Факторы, влияющие на выбор формы международных расчетов. Формы международных расчетов, их общая характеристика
Международными расчетами называются платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с торгово-экономическими и иными отношениями между организациями, фирмами, отдельными лицами разных стран. Их отличие от внутренних расчетов заключается в том, что они связаны с обменом национальной валюты на другую. При заключении внешнеторговых сделок стороны договариваются о том, в какой валюте будет осуществляться платеж: в валюте одной из сторон или в валюте третьей страны. Иностранная валюта в международном платежном обороте выступает не в виде наличных денежных знаков или монет, а главным образом в форме телеграфных и почтовых переводов, чеков, срочных тратт. Наличные денежные знаки используются в международном платежном обороте физическими лицами, выезжающими в командировку, в качестве туристов. Однако и здесь преимущественная форма для расчетов — денежные аккредитивы, дорожные или туристические чеки, пластиковые карты.
Наибольшая часть международных расчетов в настоящее время осуществляется в долларах США (50% всех торговых операций, 80% операций на валютных рынках, 40% валютных резервов стран — членов МВФ также номинированы в долларах США).
Исторически сложились особенности международных расчетов:
§ импортеры и экспортеры, их банки вступают в определенные обособленные от внешнеторгового контракта отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов, осуществлением платежей;
§ расчеты регулируются нормативными национальными законодательными актами, международными банковскими правилами и обычаями;
§ расчеты унифицированы и носят документарный характер;
§ расчеты осуществляются в различных валютах, поэтому на эффективность их проведения влияет динамика валютных курсов;
§ при расчетах используются унифицированные правила гарантий.
Аккредитивная форма расчетов - соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу (бенефециару) или произвести оплату, акцепт тратты или покупку документов.
Инкассовая форма расчетов - банк но поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары, зачисляя эти средства на счет экспортера в банке. Различаютпростоеидокументарное инкассо. Простое инкассо означает взыскание платежа по финансовым документам (простые и переводные векселя, чеки, платежные расписки), не сопровождаемым коммерческими документами (счета-фактуры, документы, подтверждающие отгрузку товара, страховые документы, сертификаты). Документарное инкассо — инкассо финансовых документов, сопровождаемое коммерческими документами.
Банковский перевод - поручение одного банка другому выплатить получателю определенную сумму по системе СВИФТ. Могут сочетаться с другими формами расчетов и с гарантией.
Расчеты в форме аванса - оплата товаров производится импортером до отгрузки.
Расчеты по открытому счету - периодические платежи импортера экспортеру после получения товара.
Расчеты с использованием векселей и чеков — используются переводные векселя (тратты), выставляемые экспортером на импортера.Ретратта - встречный переводной вексель, выписанный держателем неоплаченного или неакцептованного переводного векселя на трассанта (кредитора) или индоссанта на сумму векселя плюс издержки.Дорожный (туристский) чек - платежный документ, денежное обязательство (приказ) выплатить обозначенную на нем сумму валюты его владельцу. Они выписываются крупными банками в национальной и иностранной валютах разного достоинства.Еврочек выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег и на более крупные суммы в счет банковского кредита сроком до одного месяца.
Кредитная карта - именной денежный документ, дающий право владельцу приобретать товары и услуги с использованием безналичных расчетов.
Вмешательство государства в сферу международных расчетов проявляется в периодическом использованиивалютных клирингов — соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств.
Определение наиболее выгодного метода системы безналичных расчетов осуществляется путем оценки существующих условий. Например, необходимо учесть сам вид товара, поскольку от этого будет зависеть, какой из методов его оплаты будет более выгоден продавцу, а какой - покупателю. Кроме того, некоторые товары предполагают объективную возможность осуществления оплаты только одним способом, поскольку иначе просто не возможен сам процесс производства или транспортировки данного товара. Следующим необходимым к учету фактором, влияющим на выбор метода осуществления безналичного расчета, является учет объекта сделки, который будет влиять как на перечень потенциально возможных форм расчета, так и на сроки осуществления данной операции. Кроме того, немаловажным фактором, влияющим на выбор формы безналичного расчета, является уровень существующего на рынке спроса и предложения на данный товар. Данный фактор будет определять, кто из участников сделки, поставщик или покупатель, может диктовать свои условия при заключении сделки. Соответственно, будет и выбираться та форма безналичного расчета, которая более выгодна тому или иному участнику сделки.
