Модели банковских систем

В экономической литературе вопрос о содержании понятия «банковская система» трактуется по‑разному. Не вдаваясь в существующую полемику, будем при рассмотрении банковской системы исходить из общих положений, характеризующих любую систему. При таком подходе банковская система представляет единое целое, части которого находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, а сама система одновременно зависит от свойств этих частей.

Банковская система любой страны сформировалась в результате развития национальной экономики, в настоящее время она стала центром экономического механизма и взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определенное воздействие. Эффективное функционирование банковской системы является катализатором общего развития национальной экономики.

Банковские системы в разных странах формировались далеко неодинаково. Исторические, политические, этнические, религиозные и даже климатические факторы влияют на этот процесс. Несмотря на это, существуют определенные общие принципы построения банковской системы на национальном уровне.

Во‑первых, существует законодательное разделение функций центрального банка и всех остальных банков. На практике это порождает двухуровневую банковскую систему. Центральный банк, находясь на верхнем уровне, выполняет такие важные функции, как:

- эмиссию наличных платежных средств;

- функцию «банка банков»;

- банкира правительства;

- денежно‑кредитное регулирование экономики.

В некоторых странах центральные банки выполняют также функцию регулирования и надзора за деятельностью банков.

Банки второго уровня обеспечивают посредничество в кредите и инвестировании, платежах и других банковских услугах. Их деятельность уменьшает степень риска и неопределенности в экономике как внутри страны, так и за ее пределами. Концентрируя в своих руках основную часть ссудного капитала, банки несут основную нагрузку по кредитному обслуживанию хозяйственного оборота.

Во‑вторых, центральный банк не конкурирует с коммерческими и другими банками страны, находящимися на нижестоящем уровне кредитной системы. Его деятельность направлена на реализацию экономической политики правительства, достижение общегосударственных целей.

В‑третьих, во всех странах существует особая система регулирования и контроля за деятельностью банков. В одних странах, в том числе и в России, регулирующие и надзорные функции в отношении банков выполняет центральный банк, в других они возложены на специальные государственные органы (например, во Франции - на Банковскую комиссию). Но есть государства, где деятельность коммерческих и других банков контролирует и регулирует министерство финансов. Независимо от этого, во всех странах банковская деятельность относится к наиболее контролируемой предпринимательской сфере. Контроль направлен на поддержание ликвидности банков и защиту интересов вкладчиков и инвесторов.

Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства. Выполняя первую функцию, он монопольно осуществляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства этот банк имеет тесные связи с ним, консультирует его, проводит определенную денежно‑кредитную политику, увязанную с экономической политикой государства. Центральный банк является банком всех остальных банков страны.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели банковских систем. Они отличаются характером взаимоотношений банков с корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.

По характеру взаимоотношений банков с промышленностью различают две модели: открытого рынка и корпоративного регулирования. По первой модели между банками и корпорациями нет тесных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банковскими услугами одновременно в нескольких банках. Последние не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заемщиков, которые обеспечат наиболее выгодное и менее рискованное использование банковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических взаимоотношений банков с промышленностью. В законодательном порядке до 1999 г. банкам запрещалось приобретать в собственный портфель корпоративные ценные бумаги и совершать посреднические операции с ними. Для привлечения дополнительного капитала корпорации чаще прибегают к облигационным займам, чем к банковскому кредиту.

Для модели корпоративного регулирования, наоборот, характерно наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпорациями. Банки могут выступать и как прямые акционеры предприятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые передают банкам еще и право своего голоса. Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций, в поддержании их финансовой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.

В Японии, например, у промышленной или торговой корпорации есть свой банк. Однако в основе их взаимоотношений лежат не столько кредитные, сколько так называемые неформальные отношения. Так, банк может быть акционером своего клиента и владеть до 5 % капитала компании, назначать своего представителя в совет директоров, аудиторов. По поручению своего клиента банк может в интересах корпорации осуществлять определенные операции с ценными бумагами, валютой.

