Анализ рентабельности машиностроительного предприятия

Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация нуждается в анализе финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.

Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей проводится на основе финансовых результатов.

 
 
 
 
 
Лист
 
Для принятия решений, связанных с дальнейшим функционированием организации, финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой информации, но и правильная ее обработка, оценка и грамотное использование полученных результатов в текущей деятельности и для прогнозирования финансового состояния. С этой целью проводится финансовый анализ. Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые для удобства объединяются в несколько групп, характеризующих:

· ликвидность баланса предприятия;

· платежеспособность;

· финансовую устойчивость;

· рентабельность и деловую активность предприятия.

Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия за 2013 - 2014г., тыс. руб.

Показатели 2014 г. 2013 г.
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) 3603,10 1923,46
Полная себестоимость реализованной продукции 3210,44 1844,86
Прибыль от реализации продукции 392,66 78,60
Прибыль отчетного периода 407,78 82,94
Налог на прибыль 130,48 26,90
Чистая прибыль 277,30 56,04

Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу.

Для проведения анализа рентабельности деятельности машиностроительного предприятия необходимы данные, представленные в таблице 2.

Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать

среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб., а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности, составит:

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru тыс. руб.

Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментные значения показателей капитала.

Таблица 2Исходные данные для анализа рентабельности деятельности машиностроительного предприятия.

Показатель 2013 г. тыс. руб. 2014 г., тыс. руб.
Выручка от реализации товарной продукции 1923,46 3603,1
Затраты на производство и сбыт продукции 1844,86 3210,44
Прибыль от реализации продукции 78,6 392,66
Балансовая прибыль 82,94 407,78
Налог на прибыль 26,90 130,48
Чистая прибыль 56,04 277,3
Собственный капитал 828,42 944,16
Внеоборотные активы 238,1
Весь капитал предприятия 1608,92 2024,43

Рассчитаем показатели рентабельности:

Рентабельность продаж

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru , (9)

где

Rп - рентабельность продаж;

Прп -прибыль от реализации продукции;

В -выручка от реализации продукции.

 
 
 
 
 
Лист
 
В анализируемом периоде (2002 г.):

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %.

В предшествующем периоде (2013 г.):

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %.

Таким образом, если в 2013 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,09 коп, то в 2014 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил 10,9 коп.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек):

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru (10)

где

И -затраты на производство и сбыт продукции.

В 2014 г. Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %

В 2013 г. Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %.

Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2014 году принес предприятию прибыли 12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем 2013 году.

рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru (11),

где ЧП -чистая прибыль;

В(ср) -итог баланса (средний).

В 2014 г. Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %

 
 
 
 
 
Лист
 
В 2013 г. Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %.

В 2014 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2013 г. доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.

Рентабельность собственного капитала (Rск):

 
 
 
 
 
Лист
 
Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru , ( 12)

Где СК –собственный капитал предприятия.

В 2014 г. Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %

В 2013 г. Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru %.

Эффективность использования собственных средств предприятия в 2014 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.

 
 
 
 
 
Лист
 
3. Пути повышения рентабельности предприятий отрасли

Действуя в рыночных условиях, производители стремятся получить максимум прибыли. Для этого существует несколько способов:

Повышение продажной цены. В условиях рынка на ценообразование влияет соотношение спроса и предложения. Однако производители-монополисты имеют возможность поднимать тарифы на свою продукцию в пределах, ограниченных мерами государственного регулирования рынка.

Снижение себестоимости продукции. Это достигается повышением эффективности производства, причем наиболее целесообразно техническое перевооружение. Возможны и другие пути – реконструкция, модернизация, совершенствование организации производства. Чем ниже себестоимость и цена производства по сравнению с такими же показателями у конкурентов на рынке, тем выше прибыльность.

Увеличение объема производства.

Факторы роста рентабельности производство можно определить исходя из формулы:

Анализ рентабельности машиностроительного предприятия - student2.ru

Чем выше прибыль и чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли. И наоборот.

Основные пути повышения рентабельности являются увеличение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому содействует широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту

 
 
 
 
 
Лист
 
производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемые в производстве.

Анализ рентабельности продукции в целом и по отдельным ее видам, способствует определению внутренних резервов снижения себестоимости продукции, путей повышения качества продукции и соответствующего увеличения цен. В заключении стоит отметить, что увеличение рентабельности продукции влечет улучшение финансового, социального и экономического положения предприятия.

Рентабельность – это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.

Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение отдачи основных средств и т.д.

Не менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.

Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие новшества и т.д.

Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:

1) ускорением товарооборачиваемости;

2) уменьшением массы издержек;

3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.

Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:

1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;

2) освоение нового рынка;

3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;

4) организационно-управленческие новшества.

 
 
 
 
 
Лист
 
Первый тип обеспечивает прирост показателей рентабельности с одновременным ростом объема реализации. Второй тип создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной из стратегий:

 
 
 
 
 
Лист
 
1) снижение цены при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж, которое увеличит массу рентабельности;

2) не изменять цену продаж, тогда будет обеспечиваться рост рентабельности благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода.

В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.

 
 
 
 
 
Лист
 
Заключение

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

В современной литературе нет четкого подхода к рассмотрению термина рентабельность, а также к выделению систем показателей рентабельности. Стоит понимать, что рентабельность надо стоит связывать с понятием «прибыльности», а не «дохода», т.к. рентабельность связана не со всем доходом, а лишь с определенными его формами, она выступает как одна из форм общей категории – доходности. Также следует уточнить и то, что при расчете рентабельности целесообразно учитывать только те ресурсы, использование которых приводит к получению данного эффекта.

Уровни рентабельности по отраслям сильно разнятся, и мы не можем установить единые должные уровни для всех отраслей народного хозяйства. На сегодняшний день рентабельность выше у предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, все это связано со сложившейся государственной политикой и российскими реалиями ведения бизнеса, т.к. именно доходы от данного вида деятельности формируют львиную долю доходах государства. Рентабельность в большинстве отраслейотечественной экономики не столь высока, как хотелось бы, хотя до кризисного периода можно было наблюдать некий рост данного показателя.

 
 
 
 
 
Лист
 
Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 474 с.

2. Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. / Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009–231 с.

3. Володин А.А., Самсонов Н.Ф., Бурмистрова Л.А. Управление финансами (Финансы предприятий). – М.: Инфра-М, 2009. – 504 с.

4. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 717 с.

5. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2011. – 652 с.

6. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий). – М.: Экзамен, 2009. – 495 с.

7. Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 717 с.

8. Ильенкова С.Д. Финансовая экономика фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 208 с.

9. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: ЭКСМО, 2011. – 768 с.

10. Лупей Н.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Дашков и К0, 2010. – 258 с.

11. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации. – М.: Эксмо, 2010. – 256 с

12. М. Селезнев и др. / Экономика предприятия: учебник для вузов – М.: ЦЭМ, 2010. -352 с.

13.Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009.-407 с.

Наши рекомендации