Оценка вероятности наступления финансовых трудностей у предприятия и мероприятия по улучшению его состояния
Проанализировав финансовое состояние ТОО «Пром-строй» было выявлено, что предприятие по многим показателям стоит на гране банкротства. Банкротство предприятия не происходит в один момент, оно может быть обусловлено комбинацией разных факторов, внешних и внутренних. Соотношение их может быть в каждом конкретном случае различно, и зависеть не только от особенностей самой фирмы, но и от страны, где она действует. Необходимо помнить, что на такую ситуацию данного предприятия ни мог не оказать влияния существующий мировой кризис. Любая коммерческая деятельность связана с риском и неопределенностью, а поэтому источниками финансовых затруднений могут стать любые этапы производственной деятельности – от закупки сырья до сбыта готовой продукции.
Однако не стоит забывать, что банкротства можно избежать, приняв во время необходимые меры. Чтобы спрогнозировать банкротство предприятия используют аналитические коэффициенты. Наибольшую известность в этой области получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана, разработавшего с помощью аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета индекса кредитоспособности. Этот индекс позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов. Индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z) имеет вид: [45, стр. 138]
Z = 3,3 * К1 + 1,0 * К2 + 0,6 * К3 + 1,4 * К4 + 1,2 * К5 ,
где показатели К1, К2, К3, К4, К5 рассчитываются по следующим алгоритмам:
К1 = (Прибыль до выплаты процентов и налогов) / (Всего активов);
К2 = (Выручка от реализации) / (Всего активов);
К3 = (Собственный капитал) / (Привлеченный капитал);
К4 = (Нераспределенная прибыль) / (Всего активов);
К5 = (Собственные оборотные средства) / (Всего активов).
Критическое значение индекса Z составляет 2,675. В обозримом будущем (2-3 года) предприятие будет банкротом, если Z < 2,675 и достаточно с устойчивым финансовым положением, если Z > 2,675. Безусловно, возможны отклонения от приведенного критериального значения, поэтому Альтман выделил интервал (1,81 – 2,99), названный «зоной неопределенности», попадание за границы которого с очень высокой вероятностью позволяет делать суждения в отношении оцениваемой компании: если Z < 1,81, то компания с очевидностью может быть отнесена к потенциальным банкротам, если Z > 2,99, то суждение прямо противоположно. В таблице 3.23 представлен расчет индекса кредитоспособности Альтмана.
Таблица 3.23 – Индекс кредитоспособности Альтмана
Год | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | Z |
2008 год | -0,13265 | 2,039029 | 0,074074 | -0,13265 | 0,336604 | 1,863928 |
2009 год | 0,080833 | 2,79694 | 0,031218 | 0,033686 | 0,695201 | 3,963822 |
2010 год | -2,38929 | 1,27758 | 0,019312 | -0,15681 | 0,810866 | -5,84197 |
Источник: Рассчитано и составлено автором на основе отчетных данных ТОО «Пром-строй».
Из таблицы видно, что в 2008 году значение индекса попадает в «зону неопределенности». В данном году предприятие только начало функционировать. В 2009 году индекс рентабельности оказался выше нормативного значения, т.е. 3,96 > 2,675, следовательно, предприятие имело достаточно устойчивое финансовое положение. Такой же вывод был сделан при исследовании финансового состояния компании при помощи финансовых коэффициентов. В 2010 году ситуация изменяется. На данное положение компании существенное влияние оказал существующий кризис: рост запасов увеличивается, снижаются денежные средства, снижаются основные средства, растет величина заемного капитала, увеличивается кредиторская задолженность, существует непокрытый убыток и т.д. Все это привело к тому, что значение индекса Альтмана составило -5,84 < 1,81. Это означает, что предприятие может быть отнесено к потенциальным банкротам, если не изменятся как внутренние, так и внешние факторы. При неизменности положения предприятия, можно составить линейную регрессионную линию тренда индекса Альтмана, которая представлена на рисунке 3.
