Внутренние причины инфляции: денежные и не денежные

1) денежные:

чрезмерная эмиссия,

рост государственного долга,

дефицит государственного бюджета,

долларизация денежного обращения,

распад рублевой зоны.

2) не денежные:

· структурные диспропорции (в случае чрезмерного развития отраслей тяжелой и добывающей промышленности их работники, не создавая непосредственно товаров непроизводственного назначения, выходят на потребительский рынок с высоким уровнем доходов, создается избыточный спрос при отставании предложения потребительских товаров);

· милитаризация экономики (финансирование государством военных расходов неизбежно ведет к росту денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг);

· монополизм в экономике (естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств, это приводит к незаинтересованности в снижении издержек, затратному хозяйствованию);

· экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требование профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности) (пример – скачок ажиотажного спроса после объявления дефолта в августе 1998 г.);

· ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики государства (в РФ в налогообложении акцент сделан на косвенные налоги, которые входят в структуру цены).

2. Разновидности инфляции

1) повнешнимпроявлениям: открытая (когда цены растут)

подавленная (цены фиксированы, но существует дефицит товаров и услуг)

2) по темпам роста цен: умеренная (до 10% в год)

галопирующая (ФКЭС, Самуэльсон 20%-200%, российские авторы: 10%-50% - 100%)

гиперинфляция (200% и более, может составлять тысячи процентов в год).

Согласно Ф.Кейгену, который ввел понятие гиперинфляции, характерным для нее является рост цен более чем на 50% в месяц.

3) по соотношению

темпов роста цен: сбалансированная и не сбалансированная

4) исходя из причин инфляции:инфляция спроса (это повышение цен со стороны производителей в ответ на возросший спрос)

Если избыточный спрос:

со стороны потребителей – потребительская инфляция

со стороны бизнеса - инвестиционная инфляция

со стороны государства – фискальная инфляция

со стороны внешних рынков–импортируемая инфляция

инфляция издержек (повышение цен со стороны производителей для покрытия более высоких ожидаемых затрат).

Инфляция издержек может быть вызвана ростом цен на любыересурсы. Но наибольшее влияние оказывает увеличение заработной платы, социальных расходов и цен на материальные ресурсы, особенно энергетические.

Если инфляция сочетает инфляцию спроса и инфляцию издержек, то это структурная инфляция.

Разновидностью инфляции издержек выступает инфляция предложения.Этот тип инфляции связан с недоиспользованием производственных мощностей предприятий, например, в связи с проведением технической реконструкции и модернизации основного капитала. Это приводит к сокращению выпуска продукции, к росту издержек на единицу продукции.

В реальной экономике инфляция спроса и издержек тесно взаимосвязаны, эти формы могут переходит одна в другую или действовать в разных секторах экономики.

5) по степени

соответствия прогнозам: прогнозируемая (ожидаемая)

не прогнозируемая (непредвиденная).

6) По степени охвата территории выделяют национальную и интернациональную инфляцию (последняя охватывает группу стран или все мировое экономическое пространство);

Базовая инфляция – рассчитывается Федеральной службой государственной статистики с января 2003 года на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для подсчета сводного индекса потребительских цен, за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонных факторов.

Измерение инфляции

Инфляция измеряется с помощью индекса цен:

индекс цен = Р1 / Р0

Р1 – стоимость фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде;

Р0 – то же в предыдущем (базисном) периоде.

Подходы к определению индексов цен различаются.

Рассчитывают следующие основные индексы:

а) оптовых цен;

б) розничных цен;

в) экспортных и импортных цен;

г) дефляторы ВВП.

Индексы оптовых цен показывают изменения среднего уровня цен реализации продукции промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий (но не оптовой торговли).

Индексы розничных цен рассчитывают либо как совокупный индекс цен на продукцию, продаваемую в розничной торговле, либо только по корзине социально значимых товаров. Второй из этих индексов отражает «стоимость жизни» в стране и особенно важен для населения.

Дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП) –индекс цен на все конечные товары и услуги, стоимость которых входит в объем ВВП страны, региона.

Номинальный ВВП, выраженный в рыночных ценах текущего года

----------------------------------------------------------------------- - - - - - - - -

реальный ВВП, выраженный в ценах базисного года.

Для измерения уровня инфляции чаще всего используют дефляторы ВНП и индексы розничных цен.

Наши рекомендации