Абсолютные и относительные показатели

Количество показателей, характеризующих результаты деятельности фирмы, очень велико. Поэтому сравнение этих показателей в динамике дает более реальную картину. Полезно сравнивать также показатели конкретной фирмы с показателями аналогичных фирм или с отраслевыми показателями - средними или общими.

Анализируемые показатели делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные данные характеризуют масштаб операций фирмы, ее производственный потенциал, итоги производственной и сбытовой деятельности и др. Они содержатся в оперативной и финансовой отчетности фирмы: объемы продаж, итоги баланса, прибыль и другие показатели.

Относительные данные - это коэффициенты, дающие соотношения, полученные расчетным путем или соотнесением абсолютных показателей.

Группы абсолютных и относительных показателей характеризуют:

· экономический потенциал фирмы;

· эффективность ее деятельности;

· конкурентоспособность;

· финансовое положение фирмы.

Рассмотрим эти группы.

Показатели экономического потенциала зарубежной фирмы: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, капиталовложения, собственный и заемный капитал, капитализированная прибыль, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, общее количество занятых.

Эти показатели (в отдельности или совокупности) в количественном или стоимостном выражении характеризуют материально-производственную базу фирмы, результаты ее финансовой деятельности, масштаб операций фирмы и т.д.

Например, масштабы операций фирмы характеризуются такими показателями, как объем продаж, активы, собственный капитал, число занятых. Сами по себе эти показатели мало о чем говорят. Все зависит от сферы деятельности фирмы. Для фирмы, выпускающей, например, спички, объём продаж в 50 млн. денежных единиц будет весомым, для металлургической фирмы - небольшим. Сравнивать нужно с аналогичными показателями других фирм данной отрасли или страны. Таким образом, можно судить о масштабах операций фирмы, о ее солидности. Во многих странах публикуются списки крупнейших фирм, что способствует успешности проведения таких оценок.

Производственная база характеризует промышленный потенциал фирмы, возможность производить продукцию в нужных количествах и в необходимые сроки. Масштаб операций дает представление о размерах производственной базы и все это может дать стоимостную оценку произведенной и реализованной продукции (объем продаж), оборотных и необоротных активов (итог баланса), стоимость используемых в процессе производства машин и оборудования, что характеризует основной капитал.

Основной капитал - важнейший показатель производственного потенциала фирмы. В балансах фирм он обычно отражается одной строкой, что затрудняет анализ его структуры. Но в примечаниях к балансу эта статья разбивается на отдельные составляющие (например, земля, здания и сооружения, машины и оборудование, арендованное имущество и строящиеся предприятия, месторождения полезных ископаемых). Если из суммы, составляющей основной капитал, вычесть амортизационные отчисления, получим реальный основной капитал.

К основным показателям производственной базы промышленных фирм относятся количество и мощности отдельных производственных предприятий. У крупных фирм количество предприятий может достигать нескольких десятков. Так, например, у компании “Дженерал электрик” их более 300; расположены они как в США, так и в других странах.

Крупные фирмы в своих годовых отчетах производственные мощности отдельных предприятий обычно не указывают, а приводят количество заводов, выпускающих определенный вид продукции. Узкоспециализированные фирмы, наоборот, дают сведения о производственных мощностях. Подробные данные об отдельных предприятиях можно найти в периодической печати, специализированных журналах, рекламных проспектах и других материалах фирмы.

Характеристика производственной базы фирмы содержит также сведения о наличии сырьевой базы, собственных источников энергии, сбытовой сети и средств транспорта, центров технического обслуживания и т.д. Если компания арендует транспортные средства, производственные мощности и оборудование или крупные фирмы пользуются услугами мелких и средних фирм для производства отдельных деталей, узлов и других комплектующих, технического или сервисного обслуживания, то по существу их производственная база увеличивается за счет обслуживающих их формально самостоятельных фирм.

Важный показатель, характеризующий производственный потенциал фирмы, - количество произведенной продукции и доля этой продукции в производстве подобной продукции в стране и в мире. Эти данные можно получить из отчетов фирм, статистических сборников, периодической печати, справок швейцарских банков и т.д.

Объем капиталовложений также относится к показателям производственного потенциала фирмы. Направление капиталовложений характеризует ее производственную политику. Естественно, что руководство фирмы стремится инвестировать капиталы в наиболее перспективные, с его точки зрения, виды производственной деятельности.

Научно-исследовательская база фирмы, как и научно-исследовательский потенциал в целом, в условиях острой конкуренции приобретает все более важное значение. Желая не только выжить, но и первенствовать в конкурентной борьбе, фирмы стремятся внедрять передовые достижения научно-технического прогресса, разрабатывать новую технологию и новые виды продукции, интенсивно вести поиск новых направлений и сфер приложения капитала, формировать новые рынки сбыта. Фирмы считают целесообразным выделять на эти цели значительные средства.

Показатели эффективности деятельности зарубежной фирмы - это абсолютные и относительные данные. Основной из них - прибыль - конечная цель и основной критерий деятельности зарубежной фирмы.

Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистой продажной ценой и чистыми затратами) и системы мер по реализации. Валовая прибыль обеспечивает:

· покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);

· погашение всех долгов и займов;

· выплату отчислений в пенсионный фонд;

· уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования;

· замену основных средств при их износе;

· повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены;

· увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;

· выплату дивидендов.

Только после того как будут удовлетворены все эти требования, оставшуюся часть прибыли можно снова вложить в производство в целях дальнейшего расширения фирмы.

Каждая фирма должна постоянно получать некоторую минимальную сумму валовой прибыли лишь для того, чтобы ее владельцы могли выжить.

Стоимость или объем продукции, которую необходимо реализовать, чтобы получить достаточную валовую прибыль, оставшуюся после удовлетворения прочих требований, называют критическим объемом продаж.

На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности.

Другой важный показатель эффективности - объем продаж, который отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:

- отношение объема продаж к активам;

- отношение объема продаж к основному капиталу;

- отношение объема продаж к оборотному капиталу;

- отношение объема продаж к материально-производственным запасам;

- доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;

- отношение объема продаж к общему количеству занятых.

Показатели, характеризующие фирму, необходимо анализировать в динамике, в сравнении. Так, например, прибыль может по годам увеличиваться или уменьшаться. Могут быть убыточные годы. Известный менеджер Ли Якокка отмечает, что автомобильная корпорация "Крайслер" в течение 1978 - 1981 г.г. терпела убытки, а затем по показателям эффективности стала значительно опережать своих главных конкурентов "Дженерал моторс" и "Форд моторс". Увеличение или уменьшение объема продаж нельзя однозначно рассматривать как повышение или снижение эффективности деятельности фирмы. Необходимо проанализировать причины происшедшего. В каждом случае причины могут быть разными, например, продажа активов, поглощения, слияния и другие организационные мероприятия

Наши рекомендации