Однако не стоит забывать о том, что применение критерия Z для казахстанских компаний если и возможно, то с очень большими оговорками. Причин тому несколько. Во-первых, модель построена по данным американских компаний, вместе с тем очевидно, что любая страна имеет свою специфику организации бизнеса. Во-вторых, критерий Z построен в основном по данным 50-х годов; за истекшие годы экономическая ситуация изменилась во всем мире, поэтому совершенно не очевидно, что повторение анализа по методике Альтмана на более поздних данных оставило бы структурный состав модели без изменения. В-третьих, по сути, модель Альтмана может быть реализована лишь в отношении крупных компаний.
Рисунок 3 – Линейная регрессионная модель
Источник: Составлено автором.
Состав «комплекта» финансовых коэффициентов, который послужит наилучшим показателем платежеспособности, так же как и значения весовых множителей, выражающих степень значимости каждого из коэффициентов, может быть установлен экспертным путем (т.е. путем опроса руководителей и владельцев фирмы, а также экспертов-экономистов).
В качестве комплексного индикатора финансовой устойчивости предприятия целесообразным будет взять следующую комбинацию коэффициентов: [45, стр. 141]
1) коэффициент оборачиваемости запасов:
N1 = выручка от реализации /средняя стоимость запасов;
2) коэффициент текущей ликвидности:
N2 = оборотные средства / краткосрочные пассивы;
3) коэффициент структуры капитала (леверидж):
N3 = собственный капитал / заемные средства;
4) коэффициент рентабельности:
N4 = прибыль отчетного периода / итог баланса;
5) коэффициент эффективности:
Ns = прибыль отчетного периода / выручка от реализации.
Работая с системой из этих финансовых коэффициентов, формула для оценки финансовой устойчивости может выглядеть так:
Y = 25R1 + 25R2 + 20R3 + 20R4 + 10R5,
где, Ri = (Значение показателя для изучаемого предприятия Yi)/ (Нормативное значение этого показателя).
Коэффициенты этого уравнения (25, 25, 20, 20, 10) представляют собой удельные веса влияния каждого фактора, предложенные экспертами.
Если Y = 100 и более, финансовая ситуация на предприятии может считаться хорошей, если же Y < 100, она вызывает беспокойство. Чем сильнее отклонение от значения 100 в меньшую сторону, тем сложнее ситуация и тем более вероятно в ближайшее время для данного предприятия наступление финансовых трудностей.
В таблице 3.24 представлен расчет показателя финансовой устойчивости предприятия Y.
Таблица 3.24 – Значение индикаторных коэффициентов, характеризующих деятельность предприятия
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
N1 | 14,083 | 6,957 | 1,707 |
N2 | 0,308 | 0,447 | 0,832 |
N3 | 0,074 | 0,037 | 0,024 |
N4 | 1,291 | 0,563 | 0,231 |
N5 | 0,633 | 0,201 | 0,180 |
R1 | 4,694 | 2,319 | 0,569 |
R2 | 0,154 | 0,224 | 0,416 |
R3 | 0,074 | 0,037 | 0,024 |
R4 | 4,305 | 1,877 | 0,769 |
R5 | 3,167 | 1,007 | 0,902 |
Y | 240,445 | 111,913 | 49,503 |
Источник: Рассчитано и составлено автором на основе отчетных данных ТОО «Пром-строй».
Таким образом, учитывая данные таблиц 3.23 и 3.24 можно сделать следующие выводы. 2008 и 2009 годы для предприятия являются наиболее успешными и финансово устойчивыми. В 2010 году ситуация кардинально изменилась. В ближайшем будущем предприятие ждут сложности с выплатами по своим обязательствам, а возможно и банкротство. В то же время прогноз финансовых затруднений не обязательно будет фатальным. Если руководство предприятия знает, что финансовые индикаторы свидетельствуют о грядущих трудностях для его компании, принятые вовремя меры помогут избежать краха, который не соответствует интересам ни самого предприятия, ни его кредиторов. И чем раньше руководство заметит, что финансовая ситуация оставляет желать лучшего, тем больше у него шансов исправить дело.
Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
В случае, когда хотя бы один из коэффициентов (текущей ликвидности или обеспеченности собственными средствами) меньше своих пороговых значений как в нашем случае, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам. [45, стр. 143]
где КТЛк и КТЛн – коэффициент текущей ликвидности соответственно на конец и на начало анализируемого периода;
Т – продолжительность анализируемого периода в месяцах;
2 – нормативное значение КТЛ;
6 – период восстановления платежеспособности в месяцах.
Если коэффициент восстановления платежеспособности >1, то это свидетельствует о том, что у предприятия есть реальные возможности восстановить свою платежеспособность в течение последующих 6 месяцев. Если коэффициент восстановления платежеспособности <1, то это свидетельствует об отсутствии такой возможности.
Произведем расчет коэффициентов по вышеописанной методике для ТОО «Пром-строй». Результаты расчетов приведены в таблице 3.25.
Таблица 3.25 – Расчет коэффициента платежеспособности предприятия
№ | Коэффициент | Норма | На конец 2010 года |
1. | Коэффициент текущей ликвидности | >=2 | 0,83 |
2. | Коэффициент обеспеченности собственными средствами | >=0,1 | 0,761 |
3. | Коэффициент восстановления платежеспособности | >=1 | 0,512 |
4. | Коэффициент утраты платежеспособности | >=1 | 0,464 |
Источник: Нормативные значения приведены по: Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. – Москва: «Финансы и статистика», 2007. – 496с. Рассчитано и составлено автором на основе отчетных данных ТОО «Пром-строй».
Анализ данной таблицы показывает, что на конец 2010 года коэффициент текущей ликвидности оказался ниже порогового значения и согласно этого был рассчитан коэффициент восстановления платежеспособности, значение которого меньше 1. Данный факт свидетельствует об отсутствии у предприятия возможности восстановить свою платежеспособность в последующие 6 месяцев.
Так как коэффициент восстановления платежеспособности не отвечает нормативным требованиям, то необходимо рассчитать коэффициент утраты платежеспособности, который рассчитывается на период равный 3 месяца. Данный показатель вновь не удовлетворяет нормативным требованиям, что свидетельствует об утра те предприятием своей платежеспособности. Однако если провести комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению фирмы, то возможно избежать банкротства предприятия.
В целях оздоровления предприятия необходимо уменьшить запасы производства. Наибольшую часть в запасах 2010 года составили запасы сырья и материалов для производства, а именно 7973904,6 тенге, так же 4552062,61 тенге составили запасы товаров для реализации. В этих целях необходимо в 2009 году приостановить наращивание данных видов запасов, которые уже имеются на складах предприятия, и попытаться реализовать данные запасы через тех потребителей, которым предприятие предоставляет кредит. Поскольку предприятие изготавливает различные деревянные брусы разных диаметров и размеров, то при заказе на изготовления партии данного товара, необходимо из брусов большего диаметра вырезать те размеры, которые нужны заказчику. Остатки сырья после выделки необходимого размера можно пустить на вторсырье.
Для этого предприятию необходимо приобрести 1 единицу деревоперерабатывающего станка. В результате чего, остатки нереализуемой продукции будут трансформироваться в другую форму и вид продукции.
Поскольку предприятие с 2008 по 2010 года продавало свою продукцию на месте юридического адреса предприятия, что требовало от заказчиков непосредственного визита на предприятие, сказывалось на имидже фирмы, доступности изготавливаемой продукции для потребителей и т.д. В этих целях в начале 2009 года предприятие открыло свой отдел в супермаркете «Рахмет», что позволило ознакомить потребителей с продукцией данного предприятия и теми услугами, которые предприятие оказывает по данному роду деятельности.