По уровню специализации различают универсальную и специализированную модели банковской системы. При специализированной модели, которая сложилась в США, Канаде, Японии, банкам до недавнего времени было запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвестированием капиталов. Операции с корпоративными ценными бумагами в таких банковских системах производят специализированные инвестиционные банки. Для преодоления указанных ограничений в этих странах активно создаются банковские холдинги, которые осуществляют операции как на кредитном рынке, так и на рынке капиталов.

В странах Европы (например в Германии, Швейцарии) получила развитие универсальная модель банковской системы, допускающая в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций. Однако это не значит, что универсальные банки подменяют собой фондовую биржу. Традиционная фондовая биржа в этих странах сохраняется. Она носит публично‑правовой характер, что обеспечивает равный доступ к биржевым сделкам широкому кругу предпринимателей.

В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Единство юридических норм и правил не означает унификации банковских организаций с точки зрения их статуса или обслуживаемой ими клиентуры. Оно относится только к их банковским операциям, а не к их организационным формам. Универсальность кредитных организаций означает, что любое из них, располагая необходимыми средствами, может получить разрешение на проведение всех видов операций, соответствующих их статусу. Кроме того, кредитные организации обладают полной свободой в выборе клиентуры, объектов и форм своей деятельности. Даже специализированные организации всегда могут расширить сферу своей деятельности, если выполнят необходимые условия, особенно в отношении объема собственных средств. Универсальная модель банковской системы не исключает наличия в ней специализированных банков. К специализированным банкам относятся ипотечные, инвестиционные, ссудо‑сберегательные, банки финансирования жилищного строительства и др. Они обслуживают узкую сферу банковской деятельности с ограниченным набором конкретных операций. Такие банки часто являются высокоэффективными как с точки зрения самого банка, так и всего общественного производства в целом.

В настоящее время происходят процессы сближения различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как глобализация и дерегулирование. Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и политических процессов за национальные границы и формирование единого экономического и политического пространства. В банковской сфере глобализация сопровождается дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рынков.

Дерегулирование банковской сферы выражается в ликвидации институциональных разграничений между различными видами банковской и - в более широком смысле - финансовой деятельности: коммерческой, инвестиционной, страховой и т. п. В результате банки вынуждены конкурировать одновременно на многих сегментах финансового рынка, причем не только друг с другом, но и с другими финансовыми организациями: страховыми, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами и др. Дерегулирование было вызвано необходимостью повысить эффективность функционирования банковских систем.

Банковская система, как и любая система, должна работать стабильно и эффективно. Стабильность предполагает функционирование банков в соответствии с их целями и задачами. Она нарушается, если у отдельных банков возникают финансовые трудности, перерастающие в банкротство. Ситуацию, когда происходит ряд банковских банкротств и нарушение функционирования всей банковской системы, называют банковским кризисом.

Банковские кризисы наблюдались во всех странах. В период 1940 - 1980‑х гг. по существу не было кризисов банков. В это время банковские системы были стабильны. В середине 1980‑х гг. в США 1/3 строительных сберкасс обанкротилась. В 1988 г. обанкротились все банки Техаса. США заканчивали тысячелетие 200 банкротствами в год. Банковские секторы Финляндии, Норвегии, Швеции понесли значительные потери в конце 1980‑х - начале 1990‑х гг. Правительства этих стран были вынуждены оказать прямую поддержку банкам. В настоящее время глубокий кризис переживает банковская система Японии. Кризис связан с конъюнктурными и структурными факторами: спекулятивным взрывом и последовавшим за ним продолжительным спадом (конъюнктурный фактор), трудностью адаптации к частичной отмене регулирования финансовой системы (структурный фактор). Во Франции банк «Лионский кредит» в середине 1990‑х гг. попал в кризисную ситуацию. Ряд принятых правительством мер, в том числе и частичная национализация, позволили ему вернуться в действующее положение. В других развитых странах с рыночной экономикой в 1980 - 1990‑е гг. также проходили волны банковских банкротств.

Таким образом, банковская система, как и любая другая, имеет тенденцию к нестабильности. Но ее крах наносит гораздо больший ущерб экономике страны, чем, например, автомобильной промышленности. Западные экономисты установили зависимость между эффективностью и стабильностью банковской системы, которая выражается в том, что невозможно иметь максимальную стабильность и максимальную эффективность. При этом последняя в сфере распределения и сбережения капиталов определяется тем, насколько эффективно банки производят передачу сбережений субъектов, располагающих избыточными ресурсами, хозяйствующим субъектам, испытывающим дефицит ресурсов для покрытия расходов на инвестиции. Чем эффективнее банковская система, тем она лучше распределяет капиталы в соответствии с иерархией относительной ставки дохода, существующей в экономике.

