Функции центральных банков
Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование функций центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.
Функция происходит от латинского слова «functio» - исполнение, деятельность, поэтому в самом широком смысле оно означает обязанность, круг деятельности, назначение. Любые обязанности, любая деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры и задач, стоящих перед ней. В связи с этим целесообразно сначала четко сформулировать цель функционирования центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти к вопросу о его функциях. Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.
Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей. Во‑первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во‑вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово‑промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает центральный банк «банком банков‑» и главным расчетным центром страны.
В‑третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства. В‑четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно‑кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.
Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций.
Эмиссионная функция.Старейшая функция центрального банка - функция монопольной эмиссии банкнот. Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банкнот, т. е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Под эмиссией центрального банка понимается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты, как уже излагалось, составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Для выполнения эмиссионной функции в каждом центральном банке есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно‑кассовую работу. В их ведении находится типография, печатающая банкноты.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что законодательно эмиссионная монополия закрепляется за центральным банком как представителем государства только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет. О монополии на безналичную эмиссию речь не идет. Однако когда говорят об эмиссии, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств для увеличения совокупного денежного оборота. Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно‑ссудной эмиссии. Как уже излагалось, коммерческие банки могут «создавать депозиты» и, следовательно, денежную массу в процессе депозитно‑ссудной эмиссии. Но если коммерческие банки «создают деньги» для развития своих операций, то центральный банк делает это в целях либо регулирования ликвидности банковской системы, либо поддержания курса национальной валюты (путем покупки иностранной), либо для финансирования бюджетного дефицита (на основе кредитования правительства или покупки его долговых обязательств).
Банкноты центрального банка являются неограниченно законным платежным средством, и нет других структур, которые бы заменили его в этом качестве и выпускали банкноты как безусловное средство платежа и погашения любых долговых обязательств внутри страны. Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у последнего монеты по номиналу, а разница между номиналом и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные центральным банком монеты идут в обращение вместе с банкнот ами. Практически не осталось развитых стран (кроме Бельгии и США), где сохраняется даже формальное деление на казначейские и банковские билеты. В Великобритании, например, оно было отменено 60 лет назад.
На банкнот ах большинства стран не указывается, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами центрального банка, но это отражается в публикуемых ими балансах. Обеспечением выступает актив центрального банка, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг и кредиты банкам под залог ценных бумаг. В отдельных странах вопрос обеспечения банкнот ной эмиссии решается по‑разному, но он всегда имеет юридическую основу. Нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, косвенные пределы бумажной эмиссии. Уникальные методы ограничения банкнот ной эмиссии использует Швейцария, центральный банк которой может выпускать банкноты под ценные бумаги с оставшимся сроком погашения не более двух лет. Иными словами, обеспечивать эмиссию может масса краткосрочных облигаций государства и корпораций. Швейцарский порядок банкнот ной эмиссии был бы обычным, если бы федерация и кантоны по закону не были бы обязаны финансировать бюджетный дефицит преимущественно на долгосрочной основе, а особенности налогообложения доходов по ценным бумагам не обусловливали бы очевидную невыгодность выпуска краткосрочных ценных бумаг частными институтами. Таким тонким косвенным механизмом и ограничивается размер банкнот ной эмиссии в этой стране.
Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны. Только в Великобритании сделано исключение для Шотландии и Северной Ирландии. В Объединенном Королевстве крупнейшие коммерческие банки Шотландии и Северной Ирландии уполномочены осуществлять денежную эмиссию, но при этом выпускаемые ими банкноты должны на 100 % быть обеспечены депонированными в Банке Англии денежными средствами или его банкнот ами. Некоторые особенности осуществления эмиссии имеются и в США. Федеральные резервные банки, входящие в Федеральную резервную систему США, имеют право выпускать новые банкноты и изымать из обращения изношенные денежные знаки.
Функция управления золотовалютными резервами.По традиции центральный банк является их хранителем в стране, выполняет функцию управления золотовалютными резервами. В период золотого стандарт а последняя была неразрывно связана с эмиссионной функцией центрального банка. Колебания золотых резервов зависели от состояния платежного баланса и непосредственно отражались на количестве денег, выпускаемых в обращение. После отмены золотого стандарт а связь золотовалютных резервов с эмиссией денег существенно уменьшилась. В настоящее время официальный золотой резерв служит в качестве резервного актива и гарантийно‑страхового фонда в международных расчетах. Центральные банки сосредоточивают у себя большие запасы золота. В ряде стран ими распоряжается министерство финансов, при этом банк осуществляет технические операции с золотом. Кроме золота, в центральных банках сосредоточены и запасы валюты. Это могут быть доллары США, фунты стерлингов, японские йены, в последние годы - евро и др. Во многих европейских странах (Австрии, Великобритании, ФРГ и др.) центральный банк наделен монопольным правом управления валютными резервами для обеспечения стабильности национальной денежной единицы на международных рынках. Золотовалютные резервы используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты и других целей.