Поскольку предприятие занимается не только изготовлением и установкой пластиковых окон, но строительством бань и саун не только в городе Петропавловске, а и за пределами Казахстана, сотрудничает с российскими потребителями, то целесообразно открыть в Интернете свой сайт, где можно разместить всю информацию о данном предприятии, о роде его деятельности, а так же об услугах, которое оно предоставляет. Сделать возможным заказ товаров, не прибегая к непосредственному визиту заказчиков в офис предприятия.
Предприятию в нынешних условиях при сопутствующем кризисе необходимо прекратить работать в кредит. В 2008 году дебиторская задолженность составила 320 тыс. тенге, однако в 2009 и 2010 годах предприятие данный показатель обратило в отрицательный, т.е. постоянные заказчики переплачивали предприятию за предоставленные товары, услуги в целях дальнейшего погашения в счет будущих заказов. Однако если посмотреть кредиторскую задолженность, то видно, что в те же периоды у предприятия данный показатель был величиной отрицательной. Так, например, в 2010 году заказчики переплатили за предоставленные услуги 2613,6 тыс. тенге, а предприятие «вернуло» им 210 тыс. тенге, это означает, что предприятие в будущем должно предоставить им работы, продукцию, услуги в размере 2403,6 тыс. тенге (т.е. предприятие оказывается должником). Для предприятия в сложившийся кризисной ситуации это не выгодно, поскольку эта разница могла бы пойти на приобретение выше означенного деревообрабатывающего станка.
На протяжении рассматриваемого периода росла доля заемных средств, необходимо по мере возможного снижать данный показатель, а увеличивать долю собственных средств (в частности увеличения уставного капитала).
Если предприятие приобретет деревоперерабатывающий станок, а так же трансформационный агрегат, то предприятие не только сможет уменьшить нынешние запасы сырья и преобразовать их в другой вид продукции, снизить затраты на производство продукции, тем самым увеличить валовую прибыль, а так же сможет изготавливать мебель с огранкой под старину. Это увеличит ассортимент продукции и вызовет интерес другого контингента потребителей. В этих целях целесообразно улучшить маркетинговую деятельность предприятия, провести сегментирование рынка и определить потребности нынешнего заказчика.
В целом предприятию целесообразно сосредоточить свою работу по финансовому оздоровлению на двух направлениях:
1) Формирование новой финансовой стратегии.
2) Применение новых принципов и методов планирования.
Рассмотрим суть этих направлений подробно.
Формирование новой финансовой стратегии предприятия.Важнейшими направлениями совершенствования финансовой работы на предприятии должны стать, на наш взгляд, следующие:
1) системный и постоянный анализ финансово-хозяйственной деятельности;
2) организация оборотных средств в соответствии с целью оптимизации финансового состояния;
3) оптимизация затрат предприятия на основе анализа взаимосвязи «затраты-выручка-прибыль»;
4) оптимизация распределения прибыли;
5) оптимизация структуры имущества и источников его формирования с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса;
6) разработка и реализация стратегической финансовой политики предприятия.
Как было рассмотрено выше, основная цель финансового анализа – получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом экономиста может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его ближайшие или отдаленные перспективы, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита. Кризис сбыта произведенной продукции, и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств. Следовательно, необходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия.
Важным условием повышения эффективности использования оборотных средств является рациональная организация производственных запасов. Основные пути сокращения производственных запасов должны быть сведены к их:
1) рациональному использованию;
2) ликвидации сверхнормативных запасов материалов;
3) совершенствованию нормирования;
4) улучшению организации снабжения.
Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается, как правило, путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.
Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения – отрицательное явление. Предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу могут быть:
1) рациональная организация сбыта готовой продукции;
2) применение прогрессивных форм расчетов;
3) своевременное оформление документации и ускорение ее движения;
4) соблюдение договорной и платежной дисциплин.
