Определение и сущность денег

Введение

В настоящее время товар – одна из важнейших категорий рынка. Товарная форма благ – это явление историческое. Первым в истории было нетоварное производство (натуральное хозяйство), которое объективно трансформируется в товарное производство и существует вместе с ним. С древних времен человек производит предметы для своего потребления, называемые продуктами, не товарами. Однако с развитием отношений между людьми появляется обмен, т.е. продукт начинает использоваться для обмена. Так появляется понятие товар. С развитием капиталистического производства товар становится всеобщей формой продукта.

Деньги играют огромную роль в жизни страны, актуальность этой темы неоспорима. Это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта. Четкого, признаваемого всеми определения понятия «деньги» не существует. К. Маркс определял деньги как особый, общественно-признанный товар всеобщий эквивалент.

Объектом данной работы является: товар и деньги.

Цель работы – дать определения понятиям «товар», «деньги» ознакомиться с их происхождением, изложить основные свойства, функции, разновидности и классификацию.

Задача работы:

- значение слова «товар» в экономике;

- основные свойства товаров;

- классификация товаров;

- раскрыть содержание и сущность категории денег;

-рассказать об их происхождении;

-выделить основные функции и виды.

Глава 1. Товар

Определение и сущность товара

Существует множество определений понятию товар. Вот несколько из них:

v Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.

v Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. [3, c.143]

v Товар подразумевает любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи. [1, c.22]

v Товар- 1)продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями [2, c.178]

Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.

Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.

В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.

В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете она создается для удовлетворения каких-то потребностей.

Отличительным признаком товара являются отношения в виде купли-продажи. Обмен характеризуется возмездностью и эквивалентностью, что означает, передачу товара из рук его собственником в руки другого в ответ на обратную передачу его заменителя, при этом заменитель должен быть равноценным данному товару.

Свойства товаров

Товар обладает двумя основными свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) способностью к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный. Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления, другие – косвенно, посредственно как средство производства. Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеет три формы проявления:

а) количество;

б) натуральная форма;

в) качество.

Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Следует отличать потребительную стоимость и потребительскую стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.

1. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей. А товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью. [3, с.143]

2. Потребительная стоимость товара к непосредственному производителю переходит только посредством обмена.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.[3,с.144]

Классификация товаров

В современных рыночных условиях фирмы вынуждены разрабатывать различные товарные классификации на основе присущих этим товарам характеристик.

Исходя из целей применения, все товары можно разделить на две группы - товары промышленного назначения и товары народного потребления.

Товары промышленного назначения Товары народного потребления
классифицируют по степени участия их в процессе производства классифицируют на основе покупательских привычек потребителей

Исследование рынка товаров народного потребления проводится с целью определения ёмкости и характера рынка, географического размещения потенциального потребителя, структуры и степени монополизации рынка, влияния торгово-политических и экономико-географических факторов на долгосрочные тенденции развития рынка. Для того чтобы выявить товары наибольшего спроса и местонахождение потребителей применяются следующие классификации:

по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:

- товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование;

- товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования;

- услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.

На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на:

а) товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Такие товары можно дополнительно подразделить на:

- основные товары постоянного спроса, то есть те товары, которые люди покупают постоянно;

-товары импульсивной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти никогда их специально не ищут;

-товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них; производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.

б) товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Товары предварительного выбора могут быть дополнительно подразделены на:

-схожие - рассматриваются покупателем как изделия, одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке;

- несхожие -рассматриваются потребителем относительно их свойств в большей степени, нежели относительно цены.

в) товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия;

г) товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке.

Глава 2. Деньги

Определение и сущность денег

Существует множество определений понятию деньги, вот несколько из них:

Деньги - это особый, общественно признанный товар- всеобщий эквивалент. [2, c.95]

Деньги – это товар, который непосредственно или через своих заместителей служит для измерения стоимостей других товаров и обеспечивает их обращение, т.е. перемещение между участниками рынка. [5, с.87]

Сущность денег – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его разнообразных свойств и отношений. Она как внутреннее содержание предмета имеет внешнее проявление. Сущность денег раскрывается через формы её проявления, а именно через функции денег.[4, с.3]

Деньги это самый главный объект финансовых отношений. Причина такого положения кроется в самой природе денег, т.е. в том что они представляют собой нечто общее (стоимость, капитал) для всех участников рынка, признаваемое всеми за всеобщую пользу, или всеобщее «благо» и потому без затруднений перемещаемое между ними на рыночных условиях в силу экономических или социальных интересов.[5, c.84]

Понятие денег существует в трех аспектах: как обыденное представление, как юридическое понятие и как экономическое понятие.