К середине 1970‑х гг. эффективность банковских систем в ведущих западных странах оказалась низкой, способы финансирования уже не соответствовали требованиям усложнившихся экономических систем, затраты банковских систем были слишком высоки, они функционировали с завышенными маржами. Как известно, повысить эффективность позволяет конкуренция, открытый и конкурентоспособный рынок капиталов в состоянии обеспечить более высокую эффективность, чем зарегламентированная система.

Исходя из этого, большинство развитых стран Запада решили с 1970‑х гг. повысить конкуренцию внутри своей банковской системы за счет отказа от жестких регламентационных мер, т. е. на основе дерегулирования. Во многих странах были приняты одинаковые меры для развития конкуренции. Суть их заключалась в отмене ограничений ставок процента на целый ряд банковских ресурсов, в разрешении работать в одной и той же сфере деятельности банкам и небанкам. Например, сберкассы во Франции, традиционно специализирующиеся на кредитах на покупку жилья для частных лиц, получили возможность предоставлять другие виды кредитов, в частности кредиты мелким и средним предприятиям. Одновременно банкам было разрешено работать в области кредитования жилья, т. е.

было ликвидировано традиционное разделение областей банковской деятельности. Были отменены количественные ограничения по кредитам, существенно либерализирован, а в последующем отменен валютный контроль. Следствием последней меры стали возросшее международное движение капиталов и усилившаяся конкуренция банков на международном рынке. В таких странах, как Великобритания, Франция, США, иностранные банки предоставляют значительный процент кредитов местным хозяйствующим субъектам. Например, во Франции эта доля составляет 16 - 17 %.

В это же время активно стали использоваться инструменты прямого финансирования, которые до 1970‑х гг. широкое применение находили только в США. Европейские страны начали использовать коммерческие бумаги, депозитные сертификаты, выпускаемые банками для получения ресурсов. Был изменен способ финансирования и управления государственным долгом, введены новые виды облигаций и свободно обращающихся бонн. Финансовые рынки дали возможность развиваться альтернативному банковскому финансированию, что вводило дополнительный элемент конкуренции. Предприятия получили возможность выпускать коммерческие бумаги для привлечения дополнительных инвестиций, что часто является более легким способом, чем получение кредитов в банке. Благодаря альтернативной возможности привлечения дополнительных средств эффективность производства значительно увеличилась, банковская маржа существенно снизилась. Очень часто по крупным кредитам для крупных предприятий маржа была нулевая, потому что банк предпочитал ничего не заработать, но сохранить клиентов.

Глобализация неразрывно связана со значительным прогрессом в информационных технологиях, именно благодаря им она и приобрела столь широкий размах и высокие темпы развития. Постоянное совершенствование в области информационных технологий открывает все новые и новые возможности их применения в банковской отрасли. Если совсем недавно информационные системы использовались преимущественно для автоматизации сбора и обработки банковской информации, реже для обеспечения планирования и контроля в банках, и рассматривались как средство сокращения ручного труда и снижения банковских издержек, то сегодня современные информационные технологии стали основной движущей силой радикальных структурных изменений в банковском бизнесе. Они в полном смысле слова преодолевают пространство и время, открывая банкам круглосуточный выход на любые географические рынки. Но при этом традиционные конкурентные преимущества банков - тесные долговременные контакты с клиентами и развитая филиальная сеть - теряют свое значение. Новое поколение клиентов охотнее пользуется услугами Интернет‑банкинга, чем традиционными каналами, предоставляемыми филиальной сетью. Современные мультимедийные средства в состоянии обеспечить виртуальное интерактивное общение банка с клиентом, которое полностью заменяет личное в филиале. Новые технологии сокращают информационную асимметрию, повышают степень прозрачности рынка, делают более доступной информацию о клиентах, в результате чего банки теряют преимущества эксклюзивных партнеров предприятий. Эти процессы влекут за собой стирание границ между моделями открытого рынка и корпоративного регулирования, происходит взаимопроникновение внешнего и внутреннего корпоративного контроля.