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и сбыту. Составляющие главной факторной цепочки, формирующей прибыль, - «затраты – объем производства – прибыль» - должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта задача должны быть решена на основе организации учета затрат по системе директ-костинг, значение которой возрастает в связи с рыночными условиями хозяйствования. Особенностями этой системы являются:
1) разделение затрат на постоянные и переменные;
2) соединение производственного и финансового учета;
3) многостадийность составления отчета о доходах;
4) разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. После уплаты всех обязательных платежей остается чистая прибыль, часть которой может направляться на производственное и социальное развитие общества, а другая – на выплату процентов по облигациям, а также в резервный фонд. Возможны выплаты работникам в виде денежных вознаграждений или акций в соответствии с определенным процентом, предусмотренным уставом. Оставшаяся чистая прибыль направляется на выплату дивидендов акционерам. Совет директоров, исходя из финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и перспектив развития, принимает решение о конкретном соотношении размеров чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям. Не исключено, что в отдельные периоды прибыль не будет направляться на выплату дивидендов акционерам, а в большем размере пойдет на производственное и социальное развитие трудового коллектива и другие цели.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Для недопущения неудовлетворительной структуры баланса необходимо следить за изменением структуры имущества и источников его формирования и проводить мероприятия, направленные на улучшение структуры: оптимальное соотношение собственных и заемных средств предприятия, снижение долей дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение неоправданных запасов материальных ресурсов и т. д.
В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке внутренней финансовой стратегии. Она включает в себя разные способы и действия для достижения главной стратегической цели, а именно:
1) формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое управление ими;
2) выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности и использования резервов финансовым руководством предприятия;
3) ранжирование и поэтапное достижение целей;
4) соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия на каждом отрезке времени;
5) создание и подготовка стратегических резервов;
6) учет экономических и финансовых возможностей своих конкурентов;
7) определение главой угрозы со стороны конкурентов, мобилизация основных сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых операций;
8) маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
Успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.
Финансовая стратегия должна разрабатываться с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономичное и рациональное их использование. Хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом использовании финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Применение новых принципов и методов планирования на предприятии.Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления финансами предприятия, и без них вряд ли возможна его успешная работа. Они позволяют:
- предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
- более рационально использовать все ресурсы предприятия;
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Но для того, чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следуют руководствоваться в процессе планирования на предприятии.
К основным принципам планирования относятся:
- непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;
- научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;
- нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
- принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;
- принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.
В отечественной и зарубежной практике применяются различные методы планирования на предприятии:
1. Балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:
-материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);
-трудовые (баланс рабочей силы);
-финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.).
2. Нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья материалов и топлива, незавершенного производства).
Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нормы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.
3. Программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, т.к. он позволяет:
- сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ;
- обеспечить сквозное планирование идей до внедрения в производство;
- увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия.
4. Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.
При этом методе планирование учитываются следующие факторы:
- технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
- инфляция;
- особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.
Этот метод применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции.
При планировании на предприятии следует использовать ни один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.
заключение
На основе проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Пром-строй» можно сделать следующие выводы. Наиболее успешным для предприятия был 2009 год. В данном году предприятие получило прибыль в размере 572,03 тыс. тенге. На протяжении 2008-2010 гг. наибольший удельный вес занимают заемные средства. В структуру имущества организации наибольший вклад в 2008 году внесли внеоборотные активы, которые представлены основными средствами и нематериальными активами. В 2009 и 2010 годах наибольший удельный вес и внесенный вклад в имущество предприятия отводится запасам, темп роста которых составил 3308,08%. За рассматриваемый период наблюдается увеличение имущества предприятия. В 2008 году общая сумма оборотных и внеоборотных активов составила 4359,77 тыс. тенге, а в 2010 году 22652,86 тыс. тенге. То есть темп прироста составил 419,6%. Это свидетельствует о расширении предприятием хозяйственного оборота, о позитивном изменении баланса.
