Сущность и признаки государственных финансов
Введение.
Сущность, цели и общее социальное назначение любого государства сводятся к управлению конкретным обществом. На практике они выражаются в комплексе взаимосвязанных функций государства, важнейшими среди которых являются: управление обществом, обеспечение правопорядка и безопасности общества; обеспечение социального развития; экономическое воздействие. При этом экономическая функция государства может рассматриваться двояко: в узком и широком смысле. В узком смысле экономическая функция возникла, по существу, в Х1Х веке и означает непосредственное влияние государства на экономический сектор, предполагающее государственное участие в производстве и реализации товаров и услуг. В широком смысле она означает экономический механизм реализации всех функций государства, и прежде всего финансовое обеспечение управления, правопорядка, обороны, проведение социально-культурных мероприятий.
Основу экономической роли государства в условиях рыночной экономики составляют государственные финансы. Главное их назначение – финансовое обеспечение эффективной реализации общих и частных государственных функций. Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель контрольной работы – исследовать сущность государственных (публичных) финансов и раскрыть их основные функции.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и признаки государственных (публичных) финансов;
- рассмотреть основные источники формирования государственных публичных финансов;
- раскрыть основные функции государственных (публичных) финансов;
- определить основные направления расходования публичных финансов;
- исследовать процесс контроля за государственными (публичными) финансами.
При написании курсовой работы использован ряд нормативных и законодательных актов, учебная литература, а также периодические издания.
Данная тема исследуется такими отечественными авторами как: Нешитой А.С, Янин О.Е.; Ермилов В.Г., Шемякина О.В., Пасюков В.Г.
Глава 1. Сущность и признаки государственных (публичных) финансов
Сущность и признаки государственных финансов
Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Финансы прямо и непосредственно связаны с функционированием денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства, рычаг, с помощью которого оно оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Из этого можно сказать, что под государственными финансами как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны[7].
Термин "финансы" произошёл от латинского слова financia, означающего доход, платёж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в 13 – 15 вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина "финансы" появилось в условиях регулярных товарно – денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно – денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства [1].
Каждой общественной формации и, соответственно, государству в этой формации отвечает определённое финансовое устройство. Различие финансов разных общественно – экономических формаций обусловлено следующими причинами:
Всякой общественной формации соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы учитывают отношения распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.
В любой общественно – экономической формации финансы подчиняются целям и задачам государства, защищающим интересы господствующего класса.
Новый способ производства порождает новую систему хозяйственных отношений. Так, если рабовладельческой и феодальной формациям соответствовали натуральные отношения, то и формирование доходов государства носило преимущественно натуральный характер. Капиталистическое хозяйство является товарно – денежным. Соответственно и формирование доходов государства осуществляется в денежной форме.
Если государство как орган управления служит задаче воспроизводства сложившихся производственных отношений и классового строя, то этим же задачам служат и финансы.
Опыт 20 века учит, что: не бывает государства с чётким делением на классы; в одно и тоже историческое время существуют государства с разным общественным устройством; переход от одной общественно – исторической формации к другой может продолжаться веками; возможен экспорт не только технологии и общественного устройства, но и финансов.
Важно понять, что финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общества на товарно – денежные отношения. Но даже в этом случае сохраняются методы покрытия потребностей государства, не носящие денежного характера. Классический пример – всеобщая воинская обязанность. Исторический характер финансов позволяет сделать вывод, что любое государство создаёт систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако источники образования фондов всегда ограничены, и ни одно правительство не может изобрести новых источников дохода для покрытия своих нужд. Речь идёт не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами всегда выступают имущество и доход.
Финансовая наука активно развивалась в учениях западных экономистов, однако для нас важно рассмотреть генезис содержания понятия "финансы" в отечественной литературе.
Первым русским автором сочинения в области финансов был Иван Семенович Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества, за отмену института мытарей.