Функция «банка банков».Центральный банк непосредственно не работает с юридическими и физическими лицами. Его клиенты - коммерческие банки. Являясь «банком банков‑», центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, служит расчетным центром банковской системы и предоставляет ей кредиты, в некоторых странах выступает органом банковского регулирования и надзора. Как расчетный центр банковской системы центральный банк выполняет функции регулирующего органа платежной системы страны, он координирует организацию расчетных систем. Во многих странах центральный банк и его территориальные подразделения выполняют функции национального клирингового центра, осуществляющего расчеты на национальном уровне и с зарубежными банками.
В Германии функционирует общенациональная система безналичных расчетов через расчетные центры Федерального немецкого банка. Они проводят расчеты по всем платежным документам. Для осуществления расчетов коммерческие банки представляют к установленному сроку и по утвержденной форме расчетные документы в отделения Бундесбанка, которые открывают для этих операций соответствующие жиросчета (зачетные счета). Последние должны быть всегда выровнены в расчетном центре. Если у какого‑либо банка нет средств для покрытия дебетового сальдо, то к нему применяются соответствующие санкции. С помощью данной системы расчетов Бундесбанк, с одной стороны, производит быстрый зачет взаимных требований и обязательств, а с другой, осуществляет контроль ликвидности коммерческих банков. Проведение платежей в системе Бундесбанка весьма выгодно коммерческим банкам в связи с упрощенной инкассацией расчетных документов и ускоренным получением платежей по ним.
В Германии существует льготная для коммерческих банков система расчетов, получившая название упрощенной инкассации чеков и поручений Бундесбанком. В рамках данной системы Федеральный немецкий банк инкассирует без взимания сборов все чеки и инкассовые поручения, выраженные в немецких марках, для кредитных организаций, имеющих у него жиросчет. При этом инкассируются только расчетные чеки, полностью отвечающие предписанным нормам и содержащие данные о банке‑плательщике. Лицевая сторона указанного чека кроссирована надписью «только для перечисления», и банк‑плательщик не вправе оплатить его наличными, а должен кредитовать соответствующий суммой счет получателя. Любое перечеркивание такой надписи не принимается во внимание. На следующий день Бундесбанком кредитуются причитающиеся суммы с пометкой «при условии получения», которая является для него гарантийной оговоркой. Со своей стороны центральный банк может получить соответствующие платежи лишь спустя некоторое время. Разница между кредитованием счета коммерческого банка и поступлением денег в Бундесбанк составляет до пяти дней. В качестве обеспечения на случай неплатежа в распоряжении центрального банка имеются минимальные резервы коммерческих банков. Данная система расчетов дает возможность Бундесбанку контролировать уровень ликвидности коммерческих банков.
В США функцией ФРС является проведение платежей через общенациональную систему безналичных расчетов. Высшим органом США, ведающим вопросами безналичных расчетов в масштабе всей страны, выступает специальный межокружной расчетный фонд, находящийся в Вашингтоне. Каждый банк, имеющий федеральный чартер (банк национального значения, входящий в ФРС), является пайщиком фонда и имеет в нем свой счет, через который проводит расчеты с другими банками. Ежедневно на основе отчета каждого федерального банка о чеках, поступивших в течение дня и требующих инкассирования, в каждом из прочих федеральных округов производятся соответствующие расчеты. Через этот фонд Совет управляющих ФРС осуществляет телеграфный перевод денежных средств по счетам федеральных банков. В конце делового дня каждый федеральный банк сообщает в Совет управляющих ФРС в Вашингтоне сумму своей задолженности другим федеральным банкам, образовавшейся в результате деловых операций текущего дня. На основе полученных данных Совет управляющих ФРС делает соответствующий перерасчет и перевод средств по счетам федеральных банков. В результате этого изменяется величина резервов указанных банков и оказывается определенное воздействие на кредитную деятельность каждого звена ФРС.