Усиление конкуренции вызывает «давление со стороны издержек», банки постоянно борются за сокращение затрат ради поддержания конкурентных цен на услуги, внедряя схемы контроля издержек и анализа эффективности. Вместе с тем желание соответствовать требованиям времени заставляет их увеличивать расходы на внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, развивать дополнительно к существующей филиальной сети электронные дистрибутивные каналы.

Таким образом, на развитие национальных банковских систем в настоящее время наибольшее воздействие оказывают глобализация и развитие информационных технологий. Однако воздействие этих двух факторов носит противоречивый характер: с одной стороны, они открывают перед банками новые возможности, а с другой - усиливают давление и со стороны старых, традиционных, и со стороны новых конкурентов, требуют нестандарт ных, быстрых решений, затрагивающих стратегию их развития.

Контрольные вопросы

1. Каковы общие принципы построения банковских систем?

2. Чем отличаются функции центрального банка и банков второго уровня?

3. Какие в мировой практике существуют модели взаимоотношений банков с промышленностью? Какова основная модель организации европейских банков?

4. В чем заключается содержание основных тенденций развития современных банковских систем?

5. Какие можно назвать пути повышения эффективности банковских систем?

Виды банков

Развитие банковского дела привело к возникновению большого количества разнообразных банков, но оно продолжает эволюционировать, вызывая к жизни все новые их виды и изменяя формы организации существующих. К тому же банки всегда имели ярко выраженный национальный характер: немецкие банки существенно отличались от банков Великобритании, а те в свою очередь - от французских, последние - от испанских и т. д. Процессы финансовой глобализации, безусловно, приводят к определенному нивелированию национальных особенностей банков, но не устраняют их полностью. Банковское законодательство в странах изменяется очень осторожно, подходы к регулированию банковской деятельности очень консервативны, поскольку резкие колебания в банковской сфере могут подорвать основы доверия к банкам, от которого зависит устойчивость национального банковского сектора. Для того чтобы представить все существующее многообразие видов банков в систематизированном виде, необходимо классифицировать их по различным признакам. Одним их таких признаков является форма собственности на банковский капитал, которая предопределяет в значительной степени организационно‑правовые формы их функционирования.

По форме собственности и организационно‑правовой форме банки делятся на несколько групп:

- акционерные, которые создаются по принципу акционерного общества и, как правило, в целях финансирования конкретных программ;

- неакционерные, которые находятся в собственности индивидуальных собственников или партнеров;

- кооперативные (в США такие банки называют взаимными);

- муниципальные, или коммунальные, принадлежащие местным органам власти;

- государственные;

- смешанные, в которых государство является одним из собственников;

- межгосударственные.

Подавляющее большинство банков в странах с развитой рыночной экономикой организованы в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, они основываются на частной собственности. На ней основаны и такие кредитные учреждения, как банкирские дома, которые по существу являются индивидуальными или семейными частными банками.

Банкирские дома (частные банкиры) - это частные банковские предприятия, которые принадлежат отдельным банкирам или группе банкиров (партнерам), объединенным в товарищества с неограниченной ответственностью. Возникли банкирские дома как предприятия ростовщического капитала. История создания частных (приватных) банков относится к раннему средневековью и насчитывает несколько столетий. В Италии в средние века банкирские дома предоставляли крупные займы республикам и королям. Одним из крупных банкирских домов XVI в. была торговая компания Футгеров. Банкирские дома находятся в собственности партнеров, которые непосредственно осуществляют управление и несут полную материальную ответственность перед своими клиентами, в том числе своим личным имуществом. По традиции большинство клиентов банкирских домов - это частные лица, но в последние десятилетия в их числе стали появляться и иностранные институциональные инвесторы - пенсионные фонды и даже государственные банки. Важнейшими видами операций, которые осуществляют частные банкиры, являются управление имуществом, депозитные, биржевые и сберегательные операции. Частные банкиры очень хорошо знают свою клиентуру. По этому поводу можно вспомнить слова одного из президентов швейцарского приватного банка: «… тот банкир, который никогда не выгуливал собаку своего клиента и не парковал его „Роллс‑Ройс«, не может считаться приватным банкиром».

