Анализ рентабельности машиностроительного предприятия
Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация нуждается в анализе финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.
Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей проводится на основе финансовых результатов.
Лист |
· ликвидность баланса предприятия;
· платежеспособность;
· финансовую устойчивость;
· рентабельность и деловую активность предприятия.
Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия за 2013 - 2014г., тыс. руб.
Показатели | 2014 г. | 2013 г. |
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) | 3603,10 | 1923,46 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 3210,44 | 1844,86 |
Прибыль от реализации продукции | 392,66 | 78,60 |
Прибыль отчетного периода | 407,78 | 82,94 |
Налог на прибыль | 130,48 | 26,90 |
Чистая прибыль | 277,30 | 56,04 |
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу.
Для проведения анализа рентабельности деятельности машиностроительного предприятия необходимы данные, представленные в таблице 2.
Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать
среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб., а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности, составит:
тыс. руб.
Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментные значения показателей капитала.
Таблица 2Исходные данные для анализа рентабельности деятельности машиностроительного предприятия.
Показатель | 2013 г. тыс. руб. | 2014 г., тыс. руб. |
Выручка от реализации товарной продукции | 1923,46 | 3603,1 |
Затраты на производство и сбыт продукции | 1844,86 | 3210,44 |
Прибыль от реализации продукции | 78,6 | 392,66 |
Балансовая прибыль | 82,94 | 407,78 |
Налог на прибыль | 26,90 | 130,48 |
Чистая прибыль | 56,04 | 277,3 |
Собственный капитал | 828,42 | 944,16 |
Внеоборотные активы | 238,1 | |
Весь капитал предприятия | 1608,92 | 2024,43 |
Рассчитаем показатели рентабельности:
Рентабельность продаж
, (9)
где
Rп - рентабельность продаж;
Прп -прибыль от реализации продукции;
В -выручка от реализации продукции.
Лист |
%.
В предшествующем периоде (2013 г.):
%.
Таким образом, если в 2013 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,09 коп, то в 2014 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил 10,9 коп.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек):
(10)
где
И -затраты на производство и сбыт продукции.
В 2014 г. %
В 2013 г. %.
Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2014 году принес предприятию прибыли 12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем 2013 году.
рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):
(11),
где ЧП -чистая прибыль;
В(ср) -итог баланса (средний).
В 2014 г. %
Лист |
В 2014 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2013 г. доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.
Рентабельность собственного капитала (Rск):
Лист |
Где СК –собственный капитал предприятия.
В 2014 г. %
В 2013 г. %.
Эффективность использования собственных средств предприятия в 2014 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.
Лист |
Действуя в рыночных условиях, производители стремятся получить максимум прибыли. Для этого существует несколько способов:
Повышение продажной цены. В условиях рынка на ценообразование влияет соотношение спроса и предложения. Однако производители-монополисты имеют возможность поднимать тарифы на свою продукцию в пределах, ограниченных мерами государственного регулирования рынка.
Снижение себестоимости продукции. Это достигается повышением эффективности производства, причем наиболее целесообразно техническое перевооружение. Возможны и другие пути – реконструкция, модернизация, совершенствование организации производства. Чем ниже себестоимость и цена производства по сравнению с такими же показателями у конкурентов на рынке, тем выше прибыльность.
Увеличение объема производства.
Факторы роста рентабельности производство можно определить исходя из формулы:
Чем выше прибыль и чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли. И наоборот.
Основные пути повышения рентабельности являются увеличение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому содействует широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту
Лист |
Анализ рентабельности продукции в целом и по отдельным ее видам, способствует определению внутренних резервов снижения себестоимости продукции, путей повышения качества продукции и соответствующего увеличения цен. В заключении стоит отметить, что увеличение рентабельности продукции влечет улучшение финансового, социального и экономического положения предприятия.
Рентабельность – это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.
Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение отдачи основных средств и т.д.
Не менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.
Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие новшества и т.д.
Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:
1) ускорением товарооборачиваемости;
2) уменьшением массы издержек;
3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.
Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:
1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
2) освоение нового рынка;
3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;
4) организационно-управленческие новшества.
Лист |
Лист |
2) не изменять цену продаж, тогда будет обеспечиваться рост рентабельности благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода.
В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.
Лист |
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).
Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
В современной литературе нет четкого подхода к рассмотрению термина рентабельность, а также к выделению систем показателей рентабельности. Стоит понимать, что рентабельность надо стоит связывать с понятием «прибыльности», а не «дохода», т.к. рентабельность связана не со всем доходом, а лишь с определенными его формами, она выступает как одна из форм общей категории – доходности. Также следует уточнить и то, что при расчете рентабельности целесообразно учитывать только те ресурсы, использование которых приводит к получению данного эффекта.
Уровни рентабельности по отраслям сильно разнятся, и мы не можем установить единые должные уровни для всех отраслей народного хозяйства. На сегодняшний день рентабельность выше у предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, все это связано со сложившейся государственной политикой и российскими реалиями ведения бизнеса, т.к. именно доходы от данного вида деятельности формируют львиную долю доходах государства. Рентабельность в большинстве отраслейотечественной экономики не столь высока, как хотелось бы, хотя до кризисного периода можно было наблюдать некий рост данного показателя.
Лист |
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 474 с.
2. Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. / Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009–231 с.
3. Володин А.А., Самсонов Н.Ф., Бурмистрова Л.А. Управление финансами (Финансы предприятий). – М.: Инфра-М, 2009. – 504 с.
4. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 717 с.
5. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2011. – 652 с.
6. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий). – М.: Экзамен, 2009. – 495 с.
7. Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 717 с.
8. Ильенкова С.Д. Финансовая экономика фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 208 с.
9. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: ЭКСМО, 2011. – 768 с.
10. Лупей Н.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Дашков и К0, 2010. – 258 с.
11. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации. – М.: Эксмо, 2010. – 256 с
12. М. Селезнев и др. / Экономика предприятия: учебник для вузов – М.: ЦЭМ, 2010. -352 с.
13.Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009.-407 с.