- Бегства капитала: проблемы и пути решения (на примере России или других зарубежных стран).
Бегство капитала — стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции[1].
В платёжном балансе бегство капитала отражается в двух статьях: «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счёт переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» и «Чистые ошибки и пропуски»[источник не указан 839 дней].
В России
Чл.-корр. РАН сотрудник института экономики СО РАН В. И. Суслов отмечал, что работая с конкретными моделями материально-финансового баланса с целью дать оценку реального состояния дел в экономике России в 1990-е годы ими были определены огромные финансовые ресурсы, образующиеся на территории страны, которые "куда-то бесследно исчезают", учёные констатировали в платежном балансе России огромные, неконтролируемые оттоки капитала за рубеж, которые измерялись десятками миллиардов долларов ежегодно[2].
По словам председателя Центробанка С. М. Игнатьева, из России в 2012 году было вывезено 57 млрд долларов США[3]. Оценка утечки капитала сильно зависит от методики определения, так, если применить методику компании Эрнст и Янг, утечка в России оказывается в два раза меньше официальной[3]. По итогам 2013 года отток капитала составил 63 млрд. долл.[4].
Чистый ввоз/вывоз капитала РФ[править | править вики-текст]
По данным платежного баланса Российской Федерации[5]:
Год | Банками | Прочими секторами экономики | Общая сумма | Из них в страны СНГ[6] | |
-2,1 | -22,8 | -24,8 | -- | ||
1,3 | -16,2 | -15,0 | -- | ||
2,5 | -10,6 | -8,1 | -- | ||
10,3 | -12,2 | -1,9 | -- | ||
3,5 | -12,4 | -8,9 | -- | ||
5,9 | -6,0 | -0,1 | -3,226 [7] | ||
27,5 | 13,9 | 41,4 | -5,382 [8] | ||
45,8 | 35,9 | 81,7 | -8,575 [9] | ||
-56,9 | -76,8 | -133,7 | -12,609 [10] | ||
-30,4 | -25,8 | -56,1 | -8,919 [11] | ||
15,9 | -50,3 | -34,4 | -11,080 [12] | ||
-24,2 | -56,4 | -80,5 | -15,143 [13] | ||
2012 [14] | 18,5 | -72,7 | -54,1 | -18,209 [6] |
Суммы в таблице — млрд долларов США;
Знак «-» означает вывоз капитала, знак «+» — ввоз.
По оценке Центрального банка России, чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в первом квартале 2014 г., составил 50,6 млрд долларов (около 1,8 триллионов рублей), что в 1,8 раза больше, чем в первом квартале 2013 г. (27,5 млрд. $)[15]. Для сравнения — федеральный бюджет России на 2014 год по расходам составляет 13,960 триллионов рублей[16]
2014 — 2015 гг.По оценке Минэкономразвития России, в 2014 отток капитала составит $125 млрд. долл. США. По данным ЦБ России, в 2014 отток капитала составил $151,5 млрд. долл.[17] На 2015 министерство планирует отток не менее 90 млрд. долл, в то время как ранее считалось, что отток не превысит 50 млрд.[18]
Бегство капитала из России по своему содержанию, мотивам поведения инвесторов и основным каналам переливов и переброски капитала представляет собой уникальное явление в мировой экономике.