С XVII века до нас дошли работы Юрия Крижанича и Григория Котошихина. Юрий Крижанич свои взгляды на совершенствование финансовой системы России изложил в ряде работ, главной из которой является "Разговоры об владетельству" (более известное название этой работы "Политика"). Крижанич в своей работе широко использует рассуждения и высказывания европейских авторов по экономическим и финансовым вопросам и "привязывает" их к потребностям России. Основное внимание он обращает на различные способы обогащения государства, которые делит на две группы – "правильные" и "неправильные" способы обогащения, подчеркивая, что эти способы давно известны в мире и новых придумать нельзя. Прогрессивность взглядов Крижанича выражается в том, что к нечестным, несправедливым способам обогащения государства он относит доходы от кабаков, от порчи монеты, от репрессий при взимании недоимок ("выдирание нещадно"), от государственных монополий. Он разъясняет вред каждой из перечисленных мер, критикует основы доходной системы в современной ему России. Крижанич предлагает для обогащения государства развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство. Если народ будет беден, государство не может быть богатым. Увеличение доходов казны за счет обеднения населения приводит, по Крижаничу, в итоге к обеднению государства. Прогрессивны и идеи Крижанича о необходимости сохранения числа государственных служащих (при одновременном увеличении им зарплаты).
К XVIII веку относится появление термина "финансы". В русском языке этот термин, позаимствованный из французского языка, полтора века соседствовал с термином "казна". В научный обиход термин "финансы" ввел первый русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий. В его работе "О Узаконении финанском" дано первое в отечественной науке определение финансов: "Финансы... имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобностям доходов". Свой анализ финансовой системы С. Десницкий начинает с государственных расходов, подчеркивая, что без расходов государство вообще не может существовать. Он делит их на четыре группы:
Расходы на содержание органов управления, под которыми
С. Десницкий понимает расходы на содержание двора. Расходы на поддержание внутреннего порядка – полиция, суд и т.п.
Расходы на общественные нужды – строительство городов, дорог, каналов, на нужды просвещения и "призрения", на науку и художественные промыслы
Расходы на охрану государства от внешних нападений. С. Десницкий подчеркивает, что это основной расход Русского государства.
Сюда включаются затраты на содержание армии, строительство оборонительных сооружений, создание запасов.
Автором наиболее фундаментального труда по теории финансов в отечественной финансовой науке был профессор Санкт-Петербургского университета В. Лебедев, опубликовавший свою работу "Финансовое право" в 1882–1885 годах. Ценность труда В. Лебедева заключается прежде всего в анализе развития финансовой системы и финансовой науки практически за весь обозримый период истории человеческого общества. В. Лебедев относит к финансам не только денежные доходы государства, но и натуральные налоги, личные повинности.
Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечение источниками финансирования реализации государственных функций. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества[5, c. 25].
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы Российской Федерации и являются ее главным звеном.
Финансы как экономическая категорию зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи финансов микроуровня и макроуровня. К финансам макроуровня относят федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуется их оптимальная организация. Поэтому важными методологическими факторами являются:
1) Определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющие выявить направления воздействия финансов на развитие общества и выработать критерии их функционирования;
2) Государственные и муниципальные финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Аналдиз поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля заходом их выполнения. Эту информацию можно найти:
а) в оперативной и статистической отчетности;
б) в договорах и соглашениях;
в) расчетных документах и т.п.
3) Государственные и муниципальные финансы должны иметь целевую ориентацию, так как они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества.
Основными звеньями системы государственных финансов является государственный бюджет, государственные предприятия, государственный кредит и внебюджетные фонды.
Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные отношения органов власти различных уровней.
Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 – 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
2008: доходы – 6644,4 млрд руб.; расходы – 6570,3 млрд руб.
2009: доходы – 7465,4 млрд руб.; расходы – 7451,2 млрд руб.
2010: доходы – 8090,0 млрд руб.; расходы – 8090,0 млрд руб.
13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2011: доходы – 10 303, 4 млрд. руб.; расходы – 11 022, 5 млрд. руб.
2012: доходы – 9 503, 5 млрд. руб.; расходы – 11 237, 9 млрд. руб.
2013: доходы – 10 379, 9 млрд. руб.; расходы – 12 175, 6 млрд. руб.
Как экономическая категория финансы обладают функциями. Функция любой экономической категории проявляет её сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять.
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы – это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся – государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.[10, c. 200].
Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности [12, c. 93].