Представление о деньгах. Любой современный человек знает, что такое деньги и в чем состоит их польза, из своего практического опыта, подобно тому как он знает свой родной язык и умеет его использовать. На определенное количество денег можно купить товар, заплатить за работу или услугу, уплатить в виде налога государству. Деньги можно копить, давать взаймы или дарить и т.д.

Юридическая сущность денег. Юридическое определение денег следующее: деньги - это вещь, которая является законным платежным средством, обязательным к приему по номиналу на всей территории данного государства. [5, c.84]

Экономическое понимание денег. Экономическое понимание денег состоит в том, что деньги рассматриваются не просто как вещь, а как носитель каких-то отношений между участниками рынка. [5, c.85]

Происхождение денег

Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги, будет таким: «Деньги — это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги».

В прошлом многие вещи использовались как деньги – ракушки, слоновая кость, соль и т.д. Но такой ответ носит ненаучный характер.

 

Существуют различные научные концепции возникновения и сущности денег, в том числе рационалистическая и эволюционная.
Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраз­дельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективный пси­хологический подход к происхождению денег присутствует во взгля­дах и многих современных буржуазных экономистов. Так, П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную соци­альную условность. Американский экономист Дж. К. Гэлбрейт счи­тает, что закрепление денежных функций за благородными метал­лами и другими предметами — продукт соглашения между людьми. Таким образом, деньги — это продукт соглашения между людьми.
Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль де­нег и специальной функцией которого является выполнение роли всеобщего эквивалента. Такую концепцию разделяют и неокласси­ческая, и марксистская школы.
Согласно марксизму, чтобы понять сущность денег, необходи­мо проследить историческое развитие форм стоимости. Известны четыре формы: простая, или случайная; полная или развернутая, всеобщая и денежная.

На ранней стадии развития человеческого общества товарный обмен носил случайный, эпизодический характер. Ему соответство­вала простая или случайная форма стоимости. В этом случае товар выражает свою стоимость в другом товаре, следовательно находится в относительной форме стоимос­ти.

Полная, или развернутая, форма стоимости отражает более вы­сокую ступень развития обмена, когда к одному какому-либо това­ру приравниваются другие товары.

Всеобщая форма стоимости характеризуется тем, что все товары начинают обмениваться на один товар, который играет роль всеоб­щего эквивалента — средства выражения стоимости всего товарно­го мира. В разных местах роль всеобщего эквивалента выполняли разные товары: и скот, и меха (в России — куны), и соль, и ян­тарь, и ракушки и т.п.

Функции и виды денег

Деньги выполняют следующие пять функций, это мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Мера стоимостиформируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки до ее завершения

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.

Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению.

Мировые деньги используются в международных расчетах. [6, c.309]

Виды денег:

1. Действительные деньги (выражены золотом, серебром или другими драгоценными металлами) — это деньги, номинал которых соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены.

2. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.

Товарные деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. [5, c.87]

Обеспеченные деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определённого товара или товарных денег, например, на золото или серебро.

Фиатные— деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом.

Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. [5, c.92]

Заключение

Цель и задачи, поставленные в реферате, выполнены. Исследованы понятия «товар» и «деньги» из нескольких источников, раскрыты их сущности, рассмотрены свойства, виды, классификации и функции.

Итак, можно сделать вывод по первой главе, что товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Он обладает двумя основными свойствами, во- первых способность удовлетворять какую – либо человеческую потребность, во-вторых способность к обмену. Именно товар возложил начало обмену.

Подводя итоги по второй главе, можно констатировать следующее: деньги – это специфический товар, который является всеобщим эквивалентом и является законным платежным средством, средством выражения стоимости товаров. Выделяют пять основных функций денег это мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

После проведенной работы можно с уверенностью сказать, что деньги являются главным аспектом цивилизованной жизни.

Использованная литература:

1.Под редакцией доктора экономических наук, профессора Соколовой О.В. Финансы и кредит/О.В. Соколова- Москва МАГИСТР ИНФРА-М 2015г.

2. Пушкарева, В.М. Экономический словарь / В.М. Пушкарева- Москва Вузовский учебник ИНФРА-М 2014г.

3. Учебник под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория-Москва ИНФРА-М 2011

4. В. В. Асаул, А. В. Дементьев, Д. К. Молчанов Финансы, денежное обращение и кредит/Учебное пособие Санкт-Петербург 2010г.

5. Галанов А.В. Финансы, денежное обращение и кредит / А.В. Галанов-Москва 2009г.

6. Балашов А.И., Тертышний С.А., Учебник –Экономика – Москва Магистр ИНФРА-М 2015г.

Наши рекомендации