Банкирские дома в отличие от других банков не публикуют своих балансов, их деятельность протекает скрыто. Об имуществе, которым управляют эти банки, официальных сведений либо нет, либо они труднодоступны. Частные банкирские дома находятся, как правило, в крупных банковских центрах. Обычно таковыми являются старые банки с многолетними традициями, которые в настоящее время работают в одной определенной сфере банковской деятельности, чаще всего на рынке ценных бумаг (эмиссионные и консорциальные сделки), либо в сфере проектного и внешнеторгового финансирования, управления имуществом и т. п. Основной источник ресурсов частных банкирских домов - получение кредитов от других банков. Они, как правило, не имеют филиальной сети, поэтому вклады клиентов‑небанков формируют сравнительно небольшой объем их ресурсов. Процесс концентрации банков с начала XX в. сопровождается сокращением числа и удельного веса банкирских домов. Некоторые из них превратились в акционерные банки, в которых прежним владельцам принадлежит контрольный пакет акций.

Наряду с банками, основанными на частной собственности, в банковской системе есть и государственные кредитные учреждения, а также банковские организации, основанные на кооперативной собственности (на началах взаимной ответственности).

Кооперативные банки - это кредитные организации, основанные на кооперативной собственности их членов. Цель их деятельности заключается не в получении прибыли, а в удовлетворении потребностей членов кредитного кооператива в банковских услугах. Такие банки возникли на основе кредитных кооперативов, которые обслуживали мелких субъектов хозяйствования (торговцев, ремесленников, мелких промышленников, фермеров) и индивидуальных вкладчиков. Ресурсы этих банков могут формироваться как на основе вкладов, так и за счет кредитов крупных коммерческих банков. Кредиты предоставляются преимущественно членам кооперации. Кооперативные банки возникли в середине XIX в., их создание было связано с тем, что действующие банки предоставляли кредиты преимущественно крупным и средним предпринимателям и отказывались финансировать мелкие предприятия в силу их экономической неустойчивости. Поэтому последние попадали в зависимость от ростовщиков, взимавших большие проценты по ссудам. Чтобы избежать этого и получать кредиты на приемлемых условиях, мелкие производители стали объединяться в кредитные кооперативы.

Первые кредитные кооперативы возникли в Германии, а затем в других странах Западной Европы и Азии. Началом развития кооперативного кредитного движения в Германии послужила возникшая в XIX в. идея «помощи самим себе» (hilfe durch selbsthilfe), которая базировалась на принципах солидарной ответственности. Целью создания первых кредитных кооперативов было содействие развитию деятельности ремесленников и фермеров, поскольку при повсеместной индустриализации отдельным частным хозяйствам становилось все труднее получать кредиты на дальнейшее развитие из‑за отсутствия серьезных гарантий возврата средств у ремесленников и фермеров. Вплоть до недавнего времени в Германии существовала трехступенчатая структура организации кооперативной кредитной системы. Верхнюю ступень занимал Немецкий кооперативный банк (Deutsche Genossenshaftsbank - DG‑Bank). На второй ступени находились кооперативные центральные банки регионов, а на нижней, представлявшей локальный уровень, - сами кредитные кооперативы. С середины 1960‑х гг. на рынке банковских услуг Германии кооперативные банки контролируют почти 1/5часть банковского рынка страны, а в сфере инвестиций их доля составляет даже 1/4 часть.

Во Франции кредитные кооперативы существуют в форме народных банков, объединяемых Парижской центральной кассой народных банков. В США действуют фермерские кредитные кооперативы - ассоциации федеральных заемных банков, которые контролируются государственными федеральными заемными банками. В Японии широкое распространение получили сельскохозяйственные, рыболовецкие и городские кредитные кооперативы, объединяемые префектурными федерациями и контролируемые Центральным кооперативным банком сельского хозяйства и лесоводства.

