Реформирование финансовой системы Китая
Первый охватывает 1978 - 1991 годы. Притом с 1978 и до 1984 года реформа преимущественно шла в деревне, а в городах велся эксперимент с расширением самостоятельности предприятий. В это время создано 4 особых экономических зоны и 14 приморских портовых городов. В 1984 - 1991 годах реформа развернулась полностью, а ее центром стали города. В это время шел эксперимент с реформированием предприятий, открылся доступ к дельте Янцзы и другим районам, появились Хайнаньская особая экономическая зона и Пудун, новый район в Шанхае.
Второй период начался в 1992 году и продолжается до сих пор.
Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80-х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем – ныне существующую. Общее – главным каналом накопления и распределения финансовых средств является государственный бюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий (в последнее время постепенно повышается роль внешней торговли). Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм – хозяйственную деятельность предприятий.
Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы. Первые три года были экспериментально - подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Выделяют следующие основные формы:
· формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы». То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из государственного бюджета;
· при второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» - внимание на положительный или отрицательный результат не обращали. Сравнивали прирост доходов («+» или «-») относительно предыдущего года и затем «подтягивали» доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйствования стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае;
· третья форма была весьма оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определяющихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы – «увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет». Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.
Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Эта была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов и расходов». Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральными и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. При этой системе устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в государственный бюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность.
Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. Этот процесс затрагивает и третий этап реформирования финансовой системы КНР. Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы стал переходным. На нем было применено сочетание деления прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась налогообложению по зафиксированному в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подверглась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием. Правительство КНР не было уверено в целесообразности такого положения поскольку, уже через год налоговая политика перешла ко второму подэтапу – полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.
В настоящий момент по-прежнему контролируется совсем немного цен. Из промышленной продукции это, главным образом, цены на нефть, сталь и т.д. если взять сельскохозяйственную продукцию, то здесь государство контролирует лишь цены на несколько ее главных видов, например, на зерно и хлопок и притом только государственные закупочные. Сверх закупочную продукцию крестьяне продают по рыночным ценам.
Во-вторых, в результате преобразования унитарного общественного сектора, существовавшего не один год, сложилась картина совместного развития различных секторов экономики при доминировании социалистической общественной собственности.
В-третьих, создана начальная форма косвенного макро регулирования. Китай отказался от макроуправления времен плановой экономики, когда главным было прямое, натуральное управление. Контроль над экономикой посредством чисто административных, рычагов постепенно сменялся рыночным регулированием, осуществляемым главным образом на основе экономических и юридических мер.
В-четвертых, важные сдвиги произошли в области социального обеспечения. До реформы место работы рабочих и служащих представляло собой «малое общество». На данный момент в Китае сформирована система социального обеспечения, основанная на совместном участии государства, организаций и граждан.