Финансовая система Франции
Финансовая система – совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством которых в рамках той или иной социально-экономической формации осуществляется образование и использование фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные специальные фонды, финансы государственных предприятий.
Развитие государственных финансов
В соответствии с экономическим развитием Франции в последние десятилетия роль государственных финансов по аккумуляции и перераспределению национального дохода и общественного продукта усилилась. Годы нахождения у власти и «ататистов» – социалдемократов, и антигосударственников - неолибералов отмечены постоянным ростом доли государственных расходов и одновременным повышением удельного веса обязательных отчислений в ВВП. Государственные финансы Франции состоят из трех уровней формально автономных счетов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они включают в себя:
1.Счета центрального правительства, куда входят:
– общий бюджет (государственный бюджет), объединяющий доходы и расходы правительства окончательного характера;
– так называемые дополнительные и присоединенные счета государственных предприятий и организаций;
– специальные счета казначейства.
Взятые в целом, эти три категории финансовых счетов составляют расширенный или централизованный бюджет правительства.
2. Бюджеты местных органов власти.
3. Бюджеты системы социального страхования.
Национальные счета Франции позволяют проследить движение совокупных доходных и расходных операций всех звеньев государственной финансовой системы. В целом за 1950–1990 гг. суммарные расходы во Франции выросли в 7,2 раза при росте ВВП за этот период в 5 раз. Доля расходов администраций всех уровней в ВВП увеличилась за указанный период с 33 до 50%. Обязательные отчисления, т. е. часть первичных доходов, изымаемая всеми звеньями финансовой системы государства в виде налогов и социальных отчислений, росли в той же пропорции, что и государственные расходы, – с 28,3 до 44% к ВВП с 1950 по 1993 г. Увеличение масштабов перераспределения общественного продукта сопровождалось серьезными сдвигами в самой системе государственных финансов – изменением удельного веса бюджета центрального правительства и прочих ее звеньев. Среди развитых стран Запада Францию традиционно отличает специфическая структура ресурсов, перераспределяемых через каналы государственных финансов – больший удельный вес фондов социального страхования. Их доля в общей сумме обязательных отчислений выросла с 42,7% в 1980 г. до 44,5% в 1990 г., а в ВВП – с 12,8% в 1970 г. до 19,6% в 1992 г.
Другой характерной чертой государственных финансов является увеличение роли местных бюджетов, т. е. произошло перемещение ресурсов внутри финансовой системы на местный периферийный уровень. К 1990 г. они достигли 9% ВВП против 5,6% в 1980 г. Это привело, в свою очередь, к увеличению доли местных отчислений в общей сумме обязательных отчислений (с 11,1% в 1980 г. до 13,5% в 1990 г.).
К концу 90-х гг. дефицит бюджета представлял выраженную тенденцию к сокращению благодаря росту фискальных платежей и социальных взносов компаний, а также налоговых выплат физических лиц. Дефицит бюджета сократился за 1997–2000 гг. с 3,5 до 1,8%, государственный долг – с 59,3 до 57,6% ВВП. Падение доходов компаний и населения при одновременном расширении государственного потребления привело в 2001 г. к росту дефицита до 2,4%.
Специальные фонды
Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет. Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
– первую группу образуют фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития Франции);
– вторую группу составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции.
Источники средств социальных специальных фондов складываются из:
– взносов предпринимателей – 60%;
– взносов застрахованных – 18%;
– поступления государства – 20%;
– прочие доходы – 2%.
К ним относятся: пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов, создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. К ним относятся также многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.
Счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией, и утверждаются парламентом. Средства специальных счетов проходят по двум разделам бюджета, в его доходной и расходной части. Самый крупный фонд – это фонд экономического и социального развития, который выдает кредиты от 3 до 5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.
Присоединенные бюджеты составляются организациями, пользующимися финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Расходы каждого бюджета покрываются его доходами. Финансы местных предприятий отделены от местных бюджетов. Обычно к ним относятся: предприятия, обеспечивающие водоснабжение и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.
Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства, торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные органы власти ( различные бухгалтерские службы). В целом в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29,3% за счет отчислений на социальное страхование).
Финансы государственных предприятий
Франция занимает одно из первых мест среди развитых стран по величине государственного сектора, получившего развитие в послевоенные годы в результате национализации. На него приходится около 1/10 ВВП, более четверти всех инвестиций и около 15% всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтика, электроника, химия).
Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы. Контроль со стороны парламента за ними незначительный. В соответствии с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию. Ресурсы государственного сектора формируются из различных источников: собственных средств – 25%, безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета – 18, долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке, – 57%. Государственные предприятия делятся на прибыльные и убыточные. Прибыльные предприятия вносят в бюджет налог на прибыль корпораций и отчисления от прибыли. Основная причина убыточности предприятий – политика заниженных цен и тарифов на товары и услуги, предоставляемые монополиям. Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.
Большая роль в финансовой системе отводится ТНК («Компанифрансез де петроль» и «Эльф-Акитен» – нефтяные, «Пежо-Ситроен» и «Рено» – автомобильная промышленность, «Пешине-Южин-Кюльман» – алюминиевая промышленность, «Мишлен» и «Рон Пуленк» – химическая и резинотехническая промышленность) и предпринимательству.
Французские компании много отдают казне. Ставка корпоративного налога здесь выше средней ставки по ЕС. В начале правления социалистов на компании была возложена дополнительная нагрузка в виде новых фискальных платежей (социального налога на прибыль, общего налога на загрязняющие отрасли) и надбавки к корпоративному налогу для фирм с оборотом свыше 50 млн. франков, то есть практически для всех (кроме малых предприятий). Нигде в странах ЕС предприниматели не платят столь высоких социальных взносов, как во Франции, – они составляют 2/5 от общей величины социальных взносов в стране, или 10% ВВП. Финансовое положение компаний ухудшается. Поэтому стране необходимы серьезные преобразования в области финансов предприятий и предпринимательства.