Государственные банки имеют разную специализацию, их деятельность направлена на реализацию определенных государственных программ и решение других задач, имеющих общегосударственное значение. К ним относятся банки реконструкции и развития, экспортно‑импортные, сельскохозяйственные и т. п. Они учреждаются государством для финансирования программ реконструкции экономики и оказания помощи частному сектору со стороны государства. Большую часть своих ресурсов государственные банки получают из государственного бюджета, а также в виде кредитной помощи от зарубежных стран и международных финансово‑кредитных организаций. В их операциях преобладают долгосрочные займы. Они активно проводят гарантийные и поручительские операции. Получение прибыли не является целью этих банков. Вся она направляется на развитие их операций или перечисляется в бюджет. По мере либерализации экономики и уменьшения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь роль государственных банков в развитых странах сокращается. В банковских системах развивающихся стран, как правило, существует значительный государственный сектор, используя который правительства направляют кредитные ресурсы в сферы экономики, имеющие важное социально‑экономическое значение, но куда частный капитал вкладывается неохотно либо из‑за повышенных рисков, либо из‑за низкой рентабельности.

Муниципальные, или коммунальные, банки - это банки, находящиеся в собственности местных органов власти, по обязательствам которых солидарную, или субсидиарную, ответственность несет местный бюджет. Они создаются для кредитования коммунального хозяйства и других местных нужд. Эти банки действуют на принципах самоокупаемости, проводят кредитную политику, согласованную с местными органами власти, но независимы от последних. Однако в случае возникновения у такого банка серьезных финансовых проблем, угрожающих их кредиторам и вкладчикам, местный бюджет приходит к ним на помощь, не допуская банкротства. К данной группе банков можно отнести и публично‑правовые сберегательные кассы. Развитая система таких сберегательных касс характерна для стран Западной Европы. В этих странах государственные сберегательные кассы по объему своих ресурсов активно конкурируют с коммерческими банками. Они дают своим вкладчикам надежную гарантию сохранности вкладов, а их ресурсы используются в соответствии с общественными приоритетами.

В ФРГ общественный характер и публично‑правовая форма организации сберегательных касс обусловили особые взаимоотношения их с общинами тех городов и поселков, где они функционируют. Прежде всего следует обратить внимание на такое понятие, как носитель ответственности публично‑правового учреждения, под которым подразумевается некоторая общность людей, принимающая на себя ответственность за деятельность данного учреждения. В отношении сберкасс такими носителями ответственности выступают общины округа и целевые союзы. Они берут на себя обязанность отвечать по обязательствам сберкасс. Поскольку последние не имеют собственного основного капитала, а лишь создают гарантийные резервы за счет отчислений от суммы превышения доходов над расходами, то при недостаточности этих резервов носители ответственности должны предоставлять в распоряжение сберкасс свой так называемый дотационный капитал. Сберкассы же обязаны отчислять часть годового превышения доходов над расходами в пользу носителей ответственности и, кроме того, предоставлять последним кредиты для обеспечения их нужд. Таким образом, можно говорить о тесной взаимной ответственности и взаимных обязательствах сберкасс и общин, округов, союзов и других образований, для обслуживания которых эти сберкассы созданы.

Получение прибыли не является основной целью публично‑правовых кредитных организаций, например сберкасс. Они работают ради выполнения общественного заказа (достижения цели, установленной обществом). Однако это не означает, что сберкассы не заинтересованы в рентабельности своей деятельности. Прибыль нужна им прежде всего для устойчивого развития своей деятельности, поэтому значительная ее часть отчисляется в резервы.

Развитие процессов глобализации и формирование международного финансового рынка привели к необходимости создания банков на международной основе - межгосударственных банков. Их капиталы формируются за счет взносов отдельных стран и международных (региональных) финансово‑кредитных организаций. Такими банками являются Банк международных расчетов (БМР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др. К ним можно отнести и региональные банки развития: межамериканский, азиатский, африканский. Основная задача этих банков заключается в регулировании процессов международного движения капиталов, способствовании поддержанию платежных балансов и решении проблем внешней задолженности развивающихся стран. В последние годы банки, созданные на международной основе, осуществляют крупные программы кредитной помощи развивающимся странам и странам, находящимся на этапе перехода к рыночной экономике.