Если в коммерческий банк - участник ФРС поступает чек, выписанный на другой коммерческий банк, то предъявитель такового немедленно получает указанную сумму от ФРС; со счета же банка‑плательщика она списывается через несколько дней. В результате образуется так называемый флоут - бесплатный кредит, фактически предоставляемый коммерческими банками по линии ФРС при обслуживании чекового обращения. Первоначально ФРС оказывала услуги бесплатно, но федеральное законодательство, разработанное в 1980 г., потребовало взимания платы почти за все ее услуги. Этот шаг был сделан для усиления конкурентной борьбы в сфере финансовых услуг, а также получения дополнительных доходов в целях компенсации растущих операционных расходов. Учитывая это, ФРС ввела плату также и за флоут.
Банк Англии в отличие от многих других центральных банков не является расчетным центром страны. Основу платежной системы Великобритании составляют клиринговые банки. Особенность клиринговых банков заключается в том, что все они активно работают в системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными банками и другими финансовыми организациями могут осуществляться только через клиринговые банки.
Использование центральными банками механизма межбанковских расчетов в немалой степени способствует самонастройке и саморегулированию, иными словами, автоматическому действию денежно‑кредитных рычагов, влияющих на показатели деятельности коммерческих банков, а за счет этого и на состояние денежного оборота страны.
Предоставляя кредиты национальным банкам, центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Эту роль он может выполнять благодаря тому, что его эмиссионная деятельность, а также концентрация им резервов коммерческих банков, официальных золотовалютных резервов создает базу для расширения кредитных операций и повышения уровня ликвидности банков. Роль центральных банков как кредиторов последней инстанции особенно возрастает в периоды кризисов и кредитных затруднений. Своевременное предоставление кредитов национальным коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств.
Центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов. Характер осуществления центральным банком банковского надзора в разных странах имеет существенные особенности, но везде он играет важную роль в функционировании банковской системы страны. Надзорная функция в ряде стран осуществляется исключительно центральным банком (Италия, Россия, Австрия). В Германии, США, Франции, Швейцарии эту работу последний ведет совместно с казначейством, банковской комиссией и другими органами, которые в своей надзорной деятельности тесно взаимодействуют с центральными банками. Например, Немецкий федеральный банк способствует осуществлению банковского надзора с помощью специального федерального органа по контролю кредитной деятельности. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. В Австрии, Дании, Канаде, Норвегии контрольную функцию осуществляет не центральный банк, а другие органы.
Надзор центрального банка за коммерческими банками осуществляется путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и проведение отдельных видов операций (например валютных, с ценными бумагами и т. д.), а также проверки и анализа финансовой отчетности коммерческих банков, ревизии их деятельности, установления различных нормативов и контроля за их выполнением. Надзор чаще всего регламентируется специальными законодательными и нормативными актами. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий (вплоть до 1979 г.) контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным.
Интернационализация банковского дела привела к тому, что в последнее время банковский надзор принимает международный характер. В 1975 г. был создан Базельский комитет банковского надзора. Его заседания проходят в Базеле, в Банке международных расчетов, там же размещается секретариат Комитета. Инициатором создания международного комитета банковского надзора выступил директор Банка Англии Питер Кук, поэтому этот комитет называют еще «Комитетом Кука». В 1977 г. Базельский комитет представил «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», которые были разработаны и одобрены странами «десятки» и органами банковского надзора во всех странах, включая Россию. В состав 25 принципов, определяющих содержание этого документа, входят требования минимальной величины банковского капитала, проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредита и инвестированием капиталов, управление кредитными и инвестиционными портфелями, общей политики банка по управлению рисками.
Функция банкира правительства.Центральные банки тесно связаны с государством. Центральный банк выступает как кассир правительства, его кредитор, финансовый консультант. Счета правительства и правительственных ведомств открыты в центральном банке. В некоторых странах последний ведет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, которые поступают от налогов, займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства или министерства финансов в центральном банке и с него правительство оплачивает все свои расходы.
В США федеральные резервные банки являются по своему статусу фискальным агентом правительства, они призваны осуществлять операции по размещению и погашению государственного долга, ведение текущих чековых счетов, а также перевод валютных средств в расчетах правительства с другими странами.
Функция денежно‑кредитного регулирования.Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно‑кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно‑кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы. Это воздействие может оказываться как административным путем, так и экономическими методами.
