Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов

Особенностью финансовой деятельности государства является то, что ее осуществляют практически все органы го­сударственной власти в соответствиисо своей компетенцией.

К органам государственной власти общей компетенции, осуществ­ляющим финансовую деятельность, относятся высшие представительные и исполнительные органы го­сударственной власти, которые руководят финансами, бюджетом, на­логами, денежно-кредитной системой, организуют и осу­ществляют страхование, валютно-денежное обращение, тамо­женное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации подписывает и обнаро­дует федеральные законы (ст. 84 КонституцииРФ).

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики, занимается другими финансовыми вопро-сами государ­ства.

Государственная Дума обсуждает и принимает федераль­ные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кре­дитного и таможенного регулирования; денежной эмиссии и др. (ст. 105,106 Конституции РФ). Указанные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Представительные и исполнительные органы республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов мест­ного самоуправления выполняют на соответствующих адми­нистративно-территориальных образова-ниях функции в об­ласти финансов в пределах своей компетенции.

К органам специальной компетенции, созданным для осу­ществления финансовой деятельности государства, относятся:

– Министерство финансов Российской Федерации;

– Федеральное казначейство Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Министерство Российской Федера­ции по налогам и сборам;

– Федеральная служба налоговой полиции;

– Государственный таможенный комитет Российской Феде­рации.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Феде­рации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (минис­терства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рам­ках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятель-ность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финан­сово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления фи­нансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, горо­дах федерального значения, авто-номной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

В составе Министерства финансов наряду с бюджетным управлением организованы следу-ющие управления: налоговых ре­форм, государственных ценных бумаг и финансового рынка, фи­нансирования программ развития сельского хозяйства, финан­совых программ развития произ-водственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии. Все они связа­ны с формированием в стране рыночных отношений. Помимо названных, в структуре Министерства финансов РФ имеются следующие управления: финансирования социальной сферы и науки; финансирования обороны, правопорядка и безо­пасности; валютно-финансового регулирования; методологии бухгалтерского учета и отчетности.

К финансовым органам относятся также органы, осуществ­ляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизо­ванные фонды денежных средств, органы налоговой и таможен­ной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специ-альных органов также осуществ­ляет финансовую деятельность государства, являясь органом го­сударственного управления. На него возложена задача эмиссии денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и де­нежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимают­ся контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Консти­туцией РФ, является постоянно действующим органом государ­ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной па­латы РФ – организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управле­ния доходами и расходами в процессе исполнения респуб-ликан­ского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, осуществляет контроль за средствами государственной казны, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Прави-тельству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный инсти-тут сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискаль-ный, а правоохранительный орган. Главная задача для ФСНП России – борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) – одна из опор российской государст­венности, источник пополнения государственной казны за счет таможенных платежей и сборов. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Наши рекомендации