций); эмиссия инвестиционных сертификатов.

Третий этап. Методы:

- Полное финансирование исключительно за счет собственных средств или источников.

- Акционирование используется для реализации крупномасштабных реальных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

- Кредитное финансирование применяется при инвестировании в быстрореализуемые реальные объекты с высоколиквидной нормой прибыльности инвестиций.

- Лизинг и селенг используется при недостатке собственных финансовых средств для реального инвестирования, а также при инвестиций в реальные проекты с небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологий.

- Смешанное финансирование – это комбинация четырех вышеперечисленных методов, может использоваться для всех форм и видов инвестирования.

Четвертый этап. Оптимизация необходима для того, чтобы соотношение внутренних и внешних источников формирования ресурсов соответствовало требованиям финансовой стратегии компании и не снижала уровень ее финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость компании в прогнозируемом периоде может быть определена с помощью следующих показателей:

-коэффициент автономии;

-коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

-коэффициент долгосрочной задолженности;

-коэффициент самофинансирования инвестиционной деятельности.

9. Основные принципы и процедура стратегического инвестиционного
планирования.

Основные принципы, обеспечивающие подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений в процессе разработки инвестиционной стратегии предприятия:

1. Рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации. Этот принцип стратегического управления состоит в том, что при разработке инвестиционной стратегии предприятие рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды.

2. Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия. Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер.

3. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления инвестиционной деятельностью. Инвестиционное поведение предприятия в стратегической перспективе характеризуется приростным или предпринимательским стилем.

4. Обеспечение сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью. Концепция стратегического управления предусматривает, что разработанная инвестиционная стратегия предприятия получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе текущего управления инвестиционной деятельностью путем формирования инвестиционной программы (инвестиционного портфеля) предприятия.

5. Обеспечение альтернативности стратегического инвестиционного выбора. В основе стратегических инвестиционных решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей инвестиционной стратегии и формирование механизмов эффективной ее реализации.

6. Обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в инвестиционной деятельности, формируя инвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции предприятия на рынке.

7. Учет уровня инвестиционного риска в процессе принятия стратегических инвестиционных решений. Практически все основные инвестиционные решения, принимаемые в процессе формирования инвестиционной стратегии, в той или иной степени изменяют уровень инвестиционного риска.

8. Ориентация на профессиональный аппарат инвестиционных менеджеров в процессе реализации инвестиционной стратегии.

9. Обеспечение разработанной инвестиционной стратегии предприятия соответствующими организационными структурами управления инвестиционной деятельностью и принципами инвестиционной культуры. Важнейшим условием эффективной реализации инвестиционной стратегии являются соответствующие ей изменения организационной структуры управления и инвестиционной культуры. Предусматриваемые стратегические изменения в области организационной структуры и инвестиционной культуры должны быть составной частью параметров инвестиционной стратегии, обеспечивающих ее реализуемость.

10. Бизнес-план инвестиционного проекта, его назначение и порядок разработки.

Бизнес-план – это стандартный для большинства стран с развитой экономикой документ, в котором детально обосновывается концепция предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся его основные характеристики. Бизнес-план необходим не только для предпринимателя, но и для потенциальных инвесторов; для потенциальных партнеров; для потребителей; для государственных органов (как источник будущих доходов налоговых и неналоговых). Различают полный и краткий вариант бизнес-плана. Различают официальный и рабочий бизнес-план. Полный вариант объемом 40-50 страниц (основного содержания) разрабатывается для крупных инвестиционных проектов, а также для проектов, связанных с предложением на рынок новых продуктов и услуг.

Содержание и составление полного варианта бизнес-плана.

Основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта:

1р: Краткая характеристика инвестиционного проекта (резюме).

2р: Характеристика отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект.

3р: Характеристика продукта (услуги).

4р: Размещение объекта.

5р: Анализ рынка.

6р: Планируемые объем и структура производства продукта (указанных услуг).

7р: Обеспеченность выпуска продукта основными ресурсами.

8р: Стратегия маркетинга.

9р: Управление реализацией инвестиционного проекта.

10р: Оценка рисков и формы их страхования.

11р: Финансовый план.

12р: Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий.

Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

Бизнес-план служит трем основным целям:

§ он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

§ служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

§ кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

§ четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

§ определить конкретные направления деятельности фирмы,

§ целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

§ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.

§ определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

§ оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

§ выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

§ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

§ оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;

§ организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

11. Характеристика основных разделов бизнес-плана.

Бизнес-план – это стандартный для большинства стран с развитой экономикой документ, в котором детально обосновывается концепция предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся его основные характеристики.

Рабочий бизнес-план разрабатывается для использования его менеджментом фирмы с целью использования при реализации, планирования проекта.

Основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта:

1р: Краткая характеристика инвестиционного проекта (резюме).

Раздел начинается с изложения концепции проекта, в которую входит обоснование целей реализованной предпринимательской идеи на основе изучения рынка, выводы о перспективности и о целесообразных формах реализации проекта. Указывается степень разработки инвестиционного проекта.

2р: Характеристика отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект.

В разделе рассматривается влияние внешней среды на перспективность и эффективность развития проекта. В разделе рассматривается соответствие отраслевой направленности, задача структурной перестройки экономики страны.

3р: Характеристика продукта (услуги).

В разделе рассматриваются отличительные особенности и привлекательность для потребителей, достоинства и преимущества в сравнении с продуктами уже представленными на рынке. Сравнительная оценка проводится по параметрам функциональности продукта, его качества, дизайна и по другим признакам.

4р: Размещение объекта.

Важную роль в размещении играет и возможная рыночная стоимость земельного участка.

5р: Анализ рынка.

Он охватывает не только текущее, но и прогнозируемое состояние рынка. Оценка продуктов уже имеющихся на рынке.

6р: Планируемые объем и структура производства продукта (указанных услуг).

Это основная характеристика производственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации.

7р: Обеспеченность выпуска продукта основными ресурсами.

Данный раздел позволяет:

- определить реальность планируемого объема выпуска;

- определить эффективность размещения инвестиционного проекта в избранном регионе.

8р: Стратегия маркетинга.

В данном разделе необходимо разработать программу маркетинговых действий компании по всем основным элементам маркетингового комплекса.

9р: Управление реализацией инвестиционного проекта.

Разработка раздела направлена на наиболее эффективное и быстрое осуществление проекта.

10р: Оценка рисков и формы их страхования.

В соответствии с оценкой уровня отдельных рисков излагаются формы наиболее эффективного их страхования.

11р: Финансовый план.

При достигнутом уровне обоснованности финансовый план является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации.

12р: Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

При разработке донного раздела необходимо подробно рассмотреть состав привлекаемых источников капитала, особенно возможность привлечения средств иностранных инвесторов.

Разработанный бизнес план позволяет инициаторам инвестиционного проекта и предполагаемым инвесторам всесторонне оценить целесообразность его реализации и ожидаемую эффективность.

12. Финансовый план инвестиционного бизнес-плана, этапы его разработки и основные формы.

Финансовый план - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

Цели и задачи прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности инвестиционного объекта заключаются, прежде всего, в оценке затрат и результатов, выраженных в финансовых категориях.

Финансовый раздел инвестиционного проекта состоит из следующих пунктов:

1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (а лучше пяти) предыдущих лет его работы.

2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.

3. Прогноз прибылей и денежных потоков.

4. Оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта.

Показатели платежеспособности применяются для оценки способности фирмы выполнять долгосрочные обязательства. Коэффициенты оборачиваемости дают возможность оценить эффективность операционной деятельности и политики в области цен, сбыта, закупок. Показатели рентабельности применяются для оценки текущей прибыльности предприятия участника инвестиционного проекта.

Значения соответствующих показателей необходимо проанализировать в динамике за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Перечень коэффициентов определяется особенностями проекта.

Для анализа целесообразности реализации проекта возникает необходимость прогноза темпов инфляции на весь срок действия (по периодам) объекта инвестиций. При этом желательно принимать несколько альтернативных прогнозов - пессимистических и оптимистических.

При прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности проекта в бизнес-плане, рассчитывают чистую прибыль от реализации проекта и поток денежных средств, составляется проектно-балансовая ведомость (с учетом активов и пассивов баланса).

Это три базовые формы финансовой отчетности. На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три документа:

1. план доходов и расходов;

2. план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств);

3. план-баланс активов и пассивов.

На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.

Наши рекомендации