Независимо от формы собственности банки по характеру своей деятельности бывают двух типов: универсальные и специализированные. В настоящее время в банковской деятельности преобладает тенденция к универсализации банковской деятельности, т. е. предоставлению широкого спектра разнообразных банковских и финансовых услуг одной кредитной организацией.

Универсальные банки осуществляют все или почти все банковские операции: предоставление кратко - и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных посреднических финансовых услуг и т. д. В Германии, Швейцарии, Австрии и других странах Западной Европы универсальные банки доминируют. Сочетая коммерческую и инвестиционную деятельность, универсальные банки более устойчивы, чем специализированные. Они могут в полной мере использовать преимущества диверсификации своих операций. Очевидно, что и клиентам удобнее иметь дело с одним банком, чем с несколькими специализированными посредниками. Во всех высокоразвитых странах крупные банки, как правило, являются универсальными. Их клиентами в большинстве западных стран являются агенты рыночных отношений - от мелкого вкладчика до крупной компании. Банки универсального типа выполняют, по некоторым оценкам, от 100 до 300 видов операций: ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдачу разнообразных кредитов, покупку ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей в сейфах и др. Большой перечень операций, выполняемых универсальными банками, позволяет им постоянно и неразрывно быть связанными практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса. Благодаря широкому выбору предлагаемых услуг и наличия большого количества клиентов они меньше страдают от колебаний доходности отдельных банковских операций и конъюнктуры сегментов финансового рынка.

Степень универсализации банков зависит от страны, в которой они функционируют. Так, в Великобритании в наибольшей степени универсальными являются клиринговые банки, которые могут осуществлять все виды банковских операций. Клиринговыми они называются и потому, что входят в состав Ассоциации по клиринговым платежным услугам, через которую производится взаимное погашение чеков участников системы. Деятельность клиринговых банков включает предоставление кредитов (кратко‑, средне - и долгосрочных) физическим и юридическим лицам, страхование, оказание услуг по пластиковым карточкам, валютные операции на лондонских валютных ранках по поручению клиента или от собственного имени. Они могут выступать в качестве доверенных лиц по завещаниям, урегулированию финансовых претензий, управлению трастовым имуществом, портфелями ценных бумаг своих клиентов, оказывать им финансовые или консультационные услуги. Наиболее значительной группой английских банков являются шесть лондонских клиринговых банков (London Clearing Banks), среди которых выделяется «большая четверка»: «Барклейз Бэнк» (Barclays Bank), «Нэшил Вестминстр Бэнк» (National Westminster Bank), «Мидлэнд Бэнк» (Midland Bank)[В настоящее время этот банк принадлежит банку «Гонконг и Шанхай».], «Ллойдз Бэнк» (Lloyds Bank). Особый статус в Великобритании имеют шотландские банки.

Наряду с универсализацией идет процесс специализации банков, выделение их новых видов. Специализированный банк осуществляет один или только несколько видов банковской деятельности. Еще в период индустриализации в разных странах (XVIII - XX вв.) создавались банки, клиентуру которых в основном составляли предприятия и их владельцы. Некоторые из них сразу стали специализироваться на долевом участии, покупке выпущенных предприятиями облигаций или предоставлении долгосрочных займов, рефинансируя самих себя выпуском акций и облигаций. Другие, наоборот, специализировались на краткосрочных кредитах и, в частности, на учете векселей, банковском акцепте и краткосрочных кредитах, финансируемых из депозитных средств. Некоторые занимались двумя видами деятельности сразу, что привело большинство из них к разорению во время циклических кризисов XIX - XX вв. Именно вследствие этих разорений в некоторых странах появилась специализация банков, деление на коммерческие и инвестиционные, или банки долгосрочных кредитов.

В зависимости от выбранного признака различают функциональную, отраслевую, территориальную и технологическую специализации, а также бизнес‑специализацию.

Следует отметить, что в некоторых странах до недавнего времени универсальных банков не было, существовали только специализированные. Их специализация была закреплена законодательно, причем банки могли специализироваться на одной или немногих видах банковских операций, т. е. законодательство закрепляло функциональную специализацию банков. К странам, где принцип специализации банков был законодательно утвержден, относятся США, Япония, Канада.

В США типичными специализированными банками считаются коммерческие и инвестиционные банки.

Наши рекомендации