Административное воздействие осуществляется через установление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кредитования, «потолков» ставок процента и т. п., а также путем жесткого законодательного разделения функций между различными видами банков. Административные методы денежно‑кредитного регулирования были характерны для периода свободной конкуренции и господства денежных систем, основанных на золотовалютных ресурсах. В этот период денежно‑кредитное смыкалось с банковским регулированием, поскольку количественные ограничения служили одновременно и инструментом регулирования денежной массы и ставок процента, и методом снижения банковских рисков.
Процессы интернационализации и дерегулирования финансовых рынков, характерные для 1980‑х гг., сопровождались либерализацией национальных банковских законодательств, отказом от строгих количественных ограничений, установленных ранее для банков. Так, ряд законов, отменяющих жесткие административные ограничения, был принят в США, Франции и ФРГ. Законом о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением (1980 г.) в США были установлены единые регламентации к резервам, обязательные для всех депозитных учреждений, отменены регламентации к резервам для личных сбережений и срочных депозитов, уменьшен показатель обязательной нормы резервного покрытия, снят верхний предел нормы процента по банковским депозитам сроком на 6 лет и т. д. Во Франции 24 июля 1985 г. вступил в силу Закон о контроле за деятельностью кредитных учреждений. С 1 января 1987 г. были отменены административные ограничения кредита, практиковавшиеся с 1972 г., с 1986 г. денационализированы почти все банки. В ФРГ с 1 января 1985 г. вступили в силу Изменения и дополнения к Закону о банковской деятельности 1961 г., принятые в соответствии с рекомендациями Совета европейских сообществ от 13 июля 1983 г.
После всеобщих банковских реформ первой половины 1980‑х гг. в большинстве развитых стран были отменены директивы центральных банков по установлению лимитов кредитования, предписания по расширению или ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям тех или иных отраслей, регламентации процентов по кредитам и депозитам.
Экономическими методами денежно‑кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регулирование норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. В рамках денежно‑кредитного регулирования центральный банк осуществляет государственную валютную политику. Он поддерживает режим обменного курса национальной валюты, регулирует его, проводит валютные интервенции.
Внешнеэкономическая функция.В процессе своей деятельности центральный банк проводит всю работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничает с центральными банками других стран, международными валютно‑кредитными организациями, т. е. выполняет внешнеэкономическую функцию.
Все рассмотренные функции в той или иной степени осуществляют центральные банки каждой страны. По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности центрального банка. Так, с отменой размена кредитных денег на золото уменьшилось значение функции эмиссионной монополии, которая в эпоху золотого стандарт а играла ведущую роль в обеспечении стабильности денежного обращения. В настоящее время она все больше принимает характер технической функции - снабжение экономики наличными банкнот ами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей ведет к снижению роли центрального банка как расчетного центра. Одновременно расширяется и усложняется функция банковского надзора, но при этом прослеживается тенденция передачи ее выполнения специальным надзорным органам. В настоящее время основной становится функция денежно‑кредитного регулирования экономики.
Контрольные вопросы
1. Как происходило изменение содержания эмиссионной функции центрального банка?
2. Что включает в себя функция «банка банков»? В чем ее отличие от функции банкира правительства?
3. Какими методами центральные банки осуществляют денежно‑кредитное регулирование экономики и как происходило их развитие?
9. 3. Инструменты и методы денежно‑кредитного регулирования, используемые центральными банками
Суть денежно‑кредитной политики, как было описано в гл. 2, состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. При рассмотрении денежно‑кредитной политики важно разделять ее цели, методы и инструменты.
Денежно‑кредитная политика центрального банка всегда соответствует экономической политике государства. Ее наиболее общими целями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечение экономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно‑кредитной политики. Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом. Для их достижения используется однотипный набор инструментов, с помощью которых можно регулировать денежное предложение, поэтому корреляция между ними высока и, следовательно, во многих случаях одновременно достичь их нельзя. Иными словами, центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкой инфляцией и дешевым кредитом.
Объектом воздействия инструментов денежно‑кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор. Предложение денег исходит от центрального банка, его основными источниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальной банковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценных бумаг на открытом рынке. Основным методом денежно‑кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов. Наряду с этими основными экономическими методами в некоторых странах центральные банки используют и административные методы денежно‑кредитного регулирования, или так называемые селективные методы регулирования: установление прямых количественных ограничений, портфельные ограничения и др. В последние годы в связи с широким распространением идей монетаризма многие центральные банки стали использовать и метод таргетирования, под которым понимают установление ориентиров роста денежной массы.
Выбор и сочетание инструментов денежно‑кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк в определенный отрезок времени. В условиях формирующихся финансовых рынков и относительной закрытости национальных экономик наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно‑кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития финансовых рынков наблюдается переход к рыночным методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня официальной ставки процента.