Значение коэффициента оборачиваемости совокупных активов к 2009 году увеличилось на 37,17%, что является положительным фактором, на каждый тенге оборотных активов в 2009 году приходилось больше выручки от продаж на 76 тенге, чем в 2008 году. Продолжительность оборота оборотных активов уменьшилась на 27%, средства, вложенные в оборотные активы, возвращались на предприятие в 2009 году быстрее в среднем на 47 дней, что является положительным фактором. В 2010 году ситуация изменяется в обратном направлении. Значение коэффициента оборачиваемости к 2010 году уменьшилось на 54%, что является негативным фактором, на каждый тенге оборотных активов в 2010 году приходилось меньше выручки от продаж на 151,9 тенге, чем в 2008 году. Продолжительность оборота оборотных активов увеличилась на 118,9%, средства, вложенные в оборотные активы, возвращались на предприятие в 2010 году медленнее в среднем на 153 дня, что является негативным фактором.
В 2008 году материальные оборотные средства совершили в среднем 14 оборотов, продолжительность одного оборота составила 26 дней. В 2009 году материальные оборотные средства совершили в среднем 7 оборотов, средства, вложенные в запасы, возвращались обратно на предприятие в среднем через 52 дня. В 2010 году материальные оборотные средства совершили в среднем 2 оборота, продолжительность одного оборота составила 211 дней. Уровень использования запасов в 2010 году уменьшился на 75%, на каждый тенге запасов приходилось в среднем меньше выручки от продаж на 51 тенге. Соответственно, изменилась и продолжительность оборота, которая повысилась на 307% или на 159 дней.
Таким образом, в 2009 году материальные оборотные средства использовались эффективнее, чем в 2010 году. В 2009 году по сравнению с 2010 годом был повышен уровень интенсификации процесса снабжения, производства и сбыта.
На каждый тенге краткосрочной дебиторской задолженности приходилось в 2008 году 28 тенге выручки от продаж, средства от реализации продукции в кредит в среднем поступали от дебиторов через 13 дней после продажи продукции в кредит (коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составил 27,78, период оборота равен 12,9). Так как в 2009 и 2010 годах дебиторская задолженность была со знаком минус, то коэффициент оборачиваемости и период оборота рассчитывать не целесообразно, так как реальные средства отсутствовали. Так как в 2009 и 2010 годах кредиторская задолженность отрицательна, то коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности целесообразно рассчитывать на 2008 год. В 2008 году данный коэффициент составил 55,9, то есть в среднем на каждый тенге кредиторской задолженности приходилось выручки от продаж 56 тенге. Соответственно продолжительность оборота кредиторской задолженности составила 6,4 дня. В 2008 году дебиторская задолженность превышала кредиторскую, поэтому в данный период наблюдается активное сальдо, то есть предприятие предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам. В 2009 и 2010 годах наблюдается пассивное сальдо, то есть предприятие финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.).
Оценив динамику комплексной оценки ликвидности баланса, был сделан вывод, что на протяжении анализируемого периода предприятие было неплатежеспособным, и баланс не являлся ликвидным. В таблице 6 представлены данные, характеризующие отрицательную экономическую рентабельность капитала предприятия.
Таким образом, финансовое состояние предприятия неудовлетворительное, значения коэффициентов ликвидности значительно меньше нормативных. Учитывая нестабильность процессов, происходящих в строительном секторе экономики, а также сопутствующего финансового кризиса, положение предприятия автоматически ухудшается.
В целом предприятию целесообразно сосредоточить свою работу по финансовому оздоровлению на двух направлениях:
1) Формирование новой финансовой стратегии.
2) Применение новых принципов и методов планирования.
Важнейшими направлениями совершенствования финансовой работы на предприятии должны стать, на наш взгляд, следующие:
1) системный и постоянный анализ финансово-хозяйственной деятельности;
2) организация оборотных средств в соответствии с целью оптимизации финансового состояния;
3) оптимизация затрат предприятия на основе анализа взаимосвязи «затраты-выручка-прибыль»;
4) оптимизация распределения прибыли;
5) оптимизация структуры имущества и источников его формирования с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса;
6) разработка и реализация стратегической финансовой политики предприятия.