Нелегальный и полулегальный вывоз (утечка) капитала — это перевод капитала за границу или отказ от его репатриации, осуществляемые с нарушением действующего нормативного режима. Однако вывоз капитала может происходить и в рамках действующего законодательства, з с экономической точки зрения классифицироваться как нелегальный, поскольку российский правовой режим позволяет экономическим субъектам применять схемы, не нарушающие действующие правовые нормы. Авторы данного учебника к полулегальным каналам экспорта капитала относят вывоз капитала в рамках действующего законодательства, но с экономической точки зрения классифицируемый как нелегальный (например, вывоз капитала через офшорные юрисдикции).
Основная масса частного российского капитала, по расчетам многих российских специалистов (например, доктора экономических наук, профессора Московского университета потребительской кооперации Е. Ф. Авдокушина), вывозится в рамках бегства капитала. Разброс различных мнений об объемах бегства капитала весьма велик. Если отбросить все крайние точки зрения, то большинство экспертов сходилось во мнении, что наиболее правдоподобная оценка величины валютно-финансовых ресурсов, потерянных российской экономикой в 1992—2000 гг., составляла около 150—200 млрд долл. Это сопоставимо с общим внешним долгом России, который на 2000 г. также достиг размера около 150 млрд долл.
В общем виде основными причинами утечки капитала из России являются: •
несовершенство и противоречивость законодательной базы, особенно в области налогообложения; •
отсутствие объектов для вложения денежных средств, отвечающих интересам инвесторов; •
нестабильность политической ситуации, ее непредсказуемость; •
криминализация экономики и коррумпированность власти; •
неурегулированность отношений собственности (например, в некоторых случаях приватизация создала возможность для владельцев предприятий отчуждать находящиеся в их собственности активы и укрывать полученную выручку за рубежом); •
неблагоприятный инвестиционный климат в России; •
отсутствие доверия к национальной валюте и российским финансово-кредитным организациям.
В настоящее время бегство капитала стало принимать весьма изощренные формы, которые, как правило, не поддаются контролю в рамках действующего законодательства. Данный процесс, проанализированный Е.Ф. Авдокушиным, включает следующие элементы1: •
сокрытие экспортной выручки. Например, в 1997 г. фактический экспорт составил 117 млрд долл., из которых 78 млрд долл. были документально оформлены в соответствии с законом. Остальные 39 млрд долл. представляют собой «теневой оборот». Потерянный налог на прибыль составил 14 млрд долл. Наибольшие недопоступления в федеральный бюджет наблюдаются по таким товарам, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы и лесобумажные товары; •
занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках; •
осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3—4 млрд долл. в год; •
Меры по преодолению
был введен жесткий контроль со стороны уполномоченных банков за обоснованностью покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации и ее целевым использованием; •
были организованы ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и обязательной продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.
В результате объемы продаж валюты на внутреннем рынке за счет возврата в страну экспортной валютной выручки в 1999 г. существенно увеличились. Дальнейшее увеличение объемов торгов на ММВБ было обусловлено повышением норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 до 75%. Правда, в 2001 г. этот норматив ^ыл снижен с 75 до 50%.
Ограничению процесса бегства капитала может также способствовать: •
единый таможенно-валютный контроль за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг, особый контроль за бартерными операциями; •
инвентаризация российских инвестиций за рубежом, выяснение действительного числа предприятий, объемов и объектов капиталовложений; •
амнистия капитала, ранее нелегально вывезенного за границу.
Значение административных мер нельзя преувеличивать. Стратегической мерой по сокращению бегства капитала за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который был бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения1.
Многие страны стараются ограничить или контролировать влияние международного рынка кредитных капиталов на их экономику. К наиболее часто используемым мерам регулирования движения капиталов между национальными и международными рынками кредитных капиталов относятся: •
прямой валютный контроль; •
операции на открытом рынке; •
изменение учетной ставки центральным банком; •
установление отрицательного процента по евровалютным депозитам; •
введение обязательных резервов по евровалютным депозитам; •
операции СВОП центральных банков с коммерческими банками; •
введение двойного валютного рынка (валютного рынка с двойным режимом); •
лимитирование иностранных требований и обязательств; *
введение лицензий на платежи в зарубежные страны261.