Особенности организации финансов некоммерческих организаций
Особенности некоммерческих организаций находят отражение в процессах управления их финансами, получение, распределение и контроль за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
Финансовый план – основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.
В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.
На практике используется четыре вида бюджетов:
– текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
– бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
– бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемой организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
– бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.
Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.
В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций. Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность. Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющие данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов. Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе лежит соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации и расчетные элементы для начала новой деятельности.
Исходя из алгоритма разработки программ и проектов, некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.
На рис. 8.2. представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей
где S1, S2, … Sn – цели; Hmj – комплекс мероприятий, направленных на достижение S; Fr – ресурсы, необходимые для выполнения H.
S
1-й этап S1 … S2 … Sn
2-й этап H11 H12 … H1m H21 H22… Hmj Hm1 H5 Hmj
3-й этап Fr11 Fr12…F1k F21 F22… Fk Fr1 Fr2 Fr
Рис. 8.2. Последовательность этапов определения ресурсной базы
На первом этапе задаются стратегические цели. На втором этапе определяются пути реализации выработанных целей. На третьем этапе оценивается и определяется ресурсная финансовая база.
На рис. 8.3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где: Fr– наличие финансовых ресурсов; Н1, Н2…Нm–комплекс мероприятий, направленных на освоение Fr;S1, S2 … Sn–цель или цели, достижение которых возможно при наличии Frи выполнении Н.
1-й этап Fr1.1., F r 1.2, … F1к F 2.1., F 2.2,… F 2к F r1, F r 2… Fr
2-й этап Н1 Н2 … Нm
3-й этап S
Рис. 8.3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели
На рис. 8.3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.
Источником формирования имущества некоммерческих организаций в соответствии со статьей 26 Закона № 7-ФЗ могут быть: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров (работ, услуг); дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления. Классификация поступлений некоммерческой организации представлена на схеме 8.1. Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).
Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.
Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства.
Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте). При целевом пожертвовании переданное имущество должно использоваться только для целей, обусловленных жертвователем. Некоммерческие организации обязаны вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования.
Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.
Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:
– плата за аренду имущества;
– проценты по вкладам в банках;
– доходы от реализации (отчуждения) имущества;
– доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности. Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации. Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.
По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.
Сметное финансирование обеспечивает достижение целей деятельности некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета – основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающейся в расходовании получаемых денежных средств.
Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.
Доходная часть сметы – это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям. Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.
Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:
– расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
– накладные и административно-управленческие расходы;
– расходы на предпринимательскую деятельность.
Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы же на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 1 и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.
Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.
Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и другие. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.
Определение величины общехозяйственных расходов так же опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать установленного норматива от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более установленного лимита на финансирование текущих расходов, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты. Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем определяется величина каждой статьи этих расходов.
Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией. Тем не менее при формировании расходных статей необходимо соблюдение ряда правил, таких как:
– расходы, отраженные в смете, должны соответствовать уставным целям некоммерческой организации;
– назначение и порядок формирования статей расходов должены быть понятны потребителям данной информации.
Так, к расходам по содержанию некоммерческой организации относятся оплата командировок и служебных поездок, заработная плата административно-управленческого персонала, отчисления в фонды социального страхования, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный и текущий ремонт, арендная плата, оплата за телефон, почтово-телеграфные расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, прочие расходы.
Следует отметить необходимость ведения раздельного учета расходов, связанных с осуществлением уставной и коммерческой деятельности некоммерческой организации. Часть этих расходов может возмещаться за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов в распоряжении некоммерческой организации.
Так же в коммерческих организациях определение состава показателей и их группировка при составлении сметы (финансового плана) является внутренним делом некоммерческой организации, исходя из специфики ее деятельности. Но в отличие от коммерческих организаций государство осуществляет контроль за исполнением сметы некоммерческими организациями. Так, в состав форм бухгалтерской отчетности организаций предусмотрена форма №6 "Отчет о целевом использовании полученных средств".
В целях рациональной организации управления финансовой деятельности целесообразно форму сметы (финансового плана) приблизить к формам отчетности с целью сокращения трудозатрат при составлении последней. Таким образом, типовая форма сметы некоммерческой организации задана нормативными документами представляет собой следующий документ.
Смета доходов и расходов некоммерческой организации на еи
№ п/п | Показатель | Руб. |
А Поступления и доходы | ||
1. | Остаток средств на начало периода | |
2. | Поступления в том числе: 2.1. Членские взносы 2.2. Добровольные взносы | |
3. | Доходы от предпринимательской деятельности | |
4. | Прочие | |
5. | Всего поступлений | |
Б Использование средств | ||
6. | Расходы на целевые мероприятия в том числе: 6.1. Социальная и благотворительная помощь 6.2. Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. 6.3. Иные мероприятия | |
7. | Расходы и содержание аппарата управления в том числе: 7.1. Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления) 7.2. Выплаты, связанные с оплатой труда 7.3. Расходы на служебные командировки и деловые поездки 7.4. Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта) 7.5. Ремонт основных средств и иного имущества 7.6. Прочее | |
8. | Приобретение основных средств, инвентаря и прочего имущества | |
9. | Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью | |
10. | Прочее | |
11. | Всего использовано средств |
Помимо отчета о целевом использовании полученных средств, представляемого в налоговые органы и органы статистики, некоммерческие организации ежегодно представляют информацию о расходовании денежных средств в уполномоченные организации, в компетенции которых отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти сведения предусматривают следующую детализацию источников формирования имущества:
- членские взносы;
- целевые поступления от российских физических лиц;
- целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства;
- целевые поступления от российских коммерческих организаций;
- целевые поступления от российских некоммерческих организаций;
- целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- целевые поступления от иных иностранных организаций;
- гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств;
- средства федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;
- доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- иные доходы.
Уведомление о расходовании денежных средств содержит три раздела:
- сведения о расходовании целевых денежных средств;
- сведения о расходовании иных денежных средств, в том числе полученных от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения об использовании иного имущества.
Сведения о расходах по каждому разделу делятся на две группы: за счет российских поступлений и за счет иностранных поступлений. Кроме того в отчете о деятельности некоммерческой организации должны отражаться ее основная деятельности, какие задачи решались в отчетном периоде, какие программы осуществлялись в отчетном периоде, а так же мероприятия, направленные на достижение управленческих целей и задач. Кроме того в отчетах детализируются доходы от предпринимательской деятельности, а именно – доходы от продаж, доходы от инвестиций, доходы по операциям с ценными бумагами и иные доходы.
Следовательно, состав требуемых необходимых отчетов предопределен необходимостью использования программно-целевого метода планирования в организации деятельности некоммерческих организациях, в том числе и в управлении финансовой деятельностью. Механизм реализации программно-целевого метода финансового планировании в некоммерческой организации рассмотрен и представлен на рис. 8.2. и 8.3.