Понятие выручки от продажи продукции
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы выражается в достигнутых финансовых результатах.
Выручка от продаж характеризует общий финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) и является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, по которому определяется рейтинг организации.
В западной литературе этот показатель называют валовой выручкой.
Выручка предприятия формируется как результат его деятельности по трем основным направлениям:
- основному производственному;
- инвестиционному;
- финансовому.
Результат основной производственной деятельности выступает в виде выручки от продажи продукции (работ, услуг), которая включает выручку от:
1) продажи готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства;
2) выполнения работ и услуг;
3) использования покупных изделий (приобретенных для комплектации), проведения строительных, научно-исследовательских работ;
4) продажи товаров торговых, снабженческих и сбытовых предприятий;
5) оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта.
Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, продажи ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Возможны два метода определения выручки от продажи продукции (работ, услуг):
1. Метод начисления - по отгрузке товаров,выполнению работ, оказанию услуг и предъявлению расчетных документов является основным в практике взаимоотношений контрагентов. Документально это оформляется соответствующими документами об отгрузке. Моментом продажи и образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции, несостоятельности плательщика или банка предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы, результатом которых может стать цепочка неплатежей. Этот метод достаточно широко применяется в экономически развитых странах, где наличие фондовых и денежных рынков минимизирует финансовые риски.
2. Кассовый метод - метод определения выручки по фактическому поступлению денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет (в кассу) предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. Данный метод применяется в том случае, когда предприятие не хочет терять право собственности на продукцию до момента ее оплаты, когда в критической ситуации можно востребовать продукцию обратно. Подобная схема имеет смысл при продаже дорогостоящих активов.
В современных условиях предприятия имеют право для целей налогообложения использовать любой метод учета выручки, однако, бухгалтерский учет оно обязано вести методом начислений.
Планирование выручки от продажи продукции (работ, услуг). Факторы роста выручки
Для определения выручки от продаж продукции необходимо знать номенклатуру, физический объем продаж и действующие цены без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка от выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера определяется исходя из объема выполненных работ (услуг) и соответствующих расценок и тарифов.
Существует два метода определения плановой выручки: метод прямого счета и расчетный.
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный портфель заказов. В этом случае выручку от продажи можно определить по следующей формуле:
В = ЦР QПР ,
где: В – выручка от продаж продукции;
ЦР – цена продаж продукции;
QПР – объем продаж продукции при заданной цене.
Как правило, в условиях рынка большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции, расширения и постоянного обновления номенклатуры производимых товаров и услуг на основе маркетинговых исследований рынков сбыта.
В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод, основой которого является объем продаж продукции, корректируемый на входные и выходные остатки, планирование выручки осуществляется по аналогии с планированием затрат на ее производство и продажу:
В = Он + Т – Ок , где:
В – выручка от продажи продукции;
Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
Т – товарная продукция в планируемом периоде;
Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
На величину выручки от продаж продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
- в сфере производства: объем производства, его структура, номенклатура выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства;
- в сфере обращения: уровень цен и ценовая политика, применяемые формы расчета, действующая система стимулирования товара, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателей, нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, действие несбалансированной инфляции и др.
В рыночной экономике ведущее место занимает величина отпускных цен. Установление заниженных цен, не возмещающих понесенные издержки производства, приводит к образованию убытков и означает, что на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия.
В то же время в условиях конкуренции иногда для завоевания рынков сбыта, вытеснения конкурентов допустимо применять убыточные цены. Предприятие, внедряющееся на новые рынки, иногда сознательно идет на снижение выручки с тем, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
Установление завышенных цен приводит к потере ценовой конкурентоспособности продукции, снижению спроса и уменьшению выручки.
В условиях стабильного развития экономики применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки и оптимальной цены реализации товара.
Оптимальной ценойназывается цена продажи товара, обеспечивающая производителю получение максимальной прибыли, при этом объем выручки, соответствующий условиям получения максимальной прибыли, называется оптимальной выручкой.
Расчет оптимальной цены и оптимальной выручки основан на оптимизации значения прибыли (П), которая рассчитывается в соответствии со следующей формулой:
ПР = В – З,
где: В – выручка от продаж продукции;
З – затраты на производство и продажу продукции.
Выручка от продажи продукции зависит от цены ее реализации, так как рассчитывается по формуле:
В = ЦР * QПР,
где: ЦР – цена реализации единицы продукции;
QПР – объем продаж продукции при заданной цене.
Затраты на производство товара подразделяются на постоянные затраты (не зависящие от объема производства) и переменные затраты (зависящие от объема производства). При условии, что объем производства товара равен объему продаж (производится столько товара, сколько реализуется), переменные издержки также являются функцией от цены реализации товара.
Таким образом, прибыль предприятия является функцией от цены реализации товара. Тогда возможно нахождение максимального значения этой функции. Цена товара, обеспечивающая максимальное значение функции прибыли, и является оптимальной ценой товара.
Для оценки возможных последствий планируемых ценовых решений на изменение выручки от продаж следует использовать показатель ценовой эластичности спроса товара.
Данный показатель характеризует процентное изменение спроса при изменении цены товара на один процент. Например, показатель ценовой эластичности спроса, равный 0,8, означает, что при увеличении цены товара на 1%, спрос на данный товар упадет на 0,8 %, и наоборот, снижение цены на 1% приведет к росту спроса на 0,8 %.
Если показатель ценовой эластичности товара больше 1 (так называемые товары эластичного спроса), то рост цен на данный товар приводит к уменьшению выручки, а снижение цены - к росту выручки.
Если показатель ценовой эластичности товара меньше 1 (товары неэластичного спроса), то рост цен на данный товар приводит к увеличению выручки, а снижение цены - к ее уменьшению.
При прогнозировании выручки кроме ценовой эластичности следует учитывать также эластичность товара по доходам потребителей и перекрестную эластичность спроса данного товара.
Эластичность по доходам определяет зависимость между изменением доходов потребителей и изменением спроса на данный товар. Например, если эластичность по доходу равна 1,2, то это означает, что при увеличении доходов потребителей на 1% спрос на данный товар возрастет на 1,2 %. Прогнозируя изменение доходов населения, можно прогнозировать изменение спроса, а значит и выручки от продаж.
Перекрестная эластичность спроса показывает изменение спроса на данный товар при изменении цены другого товара (дополняющего или заменяющего в потреблении данный товар) на 1 %. Перекрестная эластичность отрицательна по товарам, дополняющим друг друга в потреблении (например, перекрестная эластичность автомобилей и бензина равна – 0,6, это означает, что при увеличении цены бензина на 1 %, спрос на автомобили уменьшается на 0,6%) и положительна по товарам, заменяющим друг друга в потреблении, например, чай - кофе.
Наконец, до начала непосредственного планирования выручки предприятию необходимо определиться с концептуальным подходом к его организации.
Первый подход предполагает реализацию концепции планирования «от доходов», при которой вначале определяется общий объем выручки, ожидаемой в расчетном периоде, и лишь затем – направления и конкретные суммы предстоящих расходов.
Второй подход определяет первоначальное планирование необходимых затрат с последующим определением необходимых для их покрытия доходов.
Каждый из указанных вариантов имеет свои преимущества и недостатки, выбор же конкретного подхода определяется как общей экономической ситуацией (например, на стадии кризиса большее распространение приобретает планирование «от доходов», что связано, прежде всего, с затрудненностью доступа к заемным финансовым ресурсам), так и специфической деятельности конкретного типа предприятия (например, для финансовых структур принцип планирования «от доходов» практически не реализуем).