Субъекты внутреннего контроля в коммерческом банке, действующие в целях ПОД/ФТ

Ответственным за организацию в коммерческом банке ПОД/ФТ является Совет директоров.

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ функционирует в Обществе на следующих уровнях:

- Совет директоров;

- Председатель Правления Банка

- Специальное должностное лицо, ответственный сотрудник по ПОД/ФТ;

- Служба финансового мониторинга или другое подразделение банка, отвечающее за реализацию мер по ПОД/ФТ;

- Руководители структурных подразделений;

- Уполномоченные сотрудники структурных подразделений;

- Сотрудники структурных подразделений.

В кредитной организации в рамках правил внутреннего контроля устанавливаются полномочия следующих участников.

Совет директоров в коммерческом банке:

- назначает Специальное должностное лицо Общества;

- утверждает локальные нормативные акты в сфере ПОД/ФТ;

- принимает участие в реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, предусмотренных локальными нормативными актами Общества;

- принимает решение о принятии на обслуживание в Общество публичных должностных лиц.

Специальное должностное лицо в коммерческом банке:

- осуществляет мониторинг законодательства в сфере ПОД/ФТ;

- разрабатывает локальные нормативные акты в сфере ПОД/ФТ;

- актуализирует правила внутреннего контроля;

- консультирует работников банка по вопросам ПОД/ФТ;

- согласовывает кандидатуру специального должностного лица структурного подразделения;

- ведет учет специальных должностных лиц структурных подразделений и обеспечивает его актуальность;

- организует в банке реализацию программ в целях ПОД/ФТ, предусмотренных правилами внутреннего контроля банка;

- принимает участие в реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, предусмотренных локальными нормативными актами банка;

- направляет в ФСФМ информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю и необычных операциях;

- организует внедрение прикладных контрольных процедур в информационных системах банка в целях ПОД/ФТ;

- согласовывает/составляет ответы на запросы контролирующих органов, связанные с ПОД/ФТ;

- сопровождает проверки контролирующих органов по ПОД/ФТ;

- организует обучение работников банка.

К Специальному должностному лицу коммерческого банка предъявляются следующие квалификационные требования, установленные Указанием Банка России от 05.12.2014 №3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»:

- наличие высшего профессионального юридического или экономического образования;

- опыт работы в сфере ПОД/ФТ или опыт руководства отделом не менее одного года;

- при отсутствии высшего профессионального юридического или экономического образования – иное высшее образование;

- опыт работы в сфере ПОД/ФТ или опыт руководства отделом не менее двух лет;

- прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме вводного (первичного) инструктажа в соответствии с требованиями, установленными Указанием ЦБ РФ от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях».

Специальное должностное лицо считается не соответствующим требованиям при наличии:

- неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти;

- факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п.7 ст.81 ТК РФ в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.

Специальное должностное лицо коммерческого банка назначается приказом Совета директоров коммерческого банка и подчиняется непосредственно Совету директоров коммерческого банка.

Общество информирует в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью Коммерческого банка в сфере ПОД/ФТ, или уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за её деятельностью, о назначении специального должностного лица, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника Коммерческого банка исполняющим обязанности специального должностного лица в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адрес электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Для выполнения специальным должностным лицом возложенных на него функций определены следующие его права и обязанности:

право давать указания, касающиеся проведения операции (заключения сделки), в том числе о задержке её проведения (заключения) в целях получения дополнительной или проверке имеющейся информации о клиенте или об операции (сделке);

право запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений Коммерческого банка необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы (документы по операциям (сделкам);

право снимать копии с полученных документов, электронных файлов;

право доступа в помещения подразделений Коммерческого банка, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных и хранения данных на электронных носителях;

обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений Коммерческого банка документов;

обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций.

В Обществе, для обеспечения реализации ПВК по ПОД/ФТ создано самостоятельное структурное подразделение по ПОД/ФТ – Дирекция финансового мониторинга, которое возглавляет специальное должностное лицо.

Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников Обшества.

К сотрудникам Дирекции финансового мониторинга Коммерческого банка предъявляются следующие требования:

наличие высшего юридического или экономического образования;

при отсутствии высшего профессионального юридического или экономического образования – иное высшее образование;

опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года;

прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме вводного (первичного) инструктажа.

Функции Дирекции финансового мониторинга, структурного подразделения, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ, внутренних нормативных документов по вопросам ПОД/ФТ, обеспечивающих реализацию требований, установленных законодательством на утверждение Генеральному директору;

принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях Коммерческого банка в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию;

организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;

представление Генеральному директору Коммерческого банка текущей отчетности не реже одного раза в год;

представление, не реже одного раза в год письменного отчета, согласованного с Генеральным директором, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемыз мерах по улучшению системы ПОД/ФТ на Правление;

представление по запросам регуляторов информации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

сопровождение проверок и запросов регуляторов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Задачей Дирекции финансового мониторинга является непосредственное выявление и управление рисками и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Обществе для чего на Дирекцию финансового мониторинга возлагаются все функции, связанные с осуществлением внутреннего контроля в Обществе согласно настоящим Правилам и функции по обеспечению реализации ПВК по ПОД/ФТ. Работа Дирекции финансового мониторинга является постоянной, порядок организации её работы определяется настоящими Правилами через функции и полномочия, возложенные настоящими Правилами на СДЛ и сотрудников Дирекции финансового мониторинга.

