Спрос и предложение на денежном рынке
Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие объекта продаж, цены, спроса и предложения.
Денежный рынокпредставляет собой систему отношений между банковской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющими на них спрос.
Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент.
Нужно отметить, что деньги – это особый товар, который не «продается» и не «покупается», подобно прочим товарам. Деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной в ставке процента.
Спрос на деньги– это совокупность денег, которую хотят иметь в своем распоряжении хозяйствующие субъекты. Это спрос на денежные запасы в виде наличности, а не в виде других ликвидных активов: акций, облигаций и пр.
Спрос на деньги связан с функциями денег как средства обращения и как средства сбережения.
Существует несколько подходов к определению величины спроса на деньги. Рассмотрим две основные теоретические модели: количественную теорию спроса на деньги (классическую) и кейнсианскую теорию.
Классическая количественная теория денег возникла еще в XVIII веке и безраздельно господствовала в экономической науке до 30–40-х годов ХХ века, т. е. до появления кейнсианской теории.
В количественной концепции рассматривается потребность в деньгах только для осуществления текущих платежей между моментами получения дохода. Спрос на деньги для сделок описывается количественным уравнением обменаамериканского экономиста, виднейшего представителя неоклассической школы Ирвинга Фишера (1867–1947):
MV = PY
где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
Р – уровень цен;
Y – объем выпуска.
Из этого уравнения величина спроса на деньги (MD) равна:
MD = PY/V
и зависит от следующих факторов:
• абсолютного уровня цен (прямая зависимость);
• уровня реального объема производства (прямая зависимость);
• скорости обращения денег (обратная зависимость).
Кейнсианская теория спроса на деньгиполучила название теории предпочтения ликвидности.Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из видов богатства. Желание фирм и населения хранить часть своего богатства в виде денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Исходя из этого выделяют три мотивахранения богатства в виде денег:
• Трансакционный мотив– спрос на деньги для сделок (как средства обращения). Графически он может быть проиллюстрирован линией, параллельной оси ОY. Он зависит от уровня доходов и не зависит от ставки процента (рис.5.1).
• Мотив предосторожности– спрос на деньги в виде наличности для обеспечения возможности осуществления расходов в будущем, на случай непредвиденных платежей. Он находится в зависимости от уровня дохода и зависит также от ставки процента, т. к. эти деньги могли бы быть использованы для покупки активов, приносящих процент.
• Спекулятивный спрос– спрос на деньги как на имущество, связанный с желанием сохранить и преумножить богатство. Его можно хранить в разных видах: наличных денег, облигаций, акций и пр. Наличные деньги, в отличие от других активов, не приносят дохода. Их полезность состоит в абсолютной ликвидности.
Спрос на деньги как имущество находится в обратной зависимости от ставки процента (рис.5.2). Если она является достаточно высокой, экономические субъекты увеличивают долю активов, приносящих доход в виде процента. Если она снижается, люди пересматривают свои решения, отдавая предпочтение более ликвидному активу – деньгам.
Общий спрос на деньгиявляется функцией дохода и процентной ставки и может быть представлен как сумма спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов. Кривая общего спроса на деньги (рис. 5.3.) параллельна кривой спекулятивного спроса и сдвинута вправо на величину трансакционного спроса.
Под предложением денегобычно понимают денежную массу, включающую
в себя наличность (С) и депозиты (D):
MS = C + D. (5.3)
Предложение денег зависит от политики центрального банка, осуществляющего эмиссию наличных денег и регулирующего денежное обращение в целом, а также от кредитной деятельности коммерческих банков.
Коммерческие банки обладают способностью «создавать деньги» – увеличивать денежную массу. Часть своих депозитов они хранят в центральном банке в виде обязательных резервов (для выполнения своих обязательств перед клиентами). Их доля устанавливается законодательно. Фактические резервы за вычетом обязательных резервов образуют избыточные резервы (свободные ресурсы), которые банки используют для предоставления ссуд, тем самым увеличивая предложение денег. Процесс увеличения денежной массы в результате деятельности коммерческих банков получил название кредитной (или банковской) мультипликации.
Коэффициент, характеризующий зависимость между увеличением денежного
предложения и величиной банковского вклада, дающего импульс для создания кредитных денег, получил название банковского мультипликатора(m).Он рассчитывается
по формуле:
m = 1/rr, (5.4)
где rr – норма обязательного резервирования (коэффициент, показывающий какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде резервов в ЦБ).
Дополнительное предложение денег (MS), которое возникает в результате появления нового депозита, равно:
MS = D × m, (5.5)
где D – первоначальный вклад.
Наряду с банковским, на денежном рынке действует денежный мультипликатор,
учитывающий зависимость предложения денег от трех переменных:
• денежной базы (МВ) – наличности (С) вне банковской системы, а также резервов (R)
коммерческих банков, хранящихся в центральном банке (C + R);
• нормы резервирования депозитов rr = R/D;
• коэффициента депонирования денег cr = C/D, отражающего предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными деньгами и депозитами.
Денежный мультипликатор, или коэффициент самовозрастания денег, рассчитывается как отношение предложения денег к денежной базе:
Увеличение предложения денег равно m × МВ.
Это означает, что прирост денежной базы на одну единицу вызывает прирост
предложения денег на m денежных единиц.
Равновесие на денежном рынкеустанавливается при равенстве объема
спроса на деньги объему их предложения.
В зависимости от целей кредитно-денежной политики Центральный банк может удерживать денежную массу на определенном уровне, осуществляя жесткую монетарную политику. В графическом виде предложение денег будет выглядеть как вертикальная прямая (рис. 5.4). Такая политика обычно проводится в условиях инфляции.
Гибкая монетарная политикацентрального банка предполагает удержание определенного уровня процентной ставки. Кривая предложения денег в этом случае будет представлена горизонтальной линией на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 5.5).
Промежуточному варианту соответствует положительный наклон кривой предложения денег.
Рассмотрим ситуацию на денежном рынке, когда кредитно-денежные и финансовые институты создали определенное количество денег, не зависящее от величины процентной ставки (МS – вертикальная прямая).
Увеличение предложения денег приводит к снижению ставки процента и, соответственно, росту инвестиционной активности. Если государство в условиях депрессии поставит задачу ускорения экономического развития, оно может преднамеренно нарушать равновесие на денежном рынке, увеличивая предложение денег. Такая политика
может вызвать ситуацию, когда норма процента дойдет до своего минимума, определяемого издержками банков и их потребностью в прибыли. Линия спроса на деньги станет горизонтальной: возрастающее предложение денег не будет вызывать дальнейшего снижения процентной ставки и роста инвестиций (рис. 5.6). Экономика не сможет выйти из депрессии. Такая ситуация на денежном рынке получила название «ликвидной ловушки». Выйти из этой ловушки при помощи монетарной политики, по мнению Дж. М. Кейнса, нельзя. Остается только один рычаг вывода экономики из депрессии – изменение налогов и государственных расходов.