При выборе конкретных инструментов воздействия на денежное предложение в соответствии с текущими целями денежно‑кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.
Резервные требования.Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.
Распространено мнение, что впервые нормы резервов были введены в США в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы. Однако еще в 1874 г. в США была введена норма резервирования в размере 5 % на такой вид пассива, как эмитированные банкноты. Позднее сложилась многоступенчатая система резервного обеспечения обязательств по депозитам, при которой провинциальные банки хранили резервы на счетах в городских банках, а те в свою очередь - в банках основных финансовых центров. Эта система требовала нормативного резервного покрытия банковских депозитов. С образованием ФРС функция хранения резервов перешла к региональным федеральным банкам. Таким образом, исторически резервирование банками определенной части средств было обусловлено необходимостью иметь ликвидные резервы для бесперебойного осуществления платежей. Длительное время нормы обязательных резервов рассматривались лишь в качестве способа резервного покрытия банковских депозитов. Введенные ФРС нормы обязательных резервов для банков - членов ФРС не изменялись и не пересматривались вплоть до 1933 г.
Закон о ФРС установил уровень обязательных резервов по вкладам до востребования в размере 13 % для федеральных резервных банков Нью‑Йорка и Чикаго, 10 % для федеральных резервных банков других округов и 7 % для банков - членов ФРС. Для срочных вкладов обязательные резервы были установлены на уровне 3 %. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, что могло привести к инфляционному взрыву. Это вызывало серьезную обеспокоенность официальных лиц ФРС. Для устранения такой угрозы Конгресс США в 1933 г. наделил ФРС полномочиями изменять требования к уровню обязательных резервов банков - членов ФРС, при этом каждое конкретное решение по изменению норм резервирования должно было утверждаться президентом США. Закон о банках 1935 г. отменил президентский контроль за изменением норм резервирования, превратив их в обычный инструмент регулирования банковской ликвидности. В результате значение гарантийно‑страховой роли резервов уменьшилось. Минимальные резервы стали основой механизма централизованного регулирования денежного рынка.
В последующие годы этот инструмент начали использовать во многих странах, в том числе в Германии и Италии после Второй мировой войны, во Франции с 1967 г., Испании с 1979 г. В Великобритании он был введен в 1961 г. и применялся гораздо реже, чем в других государствах.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в виде определенного процента к сумме депозитов коммерческих банков. Нормы минимальных резервов различны по странам и дифференцируются в зависимости от размеров банковских учреждений, от конъюнктуры рынка, вида и величины вкладов. Наиболее часто это осуществляется по трем критериям:
- в зависимости от срочности депозитов и их величины (в США, Германии). Например, в Германии максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30 %, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20 %, а по сберегательным - 10 %. Средняя резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6 %[Банковский портфель. Т. 1. М., 1994. С. 38.];
- в зависимости от срочности депозитов и величины всех депозитов банка (в Японии);
- в зависимости от источников депозитов и валюты (нерезиденты, резиденты, в отечественной или иностранной валюте). Дифференциация норм обязательного резервирования для резидентов и нерезидентов может производиться с целью воздействия на динамику валютного курса, например, в Японии для этого особая норма резервных требований устанавливалась для депозитов нерезидентов.
Нормы минимальных резервов в некоторых развитых странах распространяются на счета нерезидентов и средства, полученные от заграничной деятельности. Так, в США 10 % ресурсов, полученных американскими банками у своих иностранных филиалов, должны перечисляться на резервный счет в ФРС. В Австралии банки обязаны помещать на специальный беспроцентный счет в центральном банке до 33,3 % сумм, полученных за границей. В Германии Бундес‑банк имеет право вводить резервные нормы для иностранных резидентов по их депозитам в марках.
Во Франции принята совершенно отличная от большинства других стран база, принятая для расчета норм минимальных резервов, - сумма выданных кредитов. Задается рекомендуемый объем тех или иных видов кредитов, превышение которого влечет увеличение нормы резервирования. Кредиты на экспортное производство, например, резервируются под 0,5.
Широкое распространение этого метода регулирования связано, во‑первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во‑вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Если складывается ситуация, когда банк не имеет возможности поддерживать требуемое повышенное соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Снижение норм резервов в периоды экономического спада стимулирует развитие деловой активности. В этом случае сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превысит сумму требуемых обязательных резервов, в результате банки смогут предоставлять новые ссуды и приобретать ценные бумаги.
В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.