На сотрудников Дирекции финансового мониторинга в рамках осуществления внутреннего контроля возложены следующие функции:

а) Методологическая работа:

разработка и актуализация Правил внутреннего контроля под руководством СДЛ и предоставление их СДЛ для проверки и предоставления на утверждение Генеральному директору Коммерческого банка;

б) Обеспечение реализации настоящих Правил, в том числе выполнения программ внутреннего контроля:

контроль за реализацией настоящих Правил и иных внутренних организационных мер в указанных целях сотрудниками Коммерческого банка, в том числе обеспечение идентификации клиента до приема на обслуживание, изучения клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателй, бенефициаров согласно соответствующей программе по идентификации;

сбор, анализ сведений о клиенте для целей оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма согласно соответствующей программе по управлению риском и последующее предоставление таких сведений СДЛ;

осуществление постоянного мониторинга с целью выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

обеспечение участия всех сотрудников Коммерческого банка, в рамках их компетенций, в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операций и сомнительных сделок;

сбор и получение от сотрудников Коммерческого банка сведений о прочих операциях (сделках) Коммерческого банка, их анализ и последующий контроль, предоставление результатов анализа, результатов последующего контроля об операциях (сделках) Коммерческого банка СДЛ;

подбор и предоставление обоснований СДЛ для принятия решения о направлении сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в уполномоченный орган;

обеспечение представления сведений в уполномоченный орган: запрос и сбор у сотрудников Коммерческого банка, обработка и представления всех необходимых сведений СДЛ для предоставления их в уполномоченный орган в соответствии с требованиями законодательства в области ПОД/ФТ;

обеспечение работы по приостановлению операций Коммерческого банка с денежными средствами или иным имуществом: запрос и сбор у сотрудников Коммерческого банка, обработка и представление всех необходимых сведений и документов СДЛ для передачи и принятия решения Генеральным директором по приостановлению операций Коммерческого банка

обеспечение работы по отказу от выполнения распоряжения клиента о совершении операции: запрос и сбор у сотрудников Коммерческого банка, обработка и представление всех необходимых сведений и документов СДЛ для передачи и принятия решения Генеральным директором об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

обеспечение реализации программы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента, в том числе проведение проверок наличия среди клиентов Коммерческого банка организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества путем запроса и сбора необходимых сведений у сотрудников Коммерческого банка, предоставление отчетов СДЛ для передачи и принятия решения Генеральным директором по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента Коммерческого банка;

документальное фиксирование информации, полученной в результате реализации Правил, в том числе фиксирование операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, подозрительных операций и сомнительных сделок, а также контроль за своевременным представлением указанной информации сотрудниками Коммерческого банка, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом клиентов в Дирекции финансового мониторинга и последующее предоставление такой информации СДЛ;

обеспечение учета и хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Закона, и сведений, необходимых для целей идентификации согласно программе по хранению информации;

обеспечение соблюдения всеми сотрудниками Коммерческого банка конфиденциальности информации в отношении мер, предпринимаемых при реализации настоящих Правил;

взаимодействие с СДЛ для обеспечения реализации программы по подготовке и обучению сотрудников Коммерческого банка, в том числе:

- разработка плана обучения сотрудников в соответствии с Программой обучения и предоставление его СДЛ;

- подготовка материалов для проведения СДЛ или организации СДЛ обучения сотрудников Коммерческого банка по вопросам ПОД/ФТ в соответствии с Программой обучения;

- участие в проведении проверки знаний сотрудников Коммерческого банка.

в) Взаимодействие с уполномоченными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Дирекции финансового мониторинга:

оказание содействия уполномоченным представителям Банка России, Росфинмониторинга при проведении ими проверок деятельности Коммерческого банка;

г) Подготовка отчетов:

подготовка предварительных отчетов и справок СДЛ для предоставления Генеральному директору, учредителям Коммерческого банка по вопросам реализации настоящих Правил и рекомендуемых мерах по улучшению организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

д) Взаимодействие с другими структурными подразделениями Коммерческого банка:

оказание консультационной помощи сотрудникам подразделений Коммерческого банка по вопросам, входящим в компетенцию Дирекции финансового мониторинга;

участие в разработке документов, в т.ч. договоров по вопросам, затрагивающим деятельность Дирекции финансового мониторинга;

получение соответствующей информации и документации, необходимых для реализации ПВК по ПОД/ФТ.

е) выполнение указаний СДЛ в рамках обеспечения исполнения ПВК по ПОД/ФТ

Сотрудники Подразделения по ПОД/ФТ для выполнения указанных функций имеют право:

реализовывать указания СДЛ, касающиеся проведения операции, в том числе предписания о задержке проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах или об операции (в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации для проведения операции);

запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений Коммерческого банка необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы;

снимать копии с полученных документов, в том числе получать копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах;

иметь доступ в помещения подразделений Коммерческого банка, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы);

разрабатывать проекты организационных, распорядительных и иных документов в разрезе выполнения своих функций, прав и обязанностей.

В филиалах Коммерческого банка может быть назначено Специальное должностное лицо филиала, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в филиале.

Порядок назначения Специального должностного лица филиала:

Решение о целесообразности назначения Специального должностного лица в филиале принимает директор филиала.

Специальное должностное лицо Коммерческого банка может рекомендовать директору филиала назначить Специальное должностное лицо филиала, исходя из численности работников филиала, объемов продаж и иных факторов.

Директор филиала до назначения Специального должностного лица филиала организует согласование его кандидатуры и его должностной инструкции со Специальным должностным лицом Коммерческого банка.

Специальное должностное лицо филиала назначается приказом директора филиала. В приказе указывается работник, который замещает Специальное должностное лицо филиала на время его отсутствия.

Должностной уровень кандидата на должность Специального должностного лица филиала должен соответствовать грейду 10. Требование к должностному уровню работника может быть изменено по согласованию со Специальным должностным лицом Коммерческого банка.

К Специальным должностным лицам филиала Коммерческого банка предъявляются следующие требования:

наличие высшего юридического или экономического образования;

при отсутствии высшего профессионального юридического или экономического образования – иное высшее образование;

опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года;

прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме вводного (первичного) инструктажа.

В должностную инструкцию Специального должностного лица Коммерческого банка (филиала) включаются типовые положения согласно Приложению №1 к настоящим Правилам. Должностной инструкцией определяются полномочия, обязанности и функции Специального должностного лица.

Матрица ответственности по организации системы внутреннего контроля Коммерческого банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма представлены в Приложении №2 к настоящим Правилам.

Взаимодействие с органами исполнительной власти, организациями по вопросам ПОД/ФТ осуществляется при обязательном участии Специального должностного лица Коммерческого банка. Специальное должностное лицо оказывает содействие по вопросам ПОД/ФТ уполномоченным представителям Банка России при проведении ими проверок.

Специальные электронные технологии и специальное программное обеспечение используемое Коммерческим банком для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

-личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, разработчик ФСФМ;

-АРМ Организация (версия 6.3.1), разработчик ФСФМ;

- автоматическая сверка в информационных системах Коммерческого банка клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношение которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. .

Порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением Коммерческим банком её сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ предусмотрен Программой осуществления проверки внутреннего контроля пунтк 13 ПВК по ПОД/ФТ.

Порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) Коммерческим банком в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ предусмотрен Программой хранения информации (документов) пункт 14 ПВК по ПОД/ФТ.

Порядок документального фиксирования информации (документов), полученной (полученных) Коммерческим банком при реализации ПВК по ПОД/ФТ изложен в пункте 10 ПВК по ПОД/ФТ.

Создание и отправка страхователем страховщику информации в электронной форме для заключения договора страхования, для получения страховой выплаты в случаях и впорядке, которые предусмотрены правилами страхования, осуществляются с использованием официального сайта Коммерческого банка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» При этом указанный официальный сайт Коммерческого банка может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме.

В случае направления Коммерческим банком Страхователю - физическому лицу на основании его заявления страхового полиса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Коммерческого банка, договор страхования, составленный в виде электронного документа, считается заключенным Страхователем на предложенных Коммерческим банком условиях с момента уплаты Страхователем страховой премии или первого страхового взноса. Страхователь -физическое лицо уплачивает страховую премию (первый страховой взнос) после ознакомления с условиями, содержащимися в договоре страхования и настоящих Правилах, подтверждая тем самым свое согласие заключить этот договор на предложенных Коммерческим банком условиях.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем и Коммерческим банком при осуществлении добровольного страхования устанавливаютя правилами страхования и иным соглашением между указанными лицами с соблюдением требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Программами ПВК по ПОД/ФТ.

Требования с использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем и Коммерческим банком при осуществлении обязательного страхования, в частности, признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования с соблюдением требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Программами ПВК по ПОД/ФТ.

В Обществе осуществляется постоянный мониторинг законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В случае внесения в Федеральный закон либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ изменений, Общество в течение 3 месяцев с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносит в Правила соответствующие изменения, если иное не установлено соответствующим нормативным актом.


